г. Самара |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А65-22002/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сорокиной О.П., судей Некрасовой Е.Н., Корнилова А.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,
при участии:
от заявителя- не явился, извещен,
от ответчика- Патрушева Ю.Р., доверенность от 09.01.23,
от третьего лица- не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 ноября 2022 года, принятое по делу N А65-22002/2022 (судья Шайдуллин Ф.С.)
по заявлению Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к обществу с ограниченной ответственностью Строительная компания "Твой Дом" с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Поволжская экологическая компания", ООО "Управляющая компания "Предприятие Жилищно-коммунального хозяйства" о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Волжско-Камское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Строительная компания "Твой Дом" (далее - ответчик, ООО СК "Твой Дом", Общество) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в размере 825 126 руб. 91 коп. и пеней в размере 43 979 руб. 26 коп.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Поволжская экологическая компания", ООО "Управляющая компания "Предприятие Жилищно-коммунального хозяйства".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 ноября 2022 года иск удовлетворен частично. С ООО СК "Твой Дом" в пользу Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования взыскано 1 779, 63 руб. пени по плате за негативное воздействие на окружающую среду. В удовлетворении остальной части искового заявления отказано.
Управление, не согласившись с решением суда, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика в судебном заседании жалобу отклонил по мотивам, изложенным в письменных пояснениях.
От Управления поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом рассмотрено и в порядке статей 156, 159, 184, 185, 258 АПК РФ удовлетворено.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, представленного отзыва, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, основанием для предъявления иска явился выявленный Управлением факт передачи ответчиком на размещение отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ на полигон ООО "УК ПЖКХ" за 2021 год в объеме 960 м3.
Рассчитав причиненный обществом вред в размере 825 126 руб. 91 коп., Управление в целях досудебного урегулирования спора направило ответчику требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы N 09-5704 от 06.06.2022
Неисполнение обязательств по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемым заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды.
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-O, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Данным определением Конституционного Суда Российской Федерации подтверждено, что полномочия по установлению порядка определения платы и ее предельных размеров предоставлены Правительству Российской Федерации.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства Российской Федерации N 913 от 13.09.2016 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", Приказом Минприроды России от 09.01.2017 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы".
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 внесены изменения в раздел I приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными организациями государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным Банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", полномочия главного администратора по взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
На территории Республики Татарстан территориальным органом Росприроднадзора в настоящее время является Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (до реорганизации 10.10.2019 -Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан), которое приказом Росприроднадзора от 20.05.2013 N 259 (ред. от 17.02.2014) наделено полномочиями, в том числе, по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет, по взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Законом N 7-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 16 данного Закона плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ данную плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (абзац 1).
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (абзац 2).
Пунктом 2 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с этим Законом.
Управление при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду, руководствуясь представленными обществом с ограниченной ответственностью "ПЭК" сведениями, исходило из объема размещенных отходов в количестве 960 м3 в соответствии с IV классом опасности "отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ".
Между тем, из представленных самим истцом выписок реестра принятых отходов для транспортирования ООО "ПЭК" за 2021 год и письма ООО "ПЭК" следует, что ответчик предоставил на размещение отходов от строительства и ремонта, относящихся к V классу опасности.
Доказательств обратного истцом в нарушение ст.ст. 9, 65, 66 АПК РФ не представлено.
Таким образом, вывод арбитражного суда о том, что плату ответчика за негативное воздействие на окружающую среду в 2021 году следует исчислять исходя из V класса опасности, что составит 21 523,97 руб., является обоснованным.
Следовательно, заявленные требования в части платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат признанию правомерными частично в размере 21 523,97 руб.
Кроме того, заявителем в связи с несвоевременным внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду заявлено требование о взыскании 43 979,26 руб. пени.
Расчет суммы пени произведен в соответствии с пунктом 33 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" - несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый день просрочки.
В силу пункта 7 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Таким образом, в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду пени начисляются, начиная с 2 марта года, следующего за отчетным годом (Письмо Минприроды России от 25.03.2016 N 06-09-44/5872 "О разъяснениях по плате"), и начисляются за каждый календарный день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни.
В процессе рассмотрения дела ответчик произвел оплату за размещения отходов производства за 2021 год платежным поручением N 1481 от 07.09.2022, тем самым исковые требования были удовлетворены добровольно.
Поскольку заявленные требования в части взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат признанию правомерными частично, исходя из суммы 21 523,97 руб., то сумма пени, подлежащая уплате ответчиком за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, составила 1 779,63 руб.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Арбитражный суд пришел к верному выводу о том, что представленное ответчиком платежным поручением подтвержден факт полного погашения ответчиком подлежащей оплате суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду. Истцом как доказательств обратного, так и возражений не представлено, контррасчет не оспорен.
В связи с тем, что задолженность перед истцом полностью погашена, заявленные требования удовлетворены судом частично в части пени в размере 1 779,63 руб.
Государственная пошлина по иску отнесена на ответчика, поскольку удовлетворение требований имело место после обращения Управления в суд.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, выводы суда не опровергают, а по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой судом обстоятельств дела. Между тем, иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом обстоятельств, а также иное толкование норм права не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не может служить основанием для отмены судебного акта.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для удовлетворения иска.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, со ссылкой на судебные акты по другим делам, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 ноября 2022 года, принятое по делу N А65-22002/2022, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 ноября 2022 года, принятое по делу N А65-22002/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.П. Сорокина |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22002/2022
Истец: Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора), г.Казань
Ответчик: ООО Строительная компания "Твой Дом", г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд г. Самара, ООО "Поволжская экологическая компания", ООО "ПЭК"