г. Самара |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А65-18347/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Сетевая компания"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 октября 2022 года по делу N А65-18347/2022 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению Акционерного общества "Сетевая компания" в лице филиала АО "Сетевая компания" Казанские электрические сети (ОГРН: 1021602830930, ИНН: 1655049111)
к МКУ "Управлении архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН: 1061655001440, ИНН: 1655065681),
третье лицо - Петриченко Андрей Сергеевич,
о признании; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Сетевая компания" в лице филиала АО "Сетевая компания" Казанские электрические сети (далее - заявитель, Сетевая организация, общество) обратилось в суд с заявлением к МКУ "Управлении архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - ответчик)
- о признании действий, выразившихся в отказе в согласовании трассы электрокабеля по объекту "Строительство участка КЛ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП - 2253 (Петриченко А.С.) 2021/КЭС/Т202 по ул. Ульянова Ленина, д. 24", а также отказа в представлении информации со списком заинтересованных лиц при производстве земляных работ незаконными;
- об обязании согласовать трассу электрокабеля по объекту "Строительство участка КЛ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП - 2253 (Петриченко А.С.) 2021/КЭС/Т202 по ул. Ульянова Ленина, д. 24", а также предоставить информацию со списком заинтересованных лиц при производстве земляных работ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, был привлечен Петриченко Андрей Сергеевич (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 октября 2022 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе истец просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 октября 2022 года по делу N А65-18347/2022 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Определением суда апелляционной инстанции от 02.12.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы на 11.01.2023.
Определением суда апелляционной инстанции от 11.01.2023 судебное разбирательство по делу было отложено на 01.02.2023.
В суд от истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 30.03.2021 между АО "Сетевая компания" и Петриченко Андреем Сергеевичем заключен договор N 2021/КЭС/Т202 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 1 Договора сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств третьего лица объектов электроэнергетики (аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами, в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства, а третье лицо обязалось оплатить расходы на технологическое присоединение.
В рамках заключенного Договора АО "Сетевая компания" разработаны мероприятия по технологическому присоединению (Технические условия, Приложение N 1 к Договору), где пунктом 9 на сетевую организацию была возложена обязанность по строительству КЛ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП-2253 до РУ-0,4 кВ заявителя.
В ходе проведения проектной проработки трассы электрокабеля АО "Сетевая компания" учтены все ландшафтные особенности местности, минимальное число пересечений с различными коммуникациями, кратчайшая, с целью экономичности строительства, трасса кабельной линии.
Заявитель 17.05.2022 обратился к ответчику с заявлением (исх. N 112-18/2601) о согласовании трассы электрокабеля по объекту "Строительство участка КЛ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП-2253 (Петриченко А.С.) 2021/КЭС/Т202 по ул. Ульянова Ленина, д. 24", а также предоставлении списка заинтересованных лиц при производстве земляных работ.
Письмом от 05.06.2022 N 15/09-05-10-3199 ответчик сообщил заявителю, что не возражает против представленного направления трассы электрокабеля, однако ввиду того, что не согласован в установленном порядке генеральный план в составе эскизного предложения объекта (жилой дом), для которого необходимо подключение к сетям электроснабжения, он готов вернуться к рассмотрению трассы при условии согласования эскизного предложения объекта в соответствии с пунктом 2.8.8 Постановления Исполкома муниципального образования г. Казани от 26.02.2021 N 491 "Об утверждении Административного регламента предоставления Исполнительным комитетом г. Казани муниципальной услуги по выдаче заключения о соответствии проектной документации карте (плану) подземных инженерных коммуникаций и сооружений".
Не согласившись с действиями ответчика по отказу в согласовании трассы электрокабеля по объекту "Строительство участка КЛ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП-2253 (Петриченко А.С.) 2021/КЭС/Т202 по ул. Ульянова Ленина, д. 24", а также предоставлении списка заинтересованных лиц при производстве земляных работ, заявитель обратился в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) возлагается на соответствующий орган.
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, разработка проекта которого осуществляется органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу (пункт 4 статьи 2, часть 1 статьи 12, часть 1 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани принято постановление от 25.02.2011 N 782, которым утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг органами Исполнительного комитета г. Казани.
Из представленного ответчиком отзыва следует, что в согласовании трассы заявителю отказано, поскольку на дату рассмотрения проекта не согласован в установленном порядке внешний облик объекта, для которого необходимо подключение к сетям электроснабжения в отделе городского дизайна Управления.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 26.02.2021 N 491 утвержден Административный регламент предоставления Исполнительным комитетом г. Казани муниципальной услуги по выдаче заключения о соответствии проектной документации карте (плану) подземных инженерных коммуникаций и сооружений (далее - Административный регламент N 491 от 26.02.2021).
Настоящий Регламент устанавливает стандарт и порядок предоставления Исполнительным комитетом г. Казани муниципальной услуги по выдаче заключения о соответствии проектной документации карте (плану) подземных инженерных коммуникаций и сооружений (далее - муниципальная услуга, услуга).
Согласно пункту 1.2 Административного регламента N 491 от 26.02.2021 получателями муниципальной услуги являются физические или юридические лица, а также самозанятые граждане, являющиеся правообладателями земельных участков, объектов капитального строительства, к которым осуществляется строительство инженерных коммуникаций; лица, земельные участки которым предоставлены в установленном порядке для строительства инженерных коммуникаций; эксплуатирующие организации или правообладатели инженерных коммуникаций; лица, которым предоставлено право пользования земельными участками для строительства инженерных коммуникаций без их предоставления и установления сервитута; а также уполномоченные ими лица (далее - заявители).
Непосредственный исполнитель муниципальной услуги - Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани".
В соответствии с пунктом 1.5 Административного регламента N 491 от 26.02.2021 Регламент распространяется на сводные планы инженерных коммуникаций к объектам капитального строительства, инженерные коммуникации к проектируемым, реконструируемым и существующим объектам капитального строительства, инженерные коммуникации, сопутствующие объектам транспортной инфраструктуры, проектируемые магистральные инженерные коммуникации и инженерные коммуникации квартального значения, а также на их реконструкцию и капитальный ремонт, вынос инженерных коммуникаций из зоны строительства объектов.
Пунктом 2.8 Административного регламента N 491 от 26.02.2021 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Подпунктом 8 пункта 2.8 Административного регламента N 491 от 26.02.2021 установлен отказ в исполнении муниципальной услуги, если не согласован архитектурно-градостроительный облик рассматриваемого объекта в порядке, установленном постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 13.10.2016 N 4130.
Доказательства согласования заявителем архитектурно-градостроительного облика рассматриваемого объекта в порядке, установленном постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 13.10.2016 N 4130, в материалах дела отсутствуют и в ходе судебного заседания заявителем не представлены.
Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 403 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства" входит в исчерпывающий перечень процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, применяемых в случае, если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления (раздел II).
Правила землепользования и застройки г. Казани, утвержденные Решением Казанской городской Думы от 16.08.2021 N 5-8 содержат статью 7 "Проектирование".
Согласно статье 7 Правил землепользования и застройки г. Казани архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
До разработки проектной документации в целях получения решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта физическими и юридическими лицами разрабатываются эскизные предложения.
Получение решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта является обязательным для всех видов объектов капитального строительства, за исключением:
1) подземных линейных объектов;
2) инженерных сооружений, расположенных внутри складской или производственной территории, не выходящих на территории общего пользования;
3) индивидуальных жилых домов, садовых домов, расположенных (проектируемых) за пределами территории исторического поселения регионального значения города Казань, зон охраны объектов культурного наследия, а также индивидуальных жилых домов, садовых домов, земельные участки которых не выходят на улицы районного и общегородского значения, береговую полосу общего пользования.
Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта осуществляется Исполнительным комитетом в порядке оказания муниципальной услуги.
Состав сведений, подлежащих включению в эскизное предложение, определяется правовым актом Исполнительного комитета.
Постановлением Исполкома муниципального образования г. Казани от 13.10.2016 N 4130 утвержден Административный регламент предоставления Исполнительным комитетом г. Казани муниципальной услуги по согласованию архитектурно-градостроительного облика объекта (проектируемых и реконструируемых объектов капитального строительства, входных групп и объектов благоустройства).
Согласно пункту 1.7 Административного регламента N 4130 под архитектурно-градостроительным обликом объекта понимается авторский замысел архитектурного объекта, выраженный его внешним архитектурным и художественным, объемно-пространственным, композиционным, функционально-планировочным решением, увязанный с окружающей градостроительной средой, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства, реконструкции, ремонта, благоустройства и художественного оформления объекта, в том числе в виде эскизного предложения, реализованный для эксплуатации.
Пунктом 2.5 Административного регламента N 4130 предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги (в два этапа), подлежащих представлению заявителем.
На основании изложенного, суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, пришел к верному выводу о том, что при обращении в МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" заявителем представлен не полный пакет документов, который перечислен в пункте 2.8 Административного регламента N 491 от 26.02.2021.
Заявителем при обращении в Управление за оказываемой муниципальной услугой не был согласован архитектурно-градостроительный облик рассматриваемого объекта в порядке, установленном постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 13.10.2016 N 4130.
Согласно пункту 2.8 Административного регламента N 491 от 26.02.2021 основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является, в том числе не согласование архитектурно-градостроительного облика рассматриваемого объекта в порядке, установленном постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 13.10.2016 N 4130 (подпункт 8).
Таким образом, суд, исследовав материалы дела и установив, что заявителем не представлен полный пакет документов, необходимых и обязательных для предоставления муниципальной услуги в соответствии с Административным регламентом N 491 от 26.02.2021, пришел к правильному выводу о том, что действия МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", выразившиеся в отказе в согласовании трассы электрокабеля по объекту "Строительство участка КЛ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП-2253 (Петриченко А.С.) 2021/КЭС/Т202 по ул. Ульянова Ленина, д. 24", а также отказе в представлении информации со списком заинтересованных лиц при производстве земляных работ, соответствуют действующему законодательству, не нарушают прав и законных интересов заявителя и не могут быть признаны судом незаконными, что исключает удовлетворение заявленных требований, в том числе об обязании ответчика согласовать трассу электрокабеля в отсутствие согласованного внешнего облика объекта в обход установленной процедуры.
При этом, заявитель не лишен возможности обратиться в Управление в надлежащем порядке за получением необходимой услуги, при соблюдении установленных законом требований.
Доводы заявителя о том, что требования Административного регламента являются неисполнимыми и адресованы ненадлежащему лицу, правомерно отклонены судом, поскольку положения Административного регламента не оспорены, не признаны в установленном порядке не соответствующими требованиям действующего законодательства. Правовых оснований для оценки требований нормативного акта - Административного регламента - на предмет их исполнимости и целесообразности в рассматриваемом случае у суда не имеется.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 20.01.2023 по делу N А65-7991/2022.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку при обращении в суд апелляционной инстанции подателем апелляционной жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., при том, что по рассматриваемой категории дел размер государственной пошлины составляет 1 500 руб., излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению плательщику из федерального бюджета согласно ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 октября 2022 года по делу N А65-18347/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Акционерному обществу "Сетевая компания" в лице филиала АО "Сетевая компания" Казанские электрические сети (ОГРН: 1021602830930, ИНН: 1655049111) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 16218 от 18 ноября 2022 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18347/2022
Истец: АО "Сетевая компания" "Казанские электрические сети" , г.Казань, АО "Сетевая компания", г.Казань
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г.Казани", г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционый суд, Петриченко Андрей Сергеевич, г.Москва