город Ростов-на-Дону |
|
09 февраля 2023 г. |
дело N А32-1217/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барановой М.С.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель Барнаш Е.А. по доверенности от 26.12.2022;
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 08.12.2022 по делу N А32-1217/2022
по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и
Республике Адыгея (ИНН 2308171570 ОГРН 1102308008330)
к администрации Ейского городского поселения Ейского района
(ИНН 2306032420 ОГРН 1072306004044)
при участии третьего лица: администрации муниципального образования
Ейского района
об обязании принять объекты в муниципальную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации Ейского городского поселения Ейского района (далее - администрация поселения), согласно которого просит:
признать незаконным решение администрации поселения от 08.09.2021 N 01-5150/2021 об отказе в принятии в собственность объекта недвижимости - гидротехнического сооружения: Берегоукрепление протяженностью 0,750 км, кадастровый номер 23:42:0000000:450, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Ейск, участок бондарного завода;
обязать администрацию поселения в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда принять в муниципальную собственность объект недвижимого имущества - гидротехническое сооружение: Берегоукрепление протяженностью 0,750 км, кадастровый номер 23:42:0000000:450, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Ейск, участок бондарного завода.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2022 по делу N А32-1217/2022 в удовлетворении исковых требований.
Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, исковые требования удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что спорное недвижимое имущество подлежит передаче в муниципальную собственность в силу закона.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, который принят судом к рассмотрению и приобщен к материалам дела.
В судебное заседание не явились представители истца и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находится объект недвижимого имущества - гидротехническое сооружение: Берегоукрепление протяженностью 0,750 км, кадастровый номер 23:42:0000000:450, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Ейск, участок бондарного завода (далее - ГТС).
Указанное ГТС передано в собственность Российской Федерации от ФГУП "Главное управление берегоукрепительных и противооползневых работ" по акту приема-передачи от 07.10.2014.
Письмом от 09.08.2021 N 23-05/15469 Управление Росимущества обратилось в администрацию поселения в целях передачи спорного ГТС из федеральной в муниципальную собственность на основании пунктов 7, 21, 24 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
В письме от 08.09.2021 N 01-5150/2021 администрация поселения проинформировала истца об отказе в принятии в муниципальную собственность ГТС, ссылаясь на то, что вопросы безопасности гидротехнических сооружений не входит в перечень вопросов местного значения.
Ссылаясь на уклонение администрации от принятия спорного объекта в муниципальную собственность, истец обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 125, пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи спринятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Согласно данной норме находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В данном случае отказ администрации поселения от принятия спорного имущества в муниципальную собственность мотивирован тем, что спорное ГТС относится к сооружениям инженерной защиты от негативного воздействия водного объекта, относящегося к федеральной собственности; орган местного самоуправления не вправе принимать меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении названного объекта, а потому он в силу закона подлежит передаче в федеральную собственность.
Согласно пункту 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором, имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу пунктов 1, 3 части 2 статьи 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
В соответствии с частью 1 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Исключением из этого правила является нахождение в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица пруда, обводненного карьера, расположенного в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, если иное не установлено федеральными законами (часть 2 статьи 8 ВК РФ).
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных положений статей 1, 5, 8 ВК РФ моря и их отдельные части (лиманы) являются собственностью Российской Федерации.
Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах (пункт 4 части 2 статьи 39 ВК РФ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Частью 7 статьи 67.1 ВК РФ установлено, что собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 ВК РФ.
Согласно пунктам 1 и 17 статьи 24 ВК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению, а также принимать меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий только в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.
В то время как обязанность по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, возлагается на органы государственной власти Российской Федерации.
По смыслу статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод обслуживают водный объект и обеспечивают безопасность его использования (предотвращают негативное воздействие вод). Гидротехнические сооружения могут находиться в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также в собственности физических или юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы.
В силу пункта 16 статьи 1 ВК РФ негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
Обладая необходимыми признаками принадлежности главной вещи, спорные гидротехнические сооружения следуют судьбе главной вещи (статья 135 Гражданского кодекса РФ).
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 03.06.2019 N 304-ЭС19-6696 констатировал, что обязанность по содержанию сооружения инженерной защиты территории от негативного воздействия водного объекта, находящегося в федеральной собственности, возлагается на Российскую Федерацию.
При этом полномочия по защите от негативного воздействия водного объекта, находящегося в федеральной собственности, не относятся к вопросам местного значения, отнесены к компетенции собственника водного объекта в лице федеральных органов исполнительной власти (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2021 N 302-ЭС20-23130; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.03.2022 по делу N А32-29021/2020).
Орган местного самоуправления вправе осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению, а также принимать меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий только в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований (определение Верховного Суда от 27.04.2017 N 18-КГ16-190).
В целях установления технического состояния спорного объекта определением суда от 27.07.2022 по ходатайству истца назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Экспертное решение", г. Краснодар.
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
1) Каковы технические характеристики спорного объекта - берегоукрепления протяженностью 0,750 км, кадастровый номер 23:42:0000000450, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, участок бондарного завода?
2) В пределах какого земельного участка расположен спорный объект?
3) Является ли спорный объект гидротехническим сооружением?
4) Соответствует ли спорный объект всем необходимым нормам и правилам (строительным, градостроительным, экологическим, санитарно-эпидемиологическим, пожарным нормам и правилам, правилам землепользования и застройки и т.д.)?
5) Создает ли спорный объект угрозу жизни и здоровья граждан?
В экспертном заключении от 08.09.2022 N 119/16.1 эксперты пришли к следующим выводам:
1) Технические характеристики обследованного объекта - берегоукрепления протяженностью 0,750 км, кадастровый номер 23:42:0000000:450, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, участок бондарного завода составляют:
1. Пляж - используется по назначению: длина - 750, 0 м; высота абсолютной отметки - от 1,10 м до 1,25 м; материал покрытия (засыпки) - песок крупнозернистый; дата ввода в эксплуатацию - 1992 г.;
2. Пляжная берма - используется по назначению: длина - 750, 0 м; высота абсолютной отметки - от 1,10 м до 1,25 м; материал покрытия (засыпки) - гравийно-песчаная отсыпка; дата ввода в эксплуатацию - 1992 г.;
3. Вдольбереговая дорога - используется по назначению: длина - 750, 0 м; ширина от 6,0 м до 8,50 м; материал покрытия - гравийно-песчаная смесь; дата ввода в эксплуатацию - 1992 г.
2) Обследованный объект берегоукрепления протяженностью 0,750 км, кадастровый номер 23:42:0000000:450 расположен в пределах следующих участков:
часть берегоукрепления, площадью 1925 кв. м (пятно застройки), расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 23:42:0000000:263 (под яхт клуб) по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Пляжная, 7/2 (графическое приложение N 1 - 3);
часть берегоукрепления, площадью 9434 кв. м (пятно застройки), расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 23:42:0102003:20, входящего в единое землепользование с кадастровым номером 23:42:0000000:10 (боксы для хранения плавсредств) по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Рабочая, 2б (графическое приложение N 1 - 3);
часть берегоукрепления, площадью 315 кв. м (пятно застройки), расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 23:42:0102003:398, (для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения) по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Лиманская, 1д (графическое приложение N 1 - 3);
часть берегоукрепления, площадью 104 кв. м (пятно застройки), расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 23:42:0102003:720 (под лодочной стоянкой) по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Рабочая (графическое приложение N 1 - 3);
часть берегоукрепления, площадью 1440 кв. м (пятно застройки), расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 23:42:0102003:21, входящего в единое землепользование с кадастровым номером 23:42:0000000:10 (боксы для хранения плавсредств) по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Рабочая, 2б (графическое приложение N 1 - 3);
часть берегоукрепления, площадью 348 кв. м (пятно застройки), расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 23:42:0102003:1144 (боксы для хранения плавсредств) (графическое приложение N 1 - 3);
остальная часть спорного объекта расположена на неразграниченных землях (земли неразграниченной муниципальной собственности).
3) Обследованный объект - берегоукрепление, протяженностью 750 м является гидротехническим сооружением.
4) Обследованный объект - берегоукрепление, протяженностью 750 м соответствует строительным, градостроительным, экологическим, санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям, а также действующим правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Совета Ейского городского поселения Ейского района от 29.01.2013 N 52/4.
В части соответствия пожарным нормам и правилам исследованный объект не категорируются по пожарной безопасности.
5) Обследованный объект находится в работоспособном состоянии - категория технического состояния, при которой некоторые из численно оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта, норм и стандартов, но имеющиеся нарушения требований, например, по деформативности, а в железобетоне и по трещиностойкости, в данных конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и несущая способность конструкций, с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается (ввиду отсутствия проектных решений для исследований и невыполнения технологических вскрытий). Следовательно, результат строительства - берегоукрепления, своим техническим состоянием (работоспособное состояние), угрозу для жизни граждан не создает.
Оценив представленное заключение судебной экспертизы согласно требованиям процессуального закона, суд пришел к выводу о том, что оно соответствует положениям статей 82, 83, 86 АПК РФ, отражает все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, ответы на поставленные судом вопросы, заключение достаточно мотивировано, выводы экспертов являются полными и ясными. Кроме того, эксперты предупреждены об уголовной ответственности в соответствии со статьей 307 УК РФ. Судебная экспертиза проведена в полном соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса РФ и Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Учитывая вышеизложенное, указанное заключение эксперта принято в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу.
Таким образом, экспертным путем установлено, что спорное сооружение - берегоукрепление находится в работоспособном состоянии, не создающем угрозу жизни и здоровью граждан.
Из материалов дела следует, что спорное гидротехническое сооружение - берегоукрепление расположено на Ейской косе на берегу Ейского лимана (в районе бондарного завода) в г. Ейске. Составными частями берегоукрепления являются - волногасящий пляж: песчаный пляж, пляжная берма, вдольбереговая дорога.
Поскольку спорное гидротехническое сооружение - берегоукрепление относится к сооружениям инженерной защиты территории от негативного воздействия водного объекта, находящегося в федеральной собственности (Ейский лиман, являющийся частью Азовского моря), суд с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.06.2019 N 304-ЭС19-6696, приходит к выводу об отсутствии оснований для его передачи в муниципальную собственность.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отсутствуют основания для признания незаконным отказа администрации поселения от 08.09.2021 N 01-5150/2021 в принятии в муниципальную собственность спорного имущества.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2022 по делу N А32-1217/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1217/2022
Истец: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ООО Научно-производственное предприятие ЮрИнСтрой
Ответчик: Администрация Ейского городского поселения Ейского района
Третье лицо: Администрация МО Ейский район, Администрация муниципального образования Ейский район