город Томск |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А45-24043/2022 |
Судья Седьмого арбитражного апелляционного суда Ваганова Р.А., рассмотрев апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения города Новосибирска "Управление дорожного строительства" (N 07АП-11404/2022) на решение от 09.11.2022 (резолютивная часть 26.10.2022) Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-24043/2022 (судья Серёдкина Е.Л.), рассмотренному в порядке упрощенного производства.
по исковому заявлению муниципального казенного учреждения города Новосибирска "Управление дорожного строительства" (ОГРН 1065406101265), г. Новосибирск, к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью Строительная компания "Сибстрой" (ОГРН 1135476119635), г. Новосибирск, о взыскании неустойки в размере 375776,73 рублей,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение города Новосибирска "Управление дорожного строительства" (далее - истец, Учреждение, апеллянт) обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью Строительная компания "Сибстрой" (далее - ответчик, ООО СК "Сибстрой") о взыскании неустойки в размере 375 776,73 рублей.
Дело рассмотрено арбитражным судом на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства.
Решением от 09.11.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (резолютивная часть 26.10.2022) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Учреждение в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование жалобы ее подателем указано на то, что списание неустойки по контракту в любом случае является правом муниципального заказчика, а не его обязанностью. При этом апеллянт утверждает, что ответчик при заключении контракта должен был учитывать вероятность начисления неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств, являясь лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность на профессиональной основе.
Ответчик в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В соответствии с требованиями статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 47, 49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Новосибирской области рассмотрена судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, судьей единолично без проведения судебного заседания, извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов электронного дела и установлено судом первой инстанции, 09.08.2021 между истцом (заказчиком) и ответчиком (подрядчиком), был заключен муниципальный контракт N 57/21 (далее - контракт) на сумму 12 500 000 рублей, предметом которого является: "Выполнение работ по выполнению ремонта дорог в зонах индивидуальной жилой застройки" в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к Контракту).
В соответствии с пунктом 4.1. контракта выполнение работ, предусмотренных контрактом, осуществляется с момента заключения контракта и по 22.10.2021.
В установленный контрактом срок работы не были сданы.
В соответствии с пунктом 7.2. контракта в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных подрядчиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Расчет неустойки по контракту осуществлен в соответствии с частью 4.6.7. статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), с пунктом 7.2. контракта, информационного сообщения Центрального Банка Российской Федерации от 28.02.2022 о размере ключевой ставки 20%, по состоянию на дату оплаты пени 06.04.2022, следующим образом:
Сумма неисполненных обязательств составила 12 500 000 рублей.
25.11.2021 подрядчиком были сданы работы на сумму 4 320 121,61 руб. Просрочка исполнения обязательств с 23.10.2021 по 24.11.2021 составила 33 дня. Сумма неустойки, таким образом, составила 275 000 руб.
02.12.2021 подрядчиком были сданы работы на сумму 3 484 581,14 руб. Просрочка исполнения обязательств с 25.11.2021 по 01.12.2021 составила 7 дней. Сумма неустойки, таким образом, составила 38 172,77 руб.
22.12.2021 подрядчиком были сданы работы на сумму 4 587 613,54 руб. Просрочка исполнения обязательств с 02.12.2021 по 21.12.2021 составила 20 дней. Сумма неустойки, таким образом, составила 62 603,96 руб.
В соответствии с пунктом 7.3. контракта подрядчик оплачивает заказчику неустойку (штрафы, пени) в течение 5 рабочих дней со дня получения от заказчика требования об уплате неустойки (штрафов, пеней), в соответствии с пунктом 3.6. контракта.
В рамках соблюдения требований, предусмотренных частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 12.1. контракта, истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 06.04.2022 N 1318 с предложением в добровольном порядке произвести уплату неустойки в размере 375 776,73 руб. (список N 383 (партия 94 ВПО от 21.04.2022).
Однако, в досудебном порядке ответчик оплату неустойки не произвел.
Поскольку претензия была оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском для защиты своих прав и законных интересов.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Заключенное сторонами соглашение по существенным условиям является муниципальным контрактом на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд, по которому в соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Правоотношения участников сделки регулируются гражданско-правовыми нормами о подрядных работах для государственных или муниципальных нужд, содержащимися в статьях 763 - 768 Гражданского кодекса Российской Федерации, общими нормами о подряде (статьи 702 - 729 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также соответствующими нормами Закона N 44-ФЗ. При этом в регулировании подрядных работ для государственных и муниципальных нужд приоритетное значение остается за нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.10.2011 N 9382/11.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором (пункты 1, 2 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы, и если иное не установлено законом или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение сроков выполнения работы.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан уплатить кредитору неустойку в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу пункта 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом", в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 которого списание неустойки осуществляется заказчиком в случае, если сумма начисленных пеней не превышает 5% от цены контракта.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Вместе с тем, отклоняя доводы жалобы, апелляционный суд дополнительно руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783), устанавливают порядок и случаи списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (пункт 1).
По пункту 2 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в" - "д" данного пункта.
Пункт 11 Правил списания устанавливает, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
В случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации на основании Закона N 44-ФЗ, списание неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика (пункт 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
При этом установленный порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами, в связи с чем наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию неустойки, поскольку подобные антикризисные меры установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных (муниципальных) контрактов.
Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства.
При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2019 N 305-ЭС19-5287).
Проверив расчет неустойки, представленный истцом, суд апелляционной инстанции находит его необоснованным.
Согласно пункту 38 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного 28.06.2017, при расчете пени, подлежащей взыскании в судебном порядке за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту в соответствии с частями 5 и 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, суд вправе применить размер ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент вынесения судебного решения.
В Определении Верховного суда Российской Федерации от 04.12.2018 N 302-ЭС18-10991 указано, что разъяснения, содержащиеся в пункте 38 Обзора, не затрагивают ситуацию, когда спорное обязательство было исполнено.
Соответственно, ставка рефинансирования применяется на момент фактического исполнения обязательства, то есть на дату подписания акта приема-передачи, равным образом как расторжения контракта, так как именно датой подписания акта приемки-передачи прекращается юридическое действие.
Так, ставка рефинансирования изменяется до даты вынесения решения судом, однако последующий период после подписания акта приемки-передачи не затрагивается и не учитывается при расчете неустойки.
В настоящем деле, исходя из того, что контракт был расторгнут сторонами по обоюдному согласию с 20.04.2022, апелляционный суд приходит к выводу о том, что для целей расчета неустойки ключевая ставка Центрального Банка России должны быть принята на 20.04.2022.
В соответствии с Информационным сообщением Банка России от 08.04.2022 ключевая ставка составила 17,00% годовых.
Вместе с тем, пунктом 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Так, расчет неустойки, выполненный апелляционным судом, выглядит следующим образом:
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Формула |
Неустойка |
||
с |
по |
дней |
||||
12 500 000,00 |
23.10.2021 |
Новая задолженность на 12 500 000,00 руб. |
||||
12 500 000,00 |
23.10.2021 |
25.11.2021 |
34 |
17 |
12 500 000 |
240 833,33 |
8 179 878,39 |
25.11.2021 |
Оплата задолженности на 4 320 121,61 руб. |
||||
8 179 878,39 |
26.11.2021 |
02.12.2021 |
7 |
17 |
8 179 878,39 |
32 446,85 |
4 695 297,25 |
02.12.2021 |
Оплата задолженности на 3 484 581,14 руб. |
||||
4 695 297,25 |
03.12.2021 |
22.12.2021 |
20 |
17 |
4 695 297,25 |
53 213,37 |
107 683,71 |
22.12.2021 |
Оплата задолженности на 4 587 613,54 руб. |
||||
107 683,71 |
23.12.2021 |
20.04.2022 |
119 |
17 |
107 683,71 |
7 261,47 |
Сумма основного долга: 107 683,71 руб. | ||||||
Сумма неустойки: 333 755,02 руб. |
Тем не менее, поскольку рассчитанная судом неустойка составляет величину ниже 5% от цены контракта (12 500 000 руб. х 5% = 625 000 руб.), штрафные санкции должны быть списаны, а исковые требования не подлежат удовлетворению.
Учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция считает судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя, который в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.11.2022 (резолютивная часть 26.10.2022) Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-24043/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.02.2023.
Судья |
Р.А. Ваганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-24043/2022
Истец: муниципальное казенное учреждение города Новосибирска "Управление дорожного строительства"
Ответчик: ООО СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "СИБСТРОЙ"