г. Владивосток |
|
09 февраля 2023 г. |
Дело N А59-4093/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства государственного управления Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-380/2023
на решение от 07.12.2022
судьи Е.С.Логиновой
по делу N А59-4093/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по исковому заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (ИНН 6500005551, ОГРН 1026500532960)
к Министерству государственного управления Сахалинской области (ОГРН 1206500000024, ИНН 6501307562)
о взыскании ущерба в размере 139 416 рублей 84 копеек, причиненного в результате несвоевременного предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета,
третьи лица: Саушина Елена Александровна, Иванова Татьяна Евгеньевна,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (далее - истец, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к Министерству государственного управления Сахалинской области (далее - ответчик, Министерство) о взыскании ущерба в размере 139 416 рублей 84 копеек, причиненного в результате несвоевременного предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Определением от 16.08.2022 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Саушину Елену Александровну и Иванову Татьяну Евгеньевну.
Решением суда от 07.12.2022 исковые требования Пенсионного фонда удовлетворены частично, суд взыскал с Министерства государственного управления Сахалинской области в пользу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области 58 848 руб. 13 копеек ущерба. В удовлетворении остальной части исковых требований судом отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 07.12.2022, ответчик просит его отменить в части взыскания с Министерства в пользу Пенсионного фонда ущерба в сумме 58 855,17 руб. и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Пенсионного фонда в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы Министерство указывает на неполное выяснение судом первой инстанции имеющих значение для дела обстоятельств, а именно неосуществления Пенсионным фондом своевременного контроля за достоверностью представленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, что повлияло на принятие Пенсионным фондом незаконных решений об осуществлении выплат спорным лицам.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
В связи с тем, что решение суда первой инстанции обжалуется в части, возражений стороны не заявляли, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность и обоснованность оспариваемого судебного акта только в обжалуемой части.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что Министерство государственного управления Сахалинской области является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
06.05.2020, 03.08.2020 Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области в отношении третьих лиц вынесены решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), согласно которым:
- Саушиной Е.А. назначена ежемесячно с 01.05.2020 страховая пенсия по старости в размере: 21 247 рублей 99 коп. страховая пенсия и 8 529 рублей 38 коп. фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом индексации как неработающему пенсионеру; с 01.08.2020 страховая пенсия по старости в размере: 21 247 рублей 99 коп. страховая пенсия и 8 529 рублей 38 коп. фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом индексации как неработающему пенсионеру;
- Ивановой Т.Е. назначена ежемесячно с 01.05.2020 страховая пенсия по старости в размере 14 553 3 рублей 85 коп. и 8 529 рублей 38 коп. фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом индексации как неработающему пенсионеру; с 01.08.2020 страховая пенсия по старости в размере 14 553 рублей 85 коп. и 8 529 рублей 38 коп. фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом индексации как неработающему пенсионеру.
13.04.2021 управлением вынесено решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии N 263 в связи с несвоевременным предоставлением работодателем отчетности по форме СЗВ-М за май 2020 года в отношении Саушиной Е.А.
13.04.2021 управлением составлен протокол N 166066 о выявлении излишне выплаченной за период с 01.05.2020 по 30.04.2021 пенсии Саушиной Е.А. в размере 83 283 рублей 33 коп.
13.04.2021 управлением вынесено решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии N 266 в связи с несвоевременным предоставлением работодателем отчетности по форме СЗВ-М за май 2020 года в отношении Ивановой Т.Е.
13.04.2021 управлением составлен протокол N 185192 о выявлении излишне выплаченной за период с 01.05.2020 по 30.04.2021 пенсии Ивановой Т.Е. в размере 56 133 рублей 51 коп.
В результате неправомерных действий ответчика - страхователя по обязательному пенсионному страхованию, который несвоевременно представил сведения о работающих у него застрахованных лицах - Саушиной Е.А. и Ивановой Т.Е., необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, работающим пенсионерам была выплачена повышенная фиксированная сумма страховой пенсии по старости с учетом индексации как неработающим пенсионерам, чем истцу причинен ущерб на общую сумму 139 416 рублей 84 копеек.
Пенсионным фондом направлено в адрес ответчика письмо от 01.04.2022 N 5891/04 о добровольном возмещении ущерба.
Поскольку ответчик оставил письмо истца без удовлетворения, последний обратился в суд с рассматриваемым иском о взыскании с ответчика данных сумм в качестве убытков.
Исследовав и оценив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда в обжалуемой части не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" Закон N 400-ФЗ дополнен статьей 26.1, определяющей порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 названного Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с названным Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 названного Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Положения части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ корреспондируют с положениями части 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), которым установлена обязанность страхователи представлять предусмотренные пунктами 2 - 2.2 названной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 названной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 статьи Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 названной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность 6 сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 названного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 1064 ГК РФ для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.
Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
Из материалов дела судом установлено, что 10.06.2016 ответчик представил в Пенсионный фонд отчетность по форме СЗВ-М (исходная) о факте работы в мае 2020 года застрахованных лиц, в которой отсутствовали сведения о третьих лицах - Саушиной Е.А. и Ивановой Т.Е.
29.03.2021 ответчик представил в Пенсионный фонд отчетность по форме СЗВ-М (дополняющая) о факте работы в мае 2020 года застрахованных лиц, в том числе Саушиной Е.А. и Ивановой Т.Е., согласно которой указанные третьи лица в мае 2020 года осуществляли трудовую деятельность у ответчика.
Судом установлено, что Саушиной Е.А. с 2012 года назначена пенсия по старости на основании решения от 07.02.2012; Ивановой Т.Е. с 2012 года назначена пенсия по старости на основании решения от 30.05.2016. При этом, получая пенсию по старости, указанные третьи лица являлись работниками ответчика, то есть работающими пенсионерами.
В связи с несвоевременным получением от ответчика сведений о вышеуказанных застрахованных третьих лицах по форме СЗВ-М за май 2020 года, Пенсионный фонд, посчитав, что они прекратили осуществление трудовой деятельности, 01.08.2020 принял решения о выплате Саушиной Е.А. и Ивановой Т.Е. с 01.08.2020 страховой пенсии с учетом индексации, как неработающим пенсионерам.
При этом Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", которым внесены изменения, в том числе в Федеральный закон N 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает учреждению ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами 7 работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Из материалов дела усматривается, что Министерством в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области 20.07.2020 в электронном виде представлены сведения по форме РСВ-1 за 2 квартал 2020 года, в которой указаны сведения на Иванову Т.Е. и Саушину Е.А. относительно сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица всего с начала расчетного периода).
В силу пункта 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности и вносит их на индивидуальные лицевые счета застрахованных (зарегистрированных) лиц ежеквартально - в течение месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, представленных налоговым органом в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27- ФЗ.
Согласно представленным истцом документам, сведения по форме РСВ-1 за 2 квартал 2020 года поступили в Пенсионный фонд от налогового органа 12 сентября 2020 года.
Представленная Министерством форма РСВ-1 за 2 квартал 2020 года, поступившая в Пенсионный фонд 12.09.2020, содержала все сведения, позволяющие истцу убедиться в том, что третьи лица - Иванова Т.Е. и Саушина Е.А. осуществляли трудовую деятельность в апреле, мае и июне 2020 года у ответчика.
В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего 8 Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
Из анализа указанной нормы права следует, что пенсия пенсионеру, возобновившему трудовую деятельность, выплачивается в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности. При этом, пенсия с учетом индексации выплачивается только в случае возобновления работы после осуществления индексации.
Следовательно, по верному суждению суда первой инстанции, принципиальное значение имеет дата вынесения Пенсионным фондом решения о выплате сумм страховой пенсии с учетом индексации.
Как следует из материалов дела, решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), вынесены Пенсионным фондом 06.05.2020 и 03.08.2020. Вместе с тем, согласно представленных истцом в материалы дела историй выплат, Ивановой Т.Е. и Саушиной Е.А. выплата пенсии в повышенном размере с октября 2020 года осуществлена с 02.10.2020.
Согласно пункту 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка. Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии".
На основании пункта 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
В свою очередь, частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Таким образом, выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Если после принятия решения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного решения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения. Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Установив, что фактически выплата пенсии третьим лицам была произведена Пенсионным фондом в 02.10.2020, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истец имел возможность пересмотреть ранее принятое им решение от 01.08.2020 с учетом сведений РСВ-1, полученных истцом 12.09.2020.
При таких обстоятельствах, исковые требования в части взыскании ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Ивановой Т.Е. и Саушиной Е.А., за период октября 2020 года по апрель 2021 года в размере 80 561 рубля 67 коп. удовлетворению не подлежали в связи с недоказанностью истцом наличия ущерба в указанной сумме, а также наличие причинно-следственной связи между причиненным вредом и противоправным поведением ответчика. В данной части возражений стороны не заявили.
Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования в части взыскания ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Ивановой Т.Е. и Саушиной Е.А. за период с мая по сентябрь 2020 года в размере 58 855 рублей 17 коп., суд первой инстанции правомерно исходил из доказанности истцом размера и причинно-следственной связи между причиненным вредом и поведением ответчика, выразившимся в несвоевременном предоставлении сведений на указанных застрахованных лиц.
Так, согласно материалам дела, выплата пенсии в повышенном размере пенсионерам на основании сведений ответчика о работающих у него в мае 2020 года лицах, осуществлена пенсионным фондом в октябре 2020 года. Таким образом, сведения по форме РСВ-1 были представлены в Пенсионный фонд ранее того месяца, в котором была фактически осуществлена выплата пенсии и позднее вынесения Пенсионным фондом решения о выплате пенсии с учетом индексации. Иными словами, сведения по форме РСВ за 2 квартал 2020 года поступили в Пенсионный фонд после вынесения истцом решений о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии). То есть на момент вынесения решений и выплаты пенсии Пенсионный фонд не располагал сведениями о факте работы Ивановой Т.Е. и Саушиной Е.А. у ответчика с мая 2020 года.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ, отчетный период - период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год. Данной нормой закона установлено, что независимо от того, сколько дней в месяце застрахованное лицо проработало у страхователя, последний обязан предоставить сведения персонифицированного учета в орган Пенсионного фонда за отчетный период, то есть месяц.
Таким образом, судом установлено, что ответчик обязан был представить сведения о третьих лицах как лицах, осуществлявших трудовую деятельность в мае 2020 года, однако ответчик данную обязанность не исполнил своевременно, и на момент осуществления выплаты пенсии в повышенном размере, истец не располагал информацией о факте осуществления указанным лицом трудовой деятельности в мае 2020 года.
Таким образом, исковые требования в части взыскания ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Ивановой Т.Е. и Саушиной Е.А., за период с мая по сентябрь 2020 года в размере 58 855 рублей 17 коп., обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции при вынесении решения не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, не описал доводы и основания, по которым ответчик оспаривает исковые требования, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку то обстоятельство, что в судебном акте не указаны какие-либо конкретные доказательства либо доводы не свидетельствует о том, что они не были исследованы и оценены арбитражным судом.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 07.12.2022 по делу N А59-4093/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4093/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Иванова Татьяна Евгеньевна, Саушина Елена Александровна