г. Вологда |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А05-11833/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 08 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Болдыревой Е.Н. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповым Д.С.,
при участии от индивидуального предпринимателя Рюмина Николая Сергеевича его представителя Шадрина А.Е. по доверенности от 11.04.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Рюмина Николая Сергеевича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 декабря 2022 года по делу N А05-11833/2022,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Рюмин Николай Сергеевич (ОГРН 314291810400014, ИНН 291700459926; адрес: 164124, Архангельская область, Каргопольский район, деревня Шелоховская) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Северному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1172901008972, ИНН 2901287271; адрес: 185013, Республика Карелия, город Петрозаводск, район Рыбка, улица Новосулажгорская, дом 20а; далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 14.10.2022 N 22210603 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 02 декабря 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, на нарушение или неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Полагает, что производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии заявителя состава административного правонарушения. Также ссылается на наличие существенных нарушений управлением порядка привлечения к административной ответственности. Указывает на то, что перевозки осуществлялись предпринимателем Рюминым Н.С. не для регулярных пассажирских маршрутов, а разово, по заказу физических лиц, на основании договоров фрахтования транспортного средства, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что перевозчик определял маршрут и расписание. Полагает, что обращения граждан по телефонному номеру, с целью выяснения возможности добраться до пункта назначения, само по себе не свидетельствует о том, что предприниматель Рюмин Н.С. выполнял регулярную перевозку пассажиров. Ссылается на то, что в приобщенных к материалам дела документах отсутствуют билеты, багажные квитанции, квитанции на провоз ручной клади.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя предпринимателя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 05.10.2022 в 12 час 50 мин в районе 1 215 км федеральной автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" при проведении сотрудником управления постоянного рейда на основании решения от 30.012.2021 N 1-РЗ произведен осмотр транспортного средства - автобуса FORD TRANSIT, государственный регистрационный номер М792УР29, под управлением водителя Рюмина Н.С., осуществлявшего перевозку пассажиров по маршруту "г. Каргополь - г. Архангельск".
Согласно путевому листу от 05.10.2022 N 68, перевозку пассажиров осуществлял предприниматель Рюмин Н.С. (ИНН 291700459926).
Должностным лицом управления составлен акт постоянного рейда от 05.10.2022 N 577, в котором зафиксировано, что в салоне автобуса на момент остановки находилось 14 пассажиров, маршрут перевозки "г. Каргополь - г. Архангельск". При составлении акта постоянного рейда, Рюмин Н.С. письменно пояснил, что осуществляет перевозку 14 пассажиров из г. Каргополя до г. Архангельска. Стоимость проезда составляет 1 600 руб. Проезд оплачивается по прибытии в пункт назначения и по просьбе пассажиров выдаются билеты.
В ходе осмотра автобуса должностному лицу управления Рюминым Н.С. представлены документы, в том числе путевой лист автобуса от 05.10.2022 N 68, свидетельство о регистрации транспортного средства, водительское удостоверение.
При этом водителем не предоставлена для проверки карта маршрута регулярных перевозок.
В ходе проведения контрольного мероприятия сотрудником управлением получены письменные объяснения находившихся в автобусе Ford Transit, государственный регистрационный знак М792УР29 пассажиров Явдощак О.А., Гиль В.Н. и Кузнецов А.В., показания которых зафиксированы в протоколах опроса от 05.10.2022.
Проверяющим установлено, что заявитель использовал указанное транспортное средство для регулярных перевозок пассажиров и багажа в отсутствие карты маршрута регулярных перевозок (в момент проверки данная карта водителем автобуса не предъявлена), что является нарушением требований части 3 статьи 35 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Таким образом, управление пришло к выводу об использовании предпринимателем для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, когда наличие такой карты является обязательным.
По факту выявленного уполномоченным должностным лицом управления в присутствии представителя предпринимателя составлен протокол от 07.10.2022 N 12210858 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, а также принято постановление от 14.10.2022 N 22210603 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб. (с учетом определения от 07.11.2022 об исправлении опечатки (том 1, листы 54-61).
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 4 статьи 11.33 КоАП РФ использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
В примечании к этой статье определено, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Объектом указанного административного правонарушения являются отношения в области обеспечения безопасности регулярных перевозок, связанные с организацией регулярных перевозок, в том числе с допуском юридических лиц или индивидуальных предпринимателей к осуществлению указанного вида перевозок.
Субъектом правонарушения является лицо, допущенное в установленном законом порядке к осуществлению регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, с использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом N 220-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 названного Закона в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Согласно части 2 статьи 17 настоящего Закона право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
На основании пункта 20 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Порядок оформления карты маршрута регулярных перевозок предусмотрен статьей 28 указанного Закона, который предусматривает, что карта маршрута регулярных перевозок оформляется на бланке или в форме электронной карты.
В силу части 10 статьи 4 названного Закона в течение семи дней со дня включения межрегионального маршрута регулярных перевозок в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, которые обратились с заявлением об установлении межрегионального маршрута регулярных перевозок, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту регулярных перевозок и карты данного маршрута регулярных перевозок.
Как предусмотрено частью 3 статьи 17 указанного Закона, карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Из положений части 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ следует, что водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
На основании пункта 1 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункт 2 указанной статьи ГК РФ).
Так, согласно статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.
Определение вида перевозки (регулярные перевозки или перевозки по заказам) имеет существенное значение для квалификации совершенного Обществом деяния и решения вопроса о наличии в его действиях события и состава вменяемого ему административного правонарушения.
Правила осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа установлены главой 3 Закона N 259-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 19 названного Закона регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
Положениями пунктов 3, 4, 5, 27 Правил перевозок пассажиров багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1586 (далее - Правила N 1586), предусмотрено, что расписание регулярных перевозок определяется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена остановка транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров, при установлении или изменении такого маршрута регулярных перевозок, осуществляемом в соответствии с Законом N 220-ФЗ. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Расписание, касающееся перевозок в междугородном сообщении, помимо сведений, указанных в пункте 4 настоящих Правил, содержит временной график прибытия транспортных средств в остановочный пункт. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что необходимым условием при осуществлении регулярных перевозок является наличие публичного договора как основания перевозки, системность деятельности по перевозке, наличие расписания движения.
В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Закона N 259-ФЗ расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.
Согласно пункту 9 статьи 2 Закона N 259-ФЗ маршрут регулярных перевозок - это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
На основании части 1 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
Таким образом, карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, подтверждающих право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок.
В свою очередь, вопросы перевозки пассажиров и багажа по заказам регламентированы главой 4 Закона N 259-ФЗ.
В силу статьи 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.
Частью 1 статьи 27 Закона N 259-ФЗ предусмотрено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Согласно части 2 статьи 27 Закона N 259-ФЗ договор фрахтования, указанный в части 1 названной статьи, должен включать в себя: сведения о фрахтовщике и фрахтователе; тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); маршрут и место подачи транспортного средства; определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством; порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
Договор фрахтования, указанный в части 1 названной статьи, может включать в себя иные не содержащиеся в части 2 этой статьи условия (часть 3 статьи 27 Закона N 259-ФЗ).
При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров (часть 4 статьи 27 Закона N 259-ФЗ).
Перевозка пассажиров и багажа по заказу регулируется разделом третьим Правил N 1586.
Согласно пункту 72 данных Правил договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.
В силу пункта 73 вышеназванных Правил договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок посадки в транспортное средство в соответствии с пунктами 74 и 75 настоящих Правил.
Так, согласно пункту 74 Правил N 1586 порядок идентификации лиц, имеющих право посадки в транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, определяется договором фрахтования. Такая идентификация может осуществляться в том числе на основании документов, реквизиты которых указаны на материальных носителях или в электронном виде, либо посредством использования единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, в соответствии с законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В случае если Федеральным законом "О транспортной безопасности" и Федеральным законом "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" при осуществлении перевозок пассажиров и багажа по заказу требуется формирование списка пассажиров, посадка пассажиров в транспортное средство, используемое для таких перевозок, осуществляется в соответствии с указанными списками (пункт 75 Правил N 1586).
Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Заказ-наряд составляется фрахтовщиком в 2 экземплярах (оригиналах), подписанных фрахтовщиком и фрахтователем, и должен содержать обязательные реквизиты согласно приложению 4. Первый экземпляр остается у фрахтовщика, второй вручается фрахтователю (пункт 76 Правил N 1586).
Договор фрахтования или его копия, в том числе копия договора фрахтования, заключенного в электронном виде, на бумажном носителе, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала и до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов (пункт 77 Правил N 1586).
Из совокупного анализа приведенных норм следует вывод о том, что признаками, определяющими оказание услуг по перевозке пассажиров как регулярные перевозки, являются заключение перевозчиком с пассажиром публичного договора и осуществление такой перевозки по заранее установленному маршруту в соответствии с заранее установленным расписанием от пункта отправления до пункта назначения, наличие остановочных пунктов. При этом маршрут и расписание определяется перевозчиком, оплата по данному договору взимается перевозчиком с пассажира за оказываемую им услугу перевозки.
Целью заказной перевозки, осуществляемой по договору фрахтования, для фрахтовщика является предоставление фрахтователю в пользование всей, либо части вместимости транспортного средства за плату, а для фрахтователя - получение за плату всей, либо части вместимости транспортного средства. Услуги, оказываемые по такому договору, оплачиваются фрахтователем (заказчиком) фрахтовщику (перевозчику) за предоставление ему в пользование для перевозки всей, или части вместимости транспортного средства.
При осуществлении пассажирских перевозок по заказу именно пассажирами определяется время отправления автобуса и место посадки в автобус.
Податель жалобы указывает на отсутствие признаков регулярных перевозок в оказываемых им услугах, настаивает на том, что поездка осуществлялась на основании договоров фрахтования, которые заключались при посадке в автобус с каждым гражданином, на транспортном средстве имелись таблички "Заказной", билеты, расписание (график) движения по маршруту регулярных перевозок у водителя отсутствовали, указатель и номер маршрута на транспортом средстве отсутствовали. Также заявитель ссылается на то, что материалы дела не содержат таких обязательных условий как билеты и расписания.
Применительно к рассматриваемому случаю судом первой инстанции установлено, что, вопреки доводам подателя жалобы, предоставляемые предпринимателем условия перевозки характерны для регулярных перевозок.
В данном случае, как усматривается в материалах дела, после остановки спорного транспортного средства Рюминым Н.С. предъявлены проверяющему список пассажиров от 05.10.2022 по маршруту следования г. Архангельск - г. Каргополь (расстояние 450 км), г. Каргополь - г. Архангельск (расстояние 450 км), а также только один договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров по заказу от 05.10.2022, заключенный предпринимателем и гражданином Пачиным А.Д.
Однако из буквального содержания пункта 77 Правил N 1586 следует, что договор фрахтования или его копия, в том числе копия договора фрахтования, заключенного в электронном виде, на бумажном носителе, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала и до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.
Вместе с тем договоров фрахтования, заключенных с иными 13 пассажирами, находившимися в автобусе, апеллянтом не представлено ни в ходе постоянного рейда в момент проверки автобуса, ни в управление при рассмотрении дела об административном правонарушении, ни в материалы настоящего дела.
Из показаний пассажиров автобуса Явдощак О.А., Гиль В.Н. и Кузнецова А.В., опрошенных в качестве свидетелей, следует, что маршрут перевозки "г. Каргополь - г. Архангельск" и расписание движения автобуса установлено самим перевозчиком; пассажиры пользуются услугами данного перевозчика постоянно, бронирование места в автобусе осуществляется по телефону перевозчика +79314059792; время отправления, маршрут определял перевозчик; посадка в автобус осуществлялась в Каргополе и по пути следования; пассажиры автобуса оплачивали стоимость проезда по маршруту водителю по прибытии в пункт назначения с последующей выдачей билета; с иными пассажирами автобуса опрошенные свидетели не знакомы.
Таким образом, из показаний всех свидетелей однозначно следует, что время отправления было назначено самим перевозчиком, пассажиры автобуса друг с другом не были знакомы.
Также свидетели подтвердили, что оплата за проезд производилась непосредственно водителю по прибытии в пункт назначения с последующей выдачей билета.
Следовательно, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, свидетельские показания достоверно подтверждают, что фактически предпринимателем осуществлялась не заказная перевозка пассажиров, а перевозка по регулярному маршруту по установленным перевозчиком времени и месту отправления, с посадкой и высадкой пассажиров по ходу следования автобуса.
С учетом вышеизложенного сам по себе факт оформления предпринимателем списка пассажиров и одного договора фрахтования с одним из пассажиров, свидетельствует о том, что данные документы являются лишь способом придания осуществляемой предпринимателем Рюминым Н.С. деятельности вида заказной перевозки, в целях сокрытия фактических регулярных перевозок пассажиров.
Также как установлено судом, сам заявитель в своих показаниях от 05.10.2022 в акте постоянного рейда от 05.10.2022 указал, что перевозит 14 человек по маршруту "Каргополь - Архангельск". Стоимость Проезда составляет 1 600 руб. Проезд оплачивается по прибытии в пункт назначения и с выдачей билета по просьбе пассажира.
Кроме того, как указано судом в обжалуемом решении, управлением в ходе проверки установлено, что при осмотре судом информационных ресурсов сети Интернет на сайте "Каргополь, туристский информационный центр" (по ссылке: http://kargopoltic.ru/index.php/kargopol-kak-dobratsya/raspisanie-dvizheniya-avtobusov) опубликовано объявление, в котором присутствует описание услуги по перевозке пассажиров автобусом по маршруту "Каргополь - Шелоховская - Конёво - Архангельск" ИП Рюмин Н.С. с указанием периодичности отправления (ежедневно, кроме субботы), времени выезда и прибытия, места отправления, а также номеров мобильных телефонов для связи (тел:+7(931)405-97-92, +7(953)268-90-03) (том 1, лист 105).
Помимо изложенного управлением установлено, что на сайте "Вконтакте" (по ссылке: https://vk.com/id444290049), в профиле Николая Рюмина, размещена информация о пассажирских перевозках ИП Рюмин Н.С. по маршруту "Каргополь - Шелоховская - Конёво - Архангельск". Также указаны телефоны для записи (89314059792 и 89532689003) и расписание (ежедневно кроме субботы. Выезд с Каргополя 7:00, прибытие в Архангельск с 12:30 до 13:00) (том 1, листы 103-104).
Доводы представителя апеллянта о недоказанности ответчиком того факта, что названные объявления даны именно предпринимателем Рюминым Николаем Сергеевичем, отклоняются коллегией судей как несостоятельные, поскольку номер контактного телефона "89314059792", отраженный в этих объявлениях, совпадает с номером телефона заявителя, указанном в доверенности, выданной предпринимателем Рюминым Н.С. на имя его представителя Шадрина А.Е., в путевом листе от 05.10.2022, в протоколе от 07.10.2022 N 12210858 об административном правонарушении (том 1, листы 13, 26, 60-61, 62, 79; том 2, лист 13).
Кроме того, оба номера контактных телефонов, указанные в вышеназванных объявлениях, размещенных на информационных ресурсах сети Интернет на сайте "Каргополь, туристский информационный центр" и "Вконтакте", отражены в договоре фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров по заказу от 05.10.2022, заключенном предпринимателем Рюминым Н.С. с гражданином Пачиным А.Д., представленном самим заявителем проверяющему в ходе рейда.
Из показаний свидетелей Явдощак О.А. и Кузнецова А.В. также следует, что по телефонному номеру 7(931)405-97-92 осуществлялось бронирование мест в автобусе для осуществления поездки.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что из указанной выше информации, размещенной на информационных ресурсах сети Интернет, следует, что именно заявитель как перевозчик предлагает заключить договор на перевозку пассажиров по маршруту "Каргополь - Шелоховская - Конёво - Архангельск", как в прямом, так и обратном направлении. При этом перевозка осуществляется согласно установленному в сети Интернет расписанию.
Согласно полученной управлением информации из системы контроля транспортного потока Betamont Measure-in-Motion, находящегося на 1215 км федеральной автомобильной дороги М-8 "Холмогоры", которая находится в оперативном подчинении Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора, через рубежи контроля стационарных комплексов автоматической фиксации транспортного потока, зафиксирован неоднократный проезд транспортного средства Ford Transit, государственный регистрационный знак М792УР29, а именно 02 и 03 октября, 30, 28, 25, 22, 20 сентября 2022 года, что указывает на регулярный характер перевозок (том 1, лист 78).
Доказательств того, что в указанные даты спорное транспортное средство следовало с иной целью без перевозки пассажиров, апеллянтом в материалы дела не представлено.
Судом учтено, что из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 14.10.2022 следует, что Рюмин Н.С. осуществляет перевозки пассажиров автобусами по маршруту "Каргополь - Архангельск" до пяти раз в неделю, с отправлением из г. Каргополя в 7 часов утра, в обратную сторону он одет в 14 часов. Выдает билеты, которые пробиваются через кассовый аппарат.
Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств следует, что пассажиры не определяют маршрут и время отправления автобуса, за получением услуги перевозки обращаются к перевозчику, стоимость проезда установлена перевозчиком и зависит от расстояния, оплата проезда производится водителю транспортного средства.
Вопреки доводам заявителя, совокупностью имеющихся в деле доказательств достоверно подтверждается тот факт, что услуга по перевозке пассажиров транспортным средством, оказанная предпринимателем 05.10.2022, носила признаки регулярных перевозок.
Вместе с тем при осуществлении перевозки пассажиров по регулярному маршруту заявитель должен был в установленном порядке получить соответствующие разрешительные документы, в том числе карту маршрута.
Регулярная перевозка пассажиров с использованием автобуса должна осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с требованиями Закона N 220-ФЗ.
При этом отсутствие сведений о включении спорного маршрута следования транспортного средства, используемого заявителем для осуществления регулярных перевозок пассажиров, в реестр межрегиональных либо межмуниципальных маршрутов не может являться основанием для освобождения предпринимателя от обязанности исполнения требований части 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ, согласно которой водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок (а не перевозок по установленному маршруту, внесенному в реестр), обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Иначе возможность избежания административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, за отсутствие карты маршрута при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в случае неуказания такого маршрута в реестре межрегиональных или межмуниципальных маршрутов, приводит к получению лицом, осуществляющим такие перевозки, необоснованных преимуществ из своего незаконного и недобросовестного поведения.
Кроме того, нарушение установленного порядка использования автобуса для осуществления регулярных перевозок пассажиров, в том числе использование автобуса для таких перевозок без карты маршрута по произвольному (не зарегистрированному) маршруту регулярных перевозок, нарушает безопасность дорожного движения, снижая степень защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Поскольку перевозку пассажиров по указанному маршруту заявитель осуществлял с использованием автобуса и не имел при этом карты маршрута регулярных перевозок, управление пришло к обоснованному выводу о наличии в деянии предпринимателя события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Ссылка апеллянта на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 апреля 2021 года по делу N А05-513/2021 отклоняется апелляционным судом, поскольку сделана без учета содержания постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2021 года по этому же делу.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В рассматриваемых правоотношениях предприниматель обязан обеспечить соблюдение законодательства по организации регулярных перевозок пассажиров и несет ответственность за его неисполнение.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, но их соблюдение оказалось невозможным вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и препятствий, находящихся вне контроля предпринимателя, в материалах дела не имеется.
Неустранимые сомнения в виновности предпринимателя отсутствуют.
В связи с этим суд первой инстанции правильно указал, что в деянии предпринимателя содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Постановление вынесено административным органом в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции также поддерживает вывод суда об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку в силу нормы, содержащейся в статье 2.9 КоАП РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В рассматриваемом случае таких исключительных обстоятельств по делу не усматривается.
Предприниматель также ссылается на то, что управлением не соблюдены ограничения, введенные постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336).
С такой позицией нельзя согласиться.
Применительно к рассматриваемому делу введение Постановлением N 336 ограничений государственного и муниципального контроля в 2022 году не имеет правового значения, плановая проверка и плановое контрольное мероприятие в отношении деятельности предпринимателя не проводились.
В рассматриваемом случае правонарушение выявлено в ходе проведенного в соответствии с пунктом 1 части 7, частью 9 статьи 97.1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) постоянного рейда, под которым понимается режим государственного контроля (надзора), заключающийся в возможности постоянного нахождения инспекторов в пунктах контроля и (или) перемещения инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
В силу пункта 1 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1043 (далее - Положение N 1043), настоящий документ устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1043 надзор в соответствии с настоящим Положением осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами (далее - контролирующий орган).
Управление является территориальным органом межрегионального уровня федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (пункт 1 Положения о Северном межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от 27.06.2017 N ВБ-531фс).
В пункте 10 Постановления N 336 определено, что допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Законом N 248-ФЗ и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры.
Следует также отметить, что положения Закона N 248-ФЗ и Постановления N 336 не содержат каких-либо правовых норм, ограничивающих возможность возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении нарушений обязательных требований при рассматриваемой ситуации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии со стороны ответчика нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Так как совокупность условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в рассматриваемом случае не установлена (ранее постановлением от 13.05.2022 N 210324 предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ и привлечен к административной ответственности в виде предупреждения), представляется правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения в данном случае статьи 4.1.1 настоящего Кодекса и замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
Назначенное заявителю административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб. соответствует характеру совершенного административного правонарушения, соразмерно его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированным КоАП РФ, и цели административного производства, установленной статьей 3.1 данного Кодекса.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие апеллянта с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции правовых норм, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 декабря 2022 года по делу N А05-11833/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Рюмина Николая Сергеевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11833/2022
Истец: ИП Рюмин Николай Сергеевич
Ответчик: Северное межрегиональное управление Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта