город Томск |
|
9 февраля 2023 г. |
Дело N А27-16448/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сорокиной Е.А., |
судей |
|
Афанасьевой Е.В., Киреевой О.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шаркези А.А., рассмотрев апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Росимущества в Кемеровской и Томской областях (07АП-11995/2022) на решение от 17.11.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-16448/2022 (судья Алференко А.В.), по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Матюшенкова Кирилла Александровича, г. Кемерово (ИНН 424500019667, ОГРНИП 316420500138038) к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Кемеровской и Томской областях, г. Кемерово (ИНН 4205199592, ОГРН 1104205007840) о признании незаконным решения об отказе от 12.07.2022 N42-АЛ-07/7221,
СУД УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Матюшенков Кирилл Александрович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Кемеровской и Томской областях (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решения Межрегионального территориального управления Росимущества в Кемеровской и Томской областях, г. Кемерово от 12.07.2022 N 42-АЛ-07/7221 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в федеральной собственности, без проведении торгов с кадастровым номером 42:17:0101035:5, площадью 19916 м2, расположенного по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Юргинский район; об обязании Межрегионального территориального управления Росимущества в Кемеровской и Томской областях, г. Кемерово принять решение о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов и заключить с индивидуальным предпринимателем Матюшенковым Кириллом Александровичем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 42:17:0101035:5, площадью 19916 м2, расположенного по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Юргинский район.
Требования заявителя мотивированы незаконностью и необоснованностью отказа, так как основания, указанные заинтересованным лицом в оспариваемом решении, не могут служить основанием для отказа предпринимателю в предоставлении земельного участка в собственность. Испрашиваемый земельный участок действительно относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, но не является землями особо охраняемых природных территорий, не ограничен в обороте.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17.11.2022 исковые требования удовлетворены, признано незаконным решение Межрегионального территориального управления Росимущества в Кемеровской и Томской областях, г. Кемерово (ИНН 4205199592, ОГРН 1104205007840) от 12.07.2022 N 42-АЛ-07/7221 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в федеральной собственности, без проведения торгов, с кадастровым номером 42:17:0101035:5, площадью 19916 м2, расположенного по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Юргинский район. Суд обязал Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Кемеровской и Томской областях, г. Кемерово в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу направить индивидуальному предпринимателю Матюшенкову Кириллу Александровичу подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 42:17:0101035:5, площадью 19916 м2, расположенного по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Юргинский район.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, указывая, что спорный земельный участок является федеральной собственностью и относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов с видом разрешенного использования осуществление рекреационной деятельности, следовательно, относится к землям, ограниченным в обороте ввиду чего отказ заинтересованного лица от его предоставления в частную собственность правомерен.
Судом установлено и следует из материалов дела, что заявитель является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами 42:17:0000000:267 (дом туриста),42:17:0000000:272 (склад спортинвентаря N 3), 42:17:0000000:275 (склад спортинвентаря N 3), 42:17:0000000:277 (склад спортинвентаря N 2), 42:17:0000000:519 склад спортинвентаря N 2), 42:17:0000000:269 (дом рыбака), 42:17:0000000:278 (баня), 42:17:0000000:276 (склад спортинвентаря N 4), 42:17:0000000:271 (котельная), 42:17:0000000:274 (бассейн), 42:17:0000000:268 (столовая), расположенных на земельном участке с кадастровым номером 42:17:0101035:5, площадью 19916 м2, по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Юргинский район.
Земельный участок с кадастровым номером 42:17:0101035:5 является федеральной собственностью и относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, что подтверждается сведениями ЕГРН.
Заявитель 20.04.2022 обратился с заявлением о предоставлении в собственность указанного выше земельного участка без проведения торгов, в связи с тем, что является собственником объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
В ответ на указанное заявление получено решение об отказе в выкупе земельного участка без проведения торгов.
В решении заинтересованного лица от 12.07.2022 N 42-АЛ07/7221 приведены следующие основания для отказа в выкупе: испрашиваемый участок имеет категорию земель особо охраняемых природных территорий, является ограниченным в обороте в силу статьи 27 ЗК РФ. Полагая, что отказ нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего дела.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь правилами главы 24 АПК РФ, нормами земельного законодательства, пришёл к выводу об отсутствии у земельного участка статуса ограниченного в обороте, препятствующего передачи его в частную собственность.
Оснований не согласиться с данным выводом суд апелляционной инстанции не усматривает.
Заявитель обратился в суд с требованиями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данной статье в числе прочего приведено такое основание для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц, как то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6).
Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 36) закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в части 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Целевое назначение применительно к статьям 1, 7 Земельного кодекса Российской Федерации подразумевает дальнейшую классификацию (подразделение) земельных участков по различным категориям, а также видам разрешенного использования.
Согласно п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 94 Земельного кодекса к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Пунктом 2 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом (п. 3 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
В материалы дела были представлены ответы администрации Юргинского муниципального района N 22.09.2022, а также Государственного казенного учреждения "Дирекция особо охраняемых природных территорий Кузбасса" от 14.08.2022, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 42:17:0102035:5, площадью 19916 м2, расположенный по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Юргинский район, в границы особо охраняемых природный территорий регионального и местного значения не входит.
Установив, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 42:17:0102035:5, площадью 19916 м2, расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие истцу на праве собственности, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии у заинтересованного лица оснований для отказа в предоставлении в собственность заявителю испрашиваемого земельного участка, поскольку последний обладает исключительным правом на приобретение в собственность данного земельного участка. При этом судом обоснованно отмечено, что использование спорного земельного участка в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается с учетом ограничений хозяйственной и рекреационной деятельности, обусловленными особым правовым режимом.
Судом правомерно отмечено, что отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления.
В отношении спорного земельного участка такой акт не принимался, поэтому этот участок может быть отнесен только к землям рекреационного назначения. Однако, в отношении подобных участков статьей 27 Земельного кодекса РФ не установлены ограничения в обороте.
Иные приводимые заинтересованным лицом доводы, в частности о том, что отчуждение земельных участков в составе особо охраняемых природных территорий и объектов запрещается в силу части 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", правомерно отклонены судом с обоснованием их несостоятельности ввиду регулирования в настоящем случае порядка предоставления земельного участка нормами земельного законодательства.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.11.2022 по делу N А27-16448/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Росимущества в Кемеровской и Томской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16448/2022
Истец: Матюшенков Кирилл Александрович
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государтсвенным имуществом в Кемеровской и Томской области
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1450/2023
26.09.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11995/2022
19.04.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1450/2023
09.02.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11995/2022
17.11.2022 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-16448/2022