г. Москва |
|
09 февраля 2023 г. |
Дело N А41-57610/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Неман" и Гольдфельда Льва Витальевича на решение Арбитражного суда Московской области от 16.12.2022 по делу N А41- 57610/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Неман" - Понедельников В.В. по доверенности от 30.05.2022;
Комитета лесного хозяйства Московской области - Теслюк В.М. по доверенности от 22.11.2022;
Гольдфельда Льва Витальевича - Понедельников В.В. по доверенности от 06.08.2019.
Общество с ограниченной ответственностью "Неман" (далее - заявитель, ООО "Неман", общество) обратилось в суд с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - заинтересованное лицо, комитет) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ комитета в заключении соглашения об установлении сервитута в отношении части лестных участков с кадастровыми номерами 50:21:0000000:497 и 50:21:0070211:1911 для осуществления примыкания линейного объекта, изложенного в запросе на предоставление государственной услуги,
- обязать комитет оформить результат предоставления государственной услуги в виде соглашения об установлении сервитута в отношении части лестных участков с кадастровыми номерами 50:21:0000000:497 и 50:21:0070211:1911 в порядке, определенном пунктом 6.2 Регламента по заключению соглашений об установлении сервитутов, утвержденного постановлением губернатора Московской области от 21.12.2020 N 578-ПГ, не позднее 7 календарных дней со дня вступления в силу судебного решения,
- присудить в пользу ООО "Неман" с комитета судебную неустойку в размере 10 000 рублей за каждый день просрочки исполнения судебного решения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ГБУ МО "Мосавтодор", Федеральное агентство лесного хозяйства, ООО "СЗ "Южные горки", Гольдфельд Лев Витальевич.
Решением суда первой инстанции заявление оставлено без удовлетворения.
Заявитель и Гольдфельд Л.В. (далее - податели жалоб) обжаловали решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе податели жалоб просят решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податели жалоб указывают на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель подателей жалоб на доводах жалоб настаивали, представитель комитета возражал против них.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявителю на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 50:21:0070211:1509, площадью 76675+/-194 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, п. Горки Ленинские, промзона "Технопарк" (т. 1 л.д. 16-18);
- земельный участок с кадастровым номером 50:21:0070211:180, площадью 7438 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, п. Горки Ленинские, промзона "Технопарк", ул. Западная (т. 1 л.д. 19-21);
- земельный участок с кадастровым номером 50:21:0070211:904, площадью 2810+/-30 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, п. Горки Ленинские, промзона "Технопарк", ул. Западная (т. 1 л.д. 22-24);
- земельный участок с кадастровым номером 50:21:0070211:1488, площадью 14913+/-43 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, п. Горки Ленинские, промзона "Технопарк", ул. Восточная (т. 1 л.д. 25-27).
В пределах вышеуказанных земельных участков расположено сооружение - автомобильная дорога с кадастровым номером 50:21:0070211:1913, протяженностью 4165 м, принадлежащее на праве собственности ООО "Неман" (т. 1 л.д. 28-30).
Между тем, как указывает заявитель, общество по настоящее время не имеет официально узаконенного примыкания к автодороге Каширское шоссе.
ГБУ МО "Мосавтодор" в адрес представителя заявителя направлено письмо от 05.09.2022 N исх-25568/2022, в котором указано, что с 01.11.2016 услуга по выдаче согласия, содержащего технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению, предоставляется в электронном виде с подачей заявления на сайте государственных услуг Московской области. В части возможности организации примыкания ГБУ МО "Мосавтодор" указало о готовности выдать согласие, содержащее технические требования и условия на устройство примыкания земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070211:1509 к автомобильной дороге "Каширское шоссе - северный въезд "Горки Ленинские" при условии установления сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:497, а также ликвидации существующего незаконного примыкания к автомобильной дороге "Каширское шоссе - северный въезд "Горки Ленинские" на км 0+735 право (т. 1 л.д. 47-48).
С целью организации примыкания к автодороге Каширское шоссе общество обратилось в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением о заключении соглашения об установлении сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070404:497 и земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070211:1911.
Письмом от 25.07.2022 исх.-19082/28-14 комитет отказал в заключении соглашения об установлении сервитута (т. 1, л.д. 14-15) ввиду того, что лесной участок находится в лесопарковой зоне. Дополнительно комитет сообщил, что использование участка возможно после изменения границ лесопарковых зон, а также внесения изменений в лесохозяйственный регламент Подольского лесничества.
Не согласившись с вышеуказанным решением, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 названного Кодекса строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (часть 1 статьи 45 названного Кодекса).
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 указанной статьи).
В соответствии с частью 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
Статьей 39.23 названного Кодекса определено, что соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях: 1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; 2) проведение изыскательских работ; 3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.
Пункт 1 статьи 39.25 названного Кодекса предусматривает существенные условия соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) регулируется статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
В соответствии с приведенными нормами сервитут может быть установлен по требованию лица, нуждающегося в пользовании чужим земельным участком, только в том случае, если у него отсутствуют иные возможности использования принадлежащего ему имущества, на что верно обратил внимание арбитражный суд первой инстанции.
В силу пункта 1 статьи 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.
Согласно пунктам 3, 6 статьи 56 названного Кодекса ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном названным Кодексом для охранных зон. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 104 названного Кодекса установлена зона с особыми условиями использования.
Земельный участок с кадастровым номером 50:21:0070211:1911 передан 28.12.2021 по договору аренды N 50-0820-14-13-14 ООО "Специализированный застройщик "Южные горки" для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (газопровод).
При проведении пространственного анализа данных о границах испрашиваемого земельного участка и границах земель лесного фонда, содержащихся в Государственном лесном реестре установлено, что границы земельного участка, согласно каталогу координат, указанных в схеме, расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:497; 50:21:0070211:1911 и полностью относятся к землям лесного фонда: Подольское лесничество, Коробовское участковое лесничество, квартал 15.
Согласно лесохозяйственному регламенту Подольского лесничества испрашиваемый лесной участок относится к категории защитных лесов, расположенные в лесопарковых зонах.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся леса, расположенные в зеленых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды).
Согласно подпункту 5 пункта 2 указанной статьи в лесопарковых зонах установлен запрет на строительство и эксплуатацию объектов капитального строительства, за исключением велосипедных и беговых дорожек и гидротехнических сооружений.
Согласно п. 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяется на следующие виды:
- объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
- объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
- линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, лини электропередачи и др.).
Также, как верно отметил суд первой инстанции, заявителем не представлены доказательства того, что установление сервитута на части земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070404:497 является единственно возможным способом для прохода/проезда к земельным участкам, находящимся в собственности общества.
Из публичной кадастровой карты усматривается, что проезд к автодороге Каширское шоссе имеется через земельный участок с кадастровым номером 50:21:0070211:1482.
Надлежащих доказательств незаконного примыкания существующего съезда к Каширскому шоссе через земельный участок с кадастровым номером 50:21:0070211:1482 в материалы дела не представлено.
В материалы дела обществом представлено согласование ГБУ МО "Мосавтодор" N 4-18 от 06.02.2012 границ земельного участка промышленной зоны "Индустриальный парк "М4" к примыканию к автодороге "Каширское шоссе" (т. 1 л.д. 31-32). Из данного согласования следует, что период предусмотрен до 30.12.2014, до указанного срока обязательства по данному согласованию не исполнены.
Таким образом, основания для установления сервитута в целях прокладывания дороги отсутствуют.
Доводы апелляционных жалоб, а также представленные в материалы дела лицами, участвующими в деле, в том числе, третьим лицом, доказательства не опровергают правомерные выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.12.2022 по делу N А41-57610/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Неман" и Гольдфельда Льва Витальевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-57610/2022
Истец: ИП Гольдфельд Л.в., ООО "НЕМАН"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства МО
Третье лицо: ГБУ МО "МОСАВТОДОР", ООО "СЗ "ЮЖНЫЕ ГОРКИ", Федеральное агентство лесного хозяйства, Комитет лесного хозяйства МО