г. Хабаровск |
|
09 февраля 2023 г. |
А37-1211/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью Артель старателей "Кривбасс": Гришина В.Ю. по доверенности от 10.09.2020;
от управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области
на решение от 25.10.2022
по делу N А37-1211/2022
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Артель старателей "Кривбасс"
к управлению министерства внутренних дел России по Магаданской области
о признании незаконным решения от 17.05.2022 N 1, обязании устранить допущенные нарушения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Артель старателей "Кривбасс" (далее - заявитель, ООО АС "Кривбасс", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области (далее - УМВД РФ по Магаданской области, управление, административный орган) о признании незаконным решения от 17.05.2022 N 1 о запрете обществу в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов, об обязании управления МВД России по Магаданской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда от 25.10.2022 заявление удовлетворено.
Не согласившись с судебным актом, управление обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что применительно к пп. 3 п. 1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, заработная плата ВКС должна составлять не менее 167 000 руб. из расчета за один календарный месяц не зависимо от того, был день рабочий или нет. Просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Из материалов дела следует, что 17.05.2021 были выданы разрешения на работу работникам (ВКС): Андриенко В., Антипенко Э., Борец Д., Варавиной С, Геращенко В., Гладышевой П., Гондарь Л., Жиляевым П., Жиляевой Л., Заборским А., Заименко А., Ивановым Н., Ивченко В., Карпюк Н., Кравченко Н., Лучко И., Михайловым О., Сазоновым А., Сайковым Е., Скрипником С, Сторожуком Я., Третьяк С, Трюханом А., Хихловским В., Шелемба Н.
С названными работниками ООО АС "Кривбасс" заключены срочные трудовые договоры, которые согласно пункту 2.1 договора, вступили в силу с даты получения ими разрешения на работу, то есть с 17.05.2021.
При этом, фактически указанные работники приступили к осуществлению трудовой деятельности на следующий день -18.05.2021., как указано в пункте 2.2 срочного трудового договора, что подтверждается выпиской из табеля учета рабочего времени за май 2021.
В соответствии с пунктом 13 статьи 13.2 ФЗ N 115-ФЗ ООО АС "Кривбасс" 26.07.2021 подало в УМВД России по Магаданской области уведомления об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранным гражданам -
высококвалифицированным специалистам (далее - ВКС), в соответствии с которыми за 2 квартал 2021 вышеуказанным гражданам Украины, работающим в обществе по срочным трудовым договорам, за период с 01.04.2021 по 30.06.2021 было выплачено 242 862 руб., с учетом даты начала исполнения ВКС обязанностей по срочному трудовому договору с 18.05.2021.
В ходе проверочных мероприятий, должностным лицом управления составлен рапорт от 16.05.2022, из которого следует, что согласно ответу УФНС России по Магаданской области от 12.04.2022 сумма, указанная обществом в уведомлениях по выплате заработной платы гражданам Украины в размере 242 862 руб., подтверждена. При этом, с учетом получения гражданами Украины разрешений на работу (17.05.2021), количество отработанных дней во 2-ом квартале 2021 составило 45 дней (с 17.05.2021 по 30.06.2021), в связи с чем, ООО "Артель старателей "Кривбасс" должно было осуществить выплату заработной платы во 2-ом квартале 2021 указанным иностранным гражданам в сумме не менее 247 806 руб. 45 коп.
Выявив указанные нарушения, управление, на основании пункта 26.1 статьи 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" принято решение от 17.05.2022 N 1 "О запрете ООО АС "Кривбасс" в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов".
Не согласившись с решением УМВД России по Магаданской области от 17.05.2022 N 1, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) в целях настоящего Федерального закона высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере не менее ста шестидесяти семи тысяч рублей из расчета за один календарный месяц - для иных иностранных граждан.
Как следует из пункта 13 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ работодатели и заказчики работ (услуг), указанные в пункте 5 настоящей статьи, обязаны ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам.
Пунктом 28 названной статьи также установлено, что в целях контроля за соблюдением работодателями или заказчиками работ (услуг) условий привлечения и использования высококвалифицированных специалистов налоговые органы по запросу федерального органа исполнительной власти в сфере миграции предоставляют информацию о начисленных и об уплаченных суммах налога на доходы физических лиц в отношении высококвалифицированных специалистов.
В силу пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в том числе, документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно подпункту 1 пункта 26 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе в течение двух лет привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в случае, если данный работодатель или заказчик работ (услуг) не исполнил принятых на себя обязательств перед высококвалифицированным специалистом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, или обязательств, вытекающих из условий трудового договора, заключенного с высококвалифицированным специалистом, либо им не были соблюдены существенные условия гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с высококвалифицированным специалистом.
В силу пункта 26.1 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ при выявлении одного из обстоятельств, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 26 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган принимает решение о запрете соответствующему работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов.
Форма решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, и порядок его принятия утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом МВД России от 10.01.2018 N 9 утвержден Порядок принятия решения о запрете работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов и форма решения о запрете работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов (далее - Приказ N 9).
Согласно пунктам 2, 3 Приказа N 9 в системе МВД России решение о запрете привлечения принимает начальник (заместитель начальника) Главного управления по вопросам миграции МВД России или руководитель (начальник) территориального органа МВД России на региональном уровне либо лицо, исполняющее его обязанности; решение о запрете привлечения принимается в срок не позднее 15 рабочих дней со дня выявления оснований, указанных в пункте 4 настоящего Порядка.
В соответствии с подпунктом 5.2. пунктом 5 Приказа проверка наличия оснований для принятия решения о запрете привлечения осуществляется уполномоченным должностным лицом структурного подразделения ГУВМ МВД России на основании поступления из государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных организаций материалов, содержащих информацию о наличии оснований для принятия решения о запрете привлечения.
Согласно пункту 6 Приказа N 9 срок проведения проверки наличия оснований для принятия решения о запрете привлечения не может превышать один месяц с даты вынесения уполномоченным начальником решения о проведении такой проверки.
В силу пункта 8 Приказа N 9 уполномоченный начальник не позднее одного рабочего дня, следующего за днем окончания проведения проверки, принимает одно из следующих решений: о подготовке проекта решения о запрете привлечения (подпункт 8.1; о проведении дополнительной проверки наличия оснований для принятия решения о запрете привлечения. Срок проведения дополнительной проверки наличия оснований для принятия решения о запрете привлечения не может превышать один месяц с момента принятия уполномоченным начальником соответствующего решения (подпункт 8.2); об отсутствии оснований для подготовки проекта решения о запрете привлечения (подпункт 8.3).
Как следует из оспариваемого решения, основанием для его принятия послужили выводы управления о неисполнении обществом принятых на себя обязательств перед высококвалифицированными специалистами, гражданами Украины, в части оплаты труда, а именно, по мнению управления, день выдачи разрешения на работу (17.05.2021) подлежал учету и оплате. В связи с чем, размер оплаты труда должен был составить не менее 247 806 руб. 45 коп. за период с 17.05.2021 по 30.06.2021, в то время как фактически оплачено 242 862 руб. за период с 18.05.2021 по 30.06.2021.
Между тем, с такими выводами управления суд не соглашается в силу следующего.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 13.2. Закона N 115-ФЗ в целях данного Федерального закона высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере не менее ста шестидесяти семи тысяч рублей из расчета за один календарный месяц.
В соответствии с частью 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено в части 1 статьи 327.1 ТК РФ.
Согласно статьи 61 ТК РФ, трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) -вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно пункту 1.4 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ при наличии перерыва в осуществлении трудовой деятельности в Российской Федерации высококвалифицированным специалистом, указанным в подпункте 1, 1.1, 2.1 или 3 пункта 1 настоящей статьи, в связи с его болезнью, пребыванием в отпуске без сохранения заработной платы или другим обстоятельством, вследствие которого за период указанного перерыва выплата ему заработной платы не производилась либо производилась не в полном объеме, условие привлечения данного высококвалифицированного специалиста к трудовой деятельности в Российской Федерации в части размера получаемой им заработной платы считается соблюденным, если совокупная величина его заработной платы за три календарных месяца в течение отчетного периода составляет трехкратную сумму ежемесячного размера его заработной платы, установленного соответствующим подпунктом пункта 1 настоящей статьи.
Таким образом, указанная норма в случае выплаты заработной платы не в полном объеме позволяет учитывать совокупную величину заработной платы за три календарных месяца в течение отчетного периода, которая должна составлять трехкратную сумму ежемесячного размера заработной платы, установленного соответствующим подпунктом пункта 1 настоящей статьи.
Так, согласно пункту 3.2.4 трудовых договоров с иностранными работниками - ВКС, работодатель обязуется выплачивать премии, вознаграждения, производить иные выплаты в порядке и на условиях, установленных Работодателем.
В силу пункта 4.1.3 по окончании трудового договора с работником производится окончательный расчет с применением коэффициента трудового участия по результатам индивидуального трудового вклада, согласно положению об оплате труда.
В соответствии с пунктом 1.5 Положения об оплате труда ООО АС "Кривбасс", по концу промывочного сезона (в.ч. календарного года, по окончании срока трудового договора) ООО АС "Кривбасс" вправе выплатить работнику заработную плату в повышенном размере, если с начала осуществления работы в текущем календарном году и (или) промывочном сезоне, в том числе с момента заключения трудового договора в текущем календарном году, либо с момента заключения трудового договора в текущем промывочном сезоне и т.п. работник выполнял трудовые обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в течение всего оговоренного периода.
Проанализировав представленные в материалы дела справки о доходах и суммах налога физического лица за 2021 на всех вышеназванных работников (ВКС), суд установил, что размер их заработной платы за II квартал 2021 с учетом поощрительных выплат повышенного размера заработной платы, выплаченной на основании Положения об оплате труда от 01.03.2018 (п. 1.5), составил сумму, превышающую минимальную сумму, установленную в подпункте 3 пункта 1 статьи 13.2 ФЗ N 115-ФЗ.
Таким образом, с учетом произведенной ООО АС "Кривбасс" поощрительной выплаты всем работникам (ВКС) повышенного размера заработной платы за весь 2021, начиная с 18.05.2021, условие подпункта 3 пункта 1 статьи 13.2 ФЗ N 115-ФЗ обществом соблюдено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленное обществом требование.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 25.10.2022 по делу N А37-1211/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1211/2022
Истец: ООО Артель стартелей "Кривбасс", ООО АС "Кривбасс"
Ответчик: УМВД России по Магаданской области, Управление министерства внутренних дел России по Магаданской области