г. Челябинск |
|
09 февраля 2023 г. |
Дело N А47-12338/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камаева А.Х.,
судей Жернакова А.С., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шпанагель Т.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.11.2022 по делу N А47-12338/2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей.
Акционерное общество "Металлоторг" (далее - заявитель, АО "Металлоторг", ОГРН 1027101503990) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества, ОГРН 1105658009698) о признании недействительным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 56:44:0250002:2 площадью 31 514 кв.м, выраженного в письме от 12.05.2022 N 56-СК-03/2747. (л.д. 3-7).
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области, Департамент градостроительства и земельных отношений г. Оренбурга (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.11.2022 (резолютивная часть от 21.11.2022) заявление АО "Металлоторг" удовлетворено; распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины. Отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, в предоставлении в собственность АО "Металлоторг" земельного участка с кадастровым номером 56:44:0250002:2 площадью 31 514 кв.м, оформленный письмом от 12.05.2022 N 56-СК-03/2747 признан недействительным. Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ТУ Росимущества (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
По мнению апеллянта, спорный земельный участок может быть предоставлен в собственность, поскольку согласно письмам Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга N 01-24/2710-исх и Министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области N 36-01/5 06-исх, в соответствии с Генеральным планом города Оренбурга, утвержденным решением Оренбургского городского Совета от 10.0.2008 N 674, земельный участок с кадастровым номером 56:44:0250002:2 расположен частично на территории общего пользования. Руководствуясь пп. 6 и 19 п. 2.16 Приказа Минфина РФ от 11.09.2020 N 261 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов", п. 6 и.п. 19 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ в предоставлении государственной услуги было отказано правомерно.
От АО "Металлоторг" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела.
От ТУ Росимущества во исполнение определения суда от 13.01.2023 поступило ходатайство о приобщении доказательства направления АО "Металлоторг", Министерству архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области, Департаменту градостроительства и земельных отношений города Оренбурга копии апелляционной жалобы и документов, которые у них отсутствуют
Поскольку указанные доказательства представлены во исполнение определения арбитражного суда, ходатайство ответчика удовлетворено.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, за АО "Металлоторг" зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество:
- здание ремонтно-механического цеха, назначение: нежилое, 2- этажный, общая площадь 947,6 кв.м, инв. N 45-549, лит.В, адрес (местонахождения) объекта: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Беляевская, дом 20, кадастровый номер 56:44:0250002:45 (л.д. 43-46);
- полигон N 2, назначение: нежилое, общая площадь 6681,8 кв.м, инв. N 0002-0127, адрес (местонахождения) объекта: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Беляевская, дом 20, кадастровый номер 56:44:0250002:16 (л.д. 39-42);
- свайный полигон, назначение: нежилое, общая площадь 4872,53 кв.м, инв. N 53:401:001:006224490, лит.Б2, адрес (местонахождения) объекта: Оренбургская область, г. Оренбург, ул.Беляевская, дом 20, кадастровый номер 56:44:0251006:20 (л.д. 31-34);
- участок ж/д пути N 5 со стрелкой 702: нежилое, Протяженность объекта 635 п.м., инв. N 53:401:001:006229830:0000:20001, адрес (местонахождения) объекта: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Беляевская, дом 20, кадастровый номер 56:44:0250002:20 (л.д. 35-38).
Указанные объекты недвижимости расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 56:44:0250002:2 общей площадью 31514+/- 62 кв.м (л.д. 26-30).
Между ТУ Росимущества (арендодатель) и АО "Металлоторг" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 25.01.2018 N 1453-ФЗ (далее - договор, л.д. 20-25), по условиям пункта 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок (далее - участок) с кадастровым номером 56:44:0250002:2, площадью 31514 кв.м, местоположением: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Беляевская. На земельном участке расположена производственная база в составе: двухэтажное здание ремонтно-механического цеха литер В, полигон N 2, площадь 6 681,8 кв.м, свайный полигон литер Б2, участок ж/д пути N 5 со стрелкой 702 протяженностью 635 п.м., N 18/4; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенным использованием: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, с размещением производственной базы, принадлежащие Российской Федерации на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности РФN 56-АВ 597962 от 04.02.2015 (П11570013451).
АО "Металлоторг" обратилось в ТУ Росимущества с заявлением от 07.04.2022 N 895/22-юр о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0250002:2 в собственность без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации для целей размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов ( л.д. 47).
Письмом от 12.05.2022 N 56-СК-03/2747 (л.д. 51-52) ТУ Росимущества на основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, письма Департамента градостроительства и земельных отношений г. Оренбурга N 01-24/2710-исх, Министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области N 36-01/506-исх, отказало АО "Металлоторг" в предоставлении земельного участка со ссылкой на то, что земельный участок с кадастровым номером 56:44:0250002:2 расположен частично на территории общего пользования.
Полагая отказ ТУ Росимущества в предоставлении земельного участка, выраженный в письме от 27.01.2022 N ТО-05-60-исх-161 незаконным, АО "Металлоторг" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у заинтересованного лица отсутствуют правовые основания для отказа АО "Металлоторг" в предоставлении земельного участка в собственность.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65, часть 5 статья 200 АПК РФ).
Из буквального толкования положений части 4 статьи 200, статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В подпункте 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ указано, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
В данной статье в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
- предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19).
В силу пункта 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Земельный участок, в пределах границ которого проходят как существующие, так и планируемые к размещению в соответствии с утвержденной в установленном порядке документацией территориального планирования объекты транспортной инфраструктуры не может быть приватизирован в порядке, предусмотренном статьей 39.20 ЗК РФ.
Пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) установлено, территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (часть 3 статьи 42 ГрК РФ).
Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ).
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
По смыслу правовой позиции, сформированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2017 N 308-КГ17-2697, а также в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), установление в документации по планировке территории красных линий исключает приватизацию земельного участка, находящегося полностью или частично в границах красных линий.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с ГПЗУ от 29.08.2022 N РУ-56-3-01-0-00-2022-0306 (л.д. 73-84) проект планировки территории и (или) проект межевания территории в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0250002:2 не утверждались, в разделе 11 ГПЗУ "Информация о красных линиях" проставлены прочерки.
Кроме того, согласно заключению кадастрового инженера ООО "Гео эффект" А.С.Марковой от 27.10.2022, земельный участок 56:44:0250002:2 сформирован и поставлен на кадастровый учет 19.11.2007 до утверждения Генерального плана города Оренбург 10.10.2008, проект планировки в отношении планируемого размещения земель общего пользования на исследуемой территории отсутствует, фактическое использование участка соответствует его разрешенному использованию в соответствии с ПЗЗ города Оренбург, участок расположен в зоне П1; на земельном участке на момент обследования отсутствуют площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты общего пользования; площадь земельного участка соответствует нормативной площади необходимой для использования объектов недвижимости расположенных на указанном участке с учетом параметров основных объектов, и требований к размещению таких объектов; наличие на спорном земельном участке других объектов недвижимости, кроме здания ремонтно-механического цеха; полигона N 2, свайного полигона, участка ж/д пути N 5 со стрелкой 702, не установлено.
Как верно указал суд первой инстанции, земельный участок, в пределах границ которого не проходят как существующие, так и планируемые в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией какие либо ограничения для его использования, вправе быть приватизирован в порядке, предусмотренном ст. 39.20 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах заявление удовлетворено правомерно.
Все доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и сводятся к несогласию заявителя с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта. На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.11.2022 по делу N А47-12338/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Х. Камаев |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-12338/2022
Истец: АО "Металлоторг"
Ответчик: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области
Третье лицо: Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, Министерство архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд