г. Санкт-Петербург |
|
07 февраля 2023 г. |
Дело N А56-89739/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Нефедова Ю.Н. по доверенности;
от ответчика: Буйманов С.Г. по доверенности; Калязина Н.А. по доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40950/2022) общества с ограниченной ответственностью "Монитор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2022 г. по делу N А56-89739/2022, принятое по заявлению Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Монитор"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области (далее - заявитель, Отдел, административный орган) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Монитор" (далее - Общество, ответчик, ООО "Монитор") к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 16.11.2022 г. Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Обществом подана апелляционная жалоба. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества отсутствует состав вмененного правонарушения. Также Общество ссылается на процессуальные нарушения, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, а также нарушения, допущенные административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал; представитель Отдела выразил несогласие с доводами жалобы, представил письменный отзыв.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Монитор" выдана лицензия от 07.10.2020 г. N 47-Б/00319 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Отделом на основании решения от 02.08.2022 г. N 2-2-75-72 в период с 18.08.2022 г. по 25.08.2022 г. в отношении ФГБУ Туберкулезный санаторий "Жемчужина" Министерства здравоохранения РФ по адресу: Ленинградская область, Лужский район, санаторий "Жемчужина" проведена плановая выездная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения в области пожарной безопасности, а именно:
- в лечебном корпусе N 1 и лечебном корпусе N 2 дважды при нажатии ручного извещателя система автоматической противопожарной защиты не сформулировала сигнал (оповещение не сработало), при третьем срабатывании система сформировала сигнал, что не соответствует пункту 54 Правил N 1479.
Ответственной организацией по техническому обслуживанию систем автоматизированной пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей, вентиляции, проведении испытаний противопожарного водопровода, проверки огнезащитной обработки на основании государственного контракта от 01.02.2022 г. N 12, заключенного с ФГБУ ТС "Жемчужина", является ООО "Монитор".
По факту выявленного нарушения Обществом лицензионных требований должностным лицом административного органа 30.08.2022 г. в отношении ООО "Монитор" составлен протокол об административном правонарушении N 2-22-87-87 по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении ООО "Монитор" к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем привлек Общество к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, назначив наказание в виде штрафа.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Таким образом, в ходе производства по делу об административном правонарушении административный орган обязан обеспечить установленные в положениях статей 25.1, 25.4 и 28.2 КоАП РФ гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Из вышеприведенных положений статьи 28.2 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, если имеются данные о надлежащем извещении указанного лица и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя (часть 3 статьи 25.15 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 30.08.2022 г. N N 2-22-87-87 составлен в отсутствие Общества или его законного представителя. При этом в материалы дела не представлены доказательства надлежащего извещения Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, равно как и доказательства разъяснения до составления протокола прав, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ.
Имеющееся в материалах дела уведомление от 29.08.2022 N 3179-2-22-50 о вызове Общества на составление протокола об АП (л.д. 26) не может считаться надлежащим извещением, поскольку доказательства его направления в адрес Общества в материалах дела отсутствуют и Отделом не представлены. Из содержания отметки на уведомлении (вх. N74 от 29.08.2022) также не следует, что оно получено именно Обществом или его представителем, подпись представителя или печать Общества на уведомлении отсутствуют.
С учетом изложенного, такое уведомление не может служить надлежащим доказательством извещения ответчика о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ.
Исходя из смысла и содержания указанной нормы, административный орган обязан предоставить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность реализовать гарантии защиты, в том числе, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в привлечении лица к административной ответственности при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В данном случае административным органом допущено существенное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, выразившееся в неизвещении Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и составлении протокола в отсутствие законного представителя Общества, которое не может быть восполнено при рассмотрении дела в арбитражном суде.
Доказательства направления протокола об АП в адрес Общества также не представлены.
Кроме того, акт проверки от 25.08.2022 N 2-2-75-72, в котором отражены выявленные нарушения, составлен и подписан единолично инспектором, проводившем проверку. Ни законный представитель Общества, ни понятые в осмотре не участвовали, никаких иных доказательств, с достоверностью подтверждающих совершение Обществом вмененного ему правонарушения, а именно не срабатывание сигнала оповещения системы автоматической противопожарной защиты, в материалах административного дела не имеется, суду не представлено.
Таким образом, при указанных выше обстоятельствах, решение суда первой инстанции, как вынесенное при неполной и ненадлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств, подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления Отдела о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 ноября 2022 года по делу N А56-89739/2022 отменить.
В удовлетворении заявления Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Монитор" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-89739/2022
Истец: Отдел надзорной деятельности Лужского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области
Ответчик: ООО "МОНИТОР"
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-22605/2023
09.11.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31544/2023
07.02.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-40950/2022
16.11.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-89739/2022