г. Москва |
|
07 февраля 2023 г. |
Дело N А40-144867/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: В.А.Свиридова,
судей: |
И.В.Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.11.2022 по делу N А40-144867/22 (147-867)
по заявлению ПАО "МОЭК"
к Управлению Росреестра по г. Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Селиванов А.В. по дов. от 31.05.2021; |
от ответчика: |
Аверкиев А.В. по дов. от 24.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МОЭК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее Управление) с требованием о признании незаконным решения об отказе в проведении государственного кадастрового учета, изложенного в уведомлении от 11.05.2022 N КУВД-001/2022-3211986.
Решением суда от 16.11.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, а также отзыва на неё, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ПАО "МОЭК" является собственником объекта недвижимого имущества - здания с кадастровым номером 77:03:0006025:1050, расположенного по адресу: Москва, ул.Сталеваров, д.4, корп.4, строение 2 (далее - Здание), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 02.11.2010, запись регистрации N 77-77-22/003/2005-946.
По заявке ПАО "МОЭК" в отношении Здания специалистами Отдела проектирования Административно-проектного управления ГБУ МосгорБТИ проведено обследование. В ходе проведения обследования были зафиксированы изменения внутренней планировки объекта недвижимости и работы по фасаду, в связи с чем подготовлен Проект перепланировки нежилого здания, а также Архитектурный проект изменения части фасада здания N 9698303239 от 17.05.2019.
Заявитель обратился 28.01.2022 в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве (далее - Заинтересованное лицо или регистрирующий орган) с заявлением N MFC-0558/22-144597-1 о государственном кадастровом учете недвижимого имущества. К заявлению был приложен Технический план здания с кадастровым номером 77:03:0006025:1050, подготовленный кадастровым инженером.
27.02.2022 Заинтересованным лицом в соответствии с пунктом 4 части 1, пунктом 2 части 4, частью 5 статьи 29 Закона N 218-ФЗ было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета, изложенное в уведомлении N КУВД-001/2022-3211986.
Заявитель направил 06.05.2022 в регистрирующий орган заявление о предоставлении дополнительных документов N MFC-0558/22-745615-1 от 06.05.2022. К заявлению был приложен Технический план Здания с кадастровым номером 77:03:0006025:1050, подготовленный кадастровым инженером, письменные пояснения кадастрового инженера.
Уведомлением N КУВД-001/2022-3211986 от 11.05.2022 Управление Росреестра по Москве сообщило об отказе в осуществлении учета изменений в сведениях государственного кадастрового учета. Причиной отказа было указано несоответствие представленного технического плана Здания Требованиям N 953 от 18.12.2015.
Посчитав указанное Уведомление об отказе в государственной регистрации договора ипотеки незаконным и необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
В соответствии с пунктом 7.3 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основанием для государственного кадастрового учета является технический план (при государственном кадастровом учете в связи с изменением в результате реконструкции зданий, сооружений).
Согласно статье 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения, к ним относятся, к примеру, (основные) вид объекта, площадь, кадастровый номер, ранее присвоенный номер, описание месторасположения, номер этажа, (дополнительные) кадастровая стоимость, адрес, назначение помещения, и другие.
В силу части 3 статьи 8 Закона N 218-ФЗ сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7.3 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета является технический план при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении.
Согласно пункта 4 части 2 статьи 15 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения).
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 24 Закона N 218-ФЗ в техническом плане указываются:
1) сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости;
2) сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей таких объектов недвижимости;
3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, которым присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.
Регистрирующий орган в своем уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета N КУВД-001/2022-3211986 от 27.02.2022, указал, что представленный технический план не соответствует Требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России N953 от 18.12.2015 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования), а именно:
Во исполнение статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ Правительством Москвы принято Постановление N 432-ПП от 27.08.2012 "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется", которое устанавливает требования к видам работ, а также к порядку выполнения работ, не требующих получения разрешения на строительство на территории города Москвы, в частности, согласно пункту 2 вышеуказанного Постановления N 432-ПП отдельные виды работы осуществляются на основании согласованной проектной документации при наличии положительного заключения о техническом состоянии конструкций объектов капитального строительства и возможности производства планируемых работ, оформленного проектной организацией, имеющей выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к указанным видам работ.
Как указал регистрирующий орган, при проведении правовой экспертизы представленных документов выявлено, что были проведены работы, не предусмотренные Постановлением N 432-ПП, что послужило основанием для дальнейшего Отказа в проведении кадастрового учета в отношении Здания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей, в том числе установленных частью 4 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Согласно пункту 2 Постановления N 432-ПП отдельные виды работы осуществляются на основании согласованной проектной документации при наличии положительного заключения о техническом состоянии конструкций объектов капитального строительства и возможности производства планируемых работ, оформленного проектной организацией, имеющей выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к указанным видам работ.
Вопреки доводам Заинтересованного лица, произведенные в отношении Здания работы по перепланировке не затронули конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности Здания и не превысили предельные параметры реконструкции здания.
Краткое описание Здания содержится в Техническом заключении о допустимости и безопасности произведенных работ по переустройству и (или) перепланировке в нежилом здании:
Объект обследования представляет собой одноэтажное здание, 1973 года постройки. Здание построено по индивидуальному проекту и не является памятником архитектуры. Сведения о проведении капитального ремонта отсутствуют.
Функциональное назначение здания - Центральный тепловой пункт (далее - ЦТП).
Конструктивный тип здания - неполный каркас с колонной в центре пролета с несущими наружными и внутренними стенами и перекрытием, которое опирается на балку перекрытия и стены.
Наружные стены - несущие крупноблочные железобетонные толщиной 400 мм. Внутренние стены - несущие крупноблочные железобетонные толщиной 400 мм. Конструкция колоны - железобетонная шестигранного сечения D 400 мм.
В соответствии с проектом перепланировки нежилого здания в Здании были выполнены следующие работы, полный перечень которых указан на листе N 8 Проекта перепланировки нежилого здания): устройство перегородок из кирпича толщиной 120 мм, в том числе с дверными проемами; закладка кирпичом и пенобетонными блоками оконных проемов; устройство гидроизоляции в санузле; установка санитарнотехнического оборудования в санузле.
Закладка оконных проемов предусматривала заделку стыков, оштукатуривание и покраску в цвет фасада, не нарушая архитектурный облик Здания.
При проведении правовой экспертизы представленных документов государственным регистратором ошибочно сделан вывод о переустройстве колонны в комнате 2, так как в соответствии с Техническим заключением и Проектной документацией (Проектом перепланировки нежилого здания) данный конструктивный элемент не перестраивался и представляет собой конструктивный элемент железобетонный шестигранного сечения D 400 мм.
Таким образом, произведенная перепланировка не затрагивала основные несущие элементы Здания и другие характеристики надежности и безопасности.
В соответствии с Постановлением N 432-ПП получение разрешения на строительство не требуется при выполнении работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, виды которых определены в приложении N 2 к данному Постановлению.
Согласно пункту 2.8 Приложения N 2 к Постановлению, одним из видов таких работ является демонтаж (в том числе частичная разборка) перегородок и ненесущих стен, устройство новых перегородок и ненесущих стен, без увеличения допустимых нагрузок и изменения характера их приложения, нарушения прочности, устойчивости несущих конструкций объекта капитального строительства, при которых может произойти их разрушение, и нарушения других характеристик их надежности и безопасности.
Из Технического заключения следует, что перепланировка была произведена на основании Проекта перепланировки без демонтажа несущих стен и конструкций, а также реконструктивных работ по фасаду (за исключением закладки кирпичом и пенобетонными блоками оконных проемов).
Таким образом, требования, установленные Постановлением Правительства Москвы N 432-ПП от 27.08.2012, произведенной перепланировкой в отношении Здания не нарушены.
На основании проведенного инженерно-технического обследования основных несущих конструкций, в соответствии с существующими нормативами и законодательной базой, специалистами ОП АПУ ГБУ МосгорБТИ был сделан вывод о том, что ранее выполненные работы по переустройству и перепланировке помещений здания соответствуют действующим нормам, допустимы и безопасны.
Перепланировка, выполненная в Здании, не носила изменений капитального характера и попадает под действие пункта 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ и Постановления Правительства Москвы N 432-ПП от 27.08.2012, в связи с чем отказ регистрирующего органа является незаконным.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что регистрирующему органу был предоставлен исчерпывающий перечень документов, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации и необходимый для проведения испрашиваемых заявителем регистрационных действий.
Поскольку документы, необходимые для совершения испрашиваемых заявителем регистрационных действий в соответствии с требованиями Закона о регистрации, представлены в полном объеме и надлежащем виде, то правовых оснований для отказа в ее проведении у Управления Росреестра по Москве не имелось.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Управлением не доказано.
На основании изложенного, суд правомерно пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными, таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2022 по делу N А40-144867/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-144867/2022
Истец: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ