г. Санкт-Петербург |
|
07 февраля 2023 г. |
Дело N А21-10399/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Жукова Т.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39942/2022) ООО "Коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.11.2022 по делу N А21-10399/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по иску государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами"
к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (далее - истец, ГП КО "ЕСОО", региональный оперетор) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство" (далее - ответчик, ООО "Коммунальное хозяйство", потребитель) о взыскании 15 714 рублей 93 копеек задолженности за период с 01.11.2019 по 31.12.2019, 9 608 рублей 62 копеек пени за период с 10.12.2019 по 31.03.2022.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда в виде резолютивной части от 02.11.2022 исковые требования удовлетворены полностью.
По ходатайству ответчика судом первой инстанции было изготовлено мотивированное решение от 16.11.2022.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в 2019 году собственниками помещений МКД, находящихся в управлении Общества были приняты решения о заключении прямых договоров с ГП КО "ЕСОО", которым данные решения были реализованы и исполняются в настоящий момент.
Податель жалобы указал, что в материалах настоящего дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие как сам факт выполнения истцом работ, так и правильность его расчетов исходя из объемов вывезенных ТКО, полагая, что сам факт наличия между сторонами договорных отношений не свидетельствует о факте выполнения работ и правильности размера денежных средств, подлежащих взысканию.
16.01.2023 от истца в электронном виде поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с возражениями против доводов ответчика.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, истец указал, что государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Калининградской области. Начало деятельности Регионального оператора с 01.01.2019.
Истец действует на основании Лицензии N (39) - 4360 -СТУРБ/П от 24.09.2019 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, и Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и ГП КО "ЕСОО" 20.06.2018.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Все предприятия, ведущие деятельность, являются образователями и собственниками ТКО и обязаны заключить договор с Региональным оператором.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В соответствии с пунктом 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правил N 1156), до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Поскольку договор носит публичный характер в силу статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и считается заключенным в соответствии с пунктом 8(18) Правил N 1156, потребитель не освобождается от исполнения обязанности по оплате за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Следовательно, договор считается заключенным с 01.01.2019.
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.03.2019 N 28-06окк/19 "О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 07.12.2018 "96-040кк/18" установлен единый тариф на услуги регионального оператора за следующие периоды: с 01.04.2019 по 31.12.2019 - 488,57 руб./м3 (с НДС). НДС в сумме 20% исчисляется сверх указанного тарифа.
Нормативы накопления ТКО в муниципальных образованиях Калининградской области для многоквартирных домов установлены в приложении N 1 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 4 мая 2018 года N203" (далее - Приказ N218) и рассчитываются из количества проживающих (зарегистрированных).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 24.07.2020 года по делу N А21-16464/2019 с ООО "Коммунальное хозяйство" в пользу ГП КО "ЕСОО" взыскана задолженность по договору N 211600950 на оказание услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 года по 31.10.2019 в сумм 1 044 005 рублей 68 копеек, пени и расходы по госпошлине. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2020, а также постановлением Арбитражного суда Северо-западного округа, решение суда первой инстанции по делу N А21-16464/2019 оставлено без изменения. Решением суда установлено, что договор N 211600950 на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Договор) считается заключенным на условиях типового договора по цене регионального оператора.
Как установлено указанным решением суда, между истцом и ответчиком заключен Договор N 211600950, в соответствии с которым Региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
При заключении договора с управляющими компаниями в приложении N 1 к Договору указываются следующие сведения: адреса многоквартирных домов (далее - МКД), объем принимаемых ТКО и количество проживающих.
В соответствии частью 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии общим собранием собственников помещений в МКД решения о заключении собственниками помещений в МКД договора на оказание услуг по обращению с ТКО с ресурсоснабжающей организацией, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с собственниками помещений МКД.
Вместе с тем, во исполнение закона Калининградской области от 30.05.2019 N 285 "О мере социальной поддержки по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходам" при соблюдении Порядка предоставления меры социальной поддержки по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также порядка предоставления субсидий из областного бюджета региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области на возмещение расходов в связи с предоставлением меры социальной поддержки по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Калининградской области от 05.09.2019 N 589, ГП КО "ЕСОО" в декабре 2019 года произвело корректировку начислений в сторону уменьшения.
В соответствии с условиями договора N 211600950 от 01.01.2019 года Истец формировал и представлял Ответчику платежные документы, в том числе акты выполненных работ по электронной почте до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Список многоквартирных домов, по которым производится начисления указан в направляемых в адрес Ответчика актах оказанных услуг, а также в корректировочных актах.
Письма о неоказании услуг либо о некачественном оказании услуг со стороны ответчика в адрес регионального оператора не поступали. Услуги по обращению с ТКО ответчику оказаны своевременно и в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 и частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя обращение с ТКО и вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с пунктом 7 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 (десятого) числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора.
Согласно условиям договора расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО.
Методика расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО выглядит следующим образом: норматив накопления (1,5 м3 /год для категории объекта "многоквартирные дома Муниципального образования "Нестеровский район") х расчетная единица (на 1 жителя) х тариф (руб.) /12 месяцев = начисления в месяц (руб.).
Методика расчета объема принимаемых ТКО в месяц выглядит следующим образом: расчетная единица х норматив накопления: 12 месяцев = объем оказанных услуг в месяц.
У ответчика за оказанную услуги по обращению с ТКО с учетом корректировок (уменьшения начислений) образовалась задолженность за период с 01.11.2019 года по 31.12.2019 года в сумме 15 714 рублей 93 копеек.
В отсутствие контррасчета основного долга ответчика позиция апеллянта о неправомерности иска по размеру голословна.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика и оставляя обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, апелляционный суд исходил из следующего.
В пункте 9 договора указано, что, если потребитель не получил акт оказанных услуг, счет и счет-фактуру за отчетный месяц по не зависящим от регионального оператора причинам или не направил в его адрес мотивированный отказ в установленный срок, услуга считается оказанной региональным оператором в полном объеме и принятой потребителем.
В пункте 18 договора определен порядок фиксации нарушений региональным оператором обязательств по договору с составлением соответствующего акта потребителем.
В соответствии с пунктом 22 договора потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Поскольку, как верно установил суд первой инстанции, в спорный период истец осуществлял прием ТКО, образующихся у Общества, оно обязано оплачивать услуги по обращению с ТКО по утвержденным тарифам и нормативам накопления. В связи с этим суд обоснованно удовлетворили исковые требования Предприятия о взыскании задолженности и неустойки.
Доказательств в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о том, что истец в спорный период не осуществлял деятельность по вывозу ТКО с площадок, используемых потребителем, ответчиком в дело не представлено, как и не представлены документы, подтверждающие вывоз ТКО иными организациями.
Следовательно, факт оказания услуг истцом в спорный период суд первой инстанции правомерно признал доказанным на основе совокупности представленных доказательств, в отсутствие в деле документов, опровергающих их оказание.
Кроме того, истцом было заявлено требование о взыскании с ответчика пени в размере 9 608 рублей 62 копеек за период с 10.12.2019 по 31.03.2022.
Одним из способов обеспечения исполнения обязательств согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации является неустойка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения, или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Действующее законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 22 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156) и пункт 24 спорного договора, заключенного между сторонами.
Региональный оператор произвел начисление неустойки за период с 10.12.2019 по 31.03.2022 в сумме 9 608 рублей 62 копеек с учетом Постановления Правительства от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
Расчет пени повторно проверен судом апелляционной инстанции, признан арифметически верным и соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду отказа в удовлетворении апелляционной жалобы в полном объеме, расходы по государственной пошлине за рассмотрение настоящей жалобы остаются на ответчике.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.11.2022 по делу N А21-10399/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10399/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ"
Ответчик: ООО "КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО"