г. Вологда |
|
07 февраля 2023 г. |
Дело N А05-4281/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Стоматологическая клиника Глобо-Стом" Косцовой Е.Ю. по доверенности от 15.04.2022, от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области Недорезовой И.Б. по доверенности от 04.04.2022 N 16,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стоматологическая клиника Глобо-Стом" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 августа 2022 года по делу N А05-4281/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стоматологическая клиника Глобо-Стом" (ОГРН 1052901215344, ИНН 2901143985; адрес: 163001, Архангельская область, город Архангельск, улица Суворова, дом 11, корпус 2, помещение 6-Н; далее - общество, ООО "СК Глобо-Стом", клиника) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области (адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - комиссия), Правительству Архангельской области (ОГРН 1032900016016, ИНН 2901116205; адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - правительство) о признании недействительным решения комиссии от 25.01.2022 N 1 (к протоколу N 1) в части выделения объемов медицинской помощи для заявителя; о возложении на комиссию обязанности внести корректирующие изменения в решение от 25.01.2022 N 1 (протокол N 1) о распределении объемов медицинской помощи в части выделения объемов медицинской помощи для заявителя на 2021 год по посещениям до 1 500 случаев оказания медицинской помощи и их финансового обеспечения в размере 2 638 817 руб. 34 коп., по обращениям до 1 382 случаев оказания медицинской помощи и их финансового обеспечения в размере 1 871 153 руб. 80 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области (ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 39, корпус 1; далее - фонд, ТФОМС), министерство здравоохранения Архангельской области (ОГРН 1022900547207, ИНН 2901070303; адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 09 августа 2022 года по делу N А05-4281/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "СК Глобо-Стом" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Доводы подателя апелляционной жалобы фактически сводятся к тому, что распределение объемов медицинской помощи между медицинскими организациями произведено комиссией произвольно, в нарушение утвержденных критериев. Отмечает также, что по итогам 2021 года имелись неизрасходованные медицинскими организациями средства обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
Комиссия, правительство, министерство в отзывах, ТФОМС в своих пояснениях просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Комиссия, правительство и министерство надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей общества и фонда, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество на основании направленного в фонд уведомления от 30.04.2020 N 21 включено в реестр медицинских организаций на 2021 год, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории Архангельской области (номер 292577).
Решением комиссии от 25.01.2022 объемы медицинской помощи для общества по стоматологической группе (далее - СТГ) с профилактической целью сокращены с 1451 до 1258 (в связи с фактическим выполнением в 2021 году 896 посещений на сумму 1 778,9 тыс. руб. в рамках выделенного объема финансового обеспечения 1 779,3 тыс. руб.).
Не согласившись с решением комиссии от 25.01.2022 N 1 (к протоколу N 1) в указанной вышек части, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ, Закон об ОМС) субъектами ОМС являются застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд ОМС, а также участники ОМС, к которым относятся: территориальные фонды ОМС, страховые медицинские организации и медицинские организации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 15 Закона N 326-ФЗ для целей настоящего федерального закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с настоящим федеральным законом организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Согласно части 1 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы ОМС, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ОМС.
Положения о территориальной программе ОМС определены статьей 36 Закона N 326-ФЗ, согласно которой - это составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
Территориальной программой ОМС устанавливаются, в том числе, объемы предоставления медицинской помощи.
На территории Архангельской области постановлением Правительства Архангельской области от 22.12.2020 N 911-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Территориальная программа).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, потребности застрахованных лиц в медицинской помощи, а также нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 10 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
Несмотря на то, что распределение объемов медицинской помощи осуществляется указанной комиссией, медицинские организации не лишены права направлять предложения по формированию объемов предоставления медицинской помощи указанными организациями, а также о возможном участии медицинской организации в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в части заявленных объемов оказания медицинской помощи с учетом показателей эффективности такой организации.
Между тем наличие у медицинских организации такого права не означает, что в обязанность комиссии вменено удовлетворение полностью или в части представленных ими предложений по формированию объемов предоставления медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила N 108н, Правила ОМС) и Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Положение N 108н).
Порядок распределения и корректировки объемов медицинской помощи и обстоятельства, подлежащие учету при их проведении, установлены в пунктах 8 и 9 этого Положения.
Критерии, по которым комиссией осуществляется распределение объемов медицинской помощи между медицинскими организациями, приведены в пункте 11 Положения N 108н.
В частности, в силу пункта 8 названного Положения распределение и перераспределение объемов медицинской помощи осуществляется:
1) по видам и условиям предоставления медицинской помощи, а также применяемым способам оплаты медицинской помощи;
2) в разрезе профилей медицинской помощи, и при решении Комиссии в разрезе заболеваний и состояний (групп заболеваний и состояний), групп и видов высокотехнологичной медицинской помощи;
3) в разрезе медицинских услуг (групп медицинских услуг) в случае установления в тарифном соглашении по отдельным видам медицинских услуг (групп медицинских услуг) возможности использования только способа оплаты медицинской помощи "за единицу объема медицинской помощи";
4) с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.
Как указано в пункте 9 этого же Положения, при распределении и перераспределении объемов медицинской помощи учитываются:
1) порядок организации медицинской помощи в субъекте Российской Федерации с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, климатических и географических особенностей региона, а также сроков ожидания оказания медицинской помощи;
2) сведения медицинских организаций, представленные при подаче уведомления об участии в сфере обязательного медицинского страхования;
3) соответствие заявленных медицинскими организациями объемов медицинской помощи перечню работ и услуг, включенных в лицензию на осуществление медицинской деятельности;
4) соответствие объемов медицинской помощи, заявленных медицинскими организациями при подаче уведомлений об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, мощности коечного фонда, наличию соответствующего медицинского оборудования, медицинских работников соответствующих специальностей и других;
5) соответствие деятельности медицинских организаций требованиям порядков оказания медицинской помощи;
6) сведения страховых медицинских организаций о числе застрахованных лиц, их потребности в медицинской помощи и финансовых средствах для ее оплаты.
Распределение объемов медицинской помощи, установленных территориальной программой, между медицинскими организациями в субъекте Российской Федерации осуществляется без учета объемов медицинской помощи застрахованным лицам субъекта Российской Федерации, оказываемой за его пределами.
Распределение объемов медицинской помощи медицинской организации осуществляется Комиссией в объемах, не превышающих предложения медицинской организации, представленные в уведомлении в соответствии с подпунктом 18 пункта 105 настоящих Правил, после оценки объемов медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 10 Положения N 108н в целях распределения объемов между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями в рамках территориальной программы до 1 января года, на который осуществляется распределение, секретарю комиссии не позднее трех рабочих дней после утверждения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи представляются следующая информация и предложения, в том числе медицинскими организациями:
штатная численность в разрезе профилей (отделений) и врачей-специалистов (штатные, занятые должности и физические лица) по состоянию на 1 сентября текущего года;
численность прикрепившихся застрахованных лиц, выбравших медицинскую организацию для оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в разрезе половозрастных групп и их списочный состав (в электронном виде);
фактически выполненные объемы медицинской помощи за предыдущий год и первое полугодие текущего года по видам и условиям предоставления медицинской помощи в разрезе профилей, врачей-специалистов, КПГ/КСГ по детскому и взрослому населению, количеству диагностических и (или) консультативных услуг, а также объемы их финансирования (за исключением медицинских организаций, вновь включенных в реестр медицинских организаций);
предложения о планируемых к выполнению объемах медицинской помощи на плановый год по видам и условиям оказания медицинской помощи, диагностических услуг, в разрезе профилей, врачей-специалистов, КПГ/КСГ по детскому и взрослому населению.
Согласно пункту 11 этого Положения распределение объемов медицинской помощи между медицинскими организациями осуществляется комиссией по следующим критериям:
1) количество прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и показателей объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом показателей потребления медицинской помощи, видов медицинской помощи, условий предоставления медицинской помощи и врачебных специальностей;
2) показатели объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом профилей отделений (коек), врачебных специальностей, видов медицинской помощи и условий ее предоставления медицинскими организациями, не имеющими прикрепленных застрахованных лиц;
3) количество диагностических и (или) консультативных услуг для обеспечения потребности медицинских организаций по выполнению порядков оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи по заболеваниям и состояниям в полном объеме при отсутствии или недостаточности у медицинских организаций данных диагностических и (или) консультативных услуг;
4) соотношение оказанных объемов предоставления медицинской помощи и оплаченных страховыми медицинскими организациями каждой медицинской организации;
5) необходимость и возможность внедрения новых медицинских услуг или технологий;
6) наличие ресурсного, в том числе кадрового, обеспечения планируемых объемов предоставления медицинской помощи;
7) достаточность мощности медицинской организации для выполнения объемов медицинской помощи, заявленных медицинской организацией в уведомлении об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.
При распределении объемов медицинской помощи между медицинскими организациями критерии рассматриваются комиссией комплексно.
С учетом приведенных выше норм следует, что оценка критериев производится комиссией комплексно и решение о выделении каждому медицинскому учреждению конкретного объема медицинской помощи обусловлено, в том числе, показателями, применимыми к конкретной медицинской организации. Принимаемые комиссией в соответствии с ее компетенцией решения являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации.
Финансирование территориальной программы ОМС носит некоммерческий характер, а положения Закона N 326-ФЗ не содержат норм, обязывающих комиссию распределять объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС, в строгом соответствии с предложениями всех медицинских организаций по формированию объемов предоставления медицинской помощи и с учетом экономических потребностей данных организаций. Приведенными нормативно-правовыми актами не установлена обязанность комиссии распределять объемы предоставления медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС с целью обеспечения финансовой деятельности коммерческих организаций, учитывая, что целью ОМС в силу статьи 3 Закона N 326-ФЗ является обеспечение гарантией бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая.
Аналогичные выводы содержатся и в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.01.2023 по делу N А56-22822/2022.
Применительно к рассматриваемой ситуации суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Фондом установлено, что на территории Архангельской области стоматологическую медицинскую помощь оказывает 67 медицинских организаций.
Комиссией в ходе анализа потребности населения Архангельской области в стоматологических услугах определена необходимость в следующих видах:
по обращениям: СТГ 1. Лечение кариеса зубов и других заболеваний твердых тканей зуба (уровень 1); СТГ 2. Лечение кариеса зубов и других заболеваний твердых тканей зуба (уровень 2) (СТГ 1, 2 относятся к обращениям по поводу заболеваний, согласно пункту 4 Порядка оплаты стоматологической медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях (Приложение N 9 к Тарифному соглашению).
по посещениям: СТГ 73. Профилактический осмотр; СТГ 74. Профилактический прием (СТГ 73, 74 относятся к посещениям по поводу заболеваний, согласно пункту 4 Порядка оплаты стоматологической медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях).
Указанные данные подтверждаются: фактической потребностью стоматологических услуг за период с 2019 год и до 01.09.2020; структурой заболеваемости; информацией по объемам предоставления медицинской помощи, требуемым для предоставления застрахованным лицам на предстоящий год, предоставляемой министерством в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 Положения N 108н; сведениями от страховых медицинских организаций о потребности в медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с подпунктом 6 пункта 9 названного Положения.
Наиболее востребованными услугами, в том числе стоматологической помощи, являются лечение кариеса зубов и других заболеваний твердых тканей зуба (уровень 1 и 2), а также профилактический осмотр и профилактический прием.
Однако услуги профилактического приема заявитель не оказывает, прикрепленного населения не имеет, осмотров в 2021 году произведено только 6.
Вместе с этим наиболее востребованные в Архангельской области услуги предоставляются ГАУЗ АО "Архангельская областная клиническая стоматологическая поликлиника", ГАУЗ АО "Архангельская детская стоматологическая поликлиника", ФГБУЗ "Северный медицинский клинический центр им. Н.А.Семашко ФМБА", АО "Никс Трейдинг", ООО "Аурум плюс", в пользу которых и произошло увеличение объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи в 2021 году по посещениям.
При распределении объемов предоставления и финансового обеспечения учтена потребность населения по видам амбулаторной медицинской помощи.
Приложениями N 5, 7 к решению комиссии от 25.01.2021 установлено распределение объемов и финансового обеспечения медицинской помощи медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях по единицам объема:
- посещения с профилактической и иной целью (включая стоматологические) - 98 медицинских организаций,
- обращения в связи с заболеваниями (включая стоматологические) - 113 медицинских организаций.
Наибольшие объемы предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи распределены следующим медицинским организациям: ГБУЗ АО "Архангельская городская клиническая больница N 4", ГБУЗ АО "Архангельская городская клиническая больница N 6", ГБУЗ АО "Архангельская городская клиническая больница N 1", ГБУЗ АО "Архангельская городская клиническая больница N 2", ГБУЗ АО "Северодвинская городская клиническая больница N 2 скорой медицинской помощи", ГБУЗ АО "Северодвинская городская детская клиническая больница", ГБУЗ АО "Котласская центральная городская больница имени святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)", ГБУЗ АО "Коряжемская городская больница", ГБУЗ АО "Архангельский клинический онкологический диспансер", ГБУЗ АО "Первая городская клиническая больница имени Е.Е. Волосевич", ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 58 Федерального медико-биологического агентства".
Из материалов дела, а также пояснений представителей комиссии и фонда следует, что такое распределение обусловлено следующими факторами;
- фактическим потреблением оказанных медицинских услуг за период с 2019 год и до 01.09.2020 (в приоритете у застрахованных лиц разовые посещения с профилактическими и иными целыми (без стоматологии), обращения в связи с заболеваниями (без стоматологии), профилактические осмотры и диспансеризация,диспансерное наблюдение);
- структурой заболеваемости, приоритетными направлениями по нацпроектам (диспансеризация, профилактические осмотры, диспансерное наблюдение лиц с заболеваниями сердечнососудистой системы, злокачественными новообразованиями);
- утвержденными территориальными нормативами объема медицинской помощи и финансовых затрат, в соответствии с территориальной программой;
- информацией по объемам предоставления медицинской помощи, требуемой для предоставления застрахованным лицам на предстоящий год, предоставляемой Минздрава АО в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 Положения;
- сведениями от страховых медицинских организаций о потребности в медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с подпунктом 6 пункта 9 Положения.
Установлено, что наиболее востребованными и приоритетными услугами, в том числе медицинской помощи в амбулаторных условиях, являются диспансеризация взрослого населения (в том числе углубленная диспансеризация лиц, перенесших COVID-19), профилактически осмотры, диспансерное наблюдение лиц с заболеваниями сердечнососудистой системы, злокачественными новообразованиями, которые общество не оказывает.
В соответствии с данными фонда, медицинские организации выполнили план 2021 года по посещениям на 96% в части объемов и на 95,1% в части стоимости, по обращениями на 91,2% в части объемов и на 88,1% в части стоимости. Из них более 100% выполнили план 21 медицинская организация.
Общество выполнило план (с учетом отказов по сверхобъемам) по посещениям на 71,2% в части объемов и на 100% в части стоимости, по обращениями на 106,4% в части объемов и на 68,1% в части стоимости.
При этом 44 медицинские организации выполнили план на 2021 год в большем объеме по посещениям и обращениям, чем заявитель.
Соотношение оказанных и оплаченных объемов позволяет сделать вывод, что при распределении и перераспределении объемов учтено фактическое выполнение объемов медицинской помощи по всем медицинским организациям, оказывающим стоматологическую медицинскую помощь таким образом, чтобы не допустить отказов в оплате оказанной медицинской помощи.
В связи с этим следует признать, что при распределении объемов медицинской помощи между медицинскими организациями предусмотренные статьей 36 Закона N 326-ФЗ и Положением N 108н критерии рассмотрены комиссией комплексно. Иного заявителем не доказано. Заявитель не обосновал свою позицию относительно обязанности ответчика учесть в полном объеме его предложения по объемам медицинской помощи и финансовому обеспечению в системе ОМС.
Кроме того следует отметить, что в 2021 году заявления общества об увеличении объемов принимались во внимание. В частности, по результатам рассмотрения уведомления общества о намерении в 2021 году осуществлять деятельность в сфере ОМС по выполнению объемов медицинской помощи на 2021 год, в котором им заявлено 1818 посещений и 1500 обращений, комиссией принято решение от 29.12.2020 об установлении следующих объемов медицинской помощи: 560 посещений и 570 обращений.
По заявке общества 30.04.2021 о перераспределении на первый квартал 2021 года объемы медицинской помощи в следующих размерах: учетные обращения для СТГ - 233; СТГ с профилактической целью - 495; доплатные СТГ - 111, решением комиссии 07.07.2021 увеличены объемы медицинской помощи по СТГ с профилактической целью с 531 до 651.
В дальнейшем при распределении объемов для общества комиссией увеличены объемы медицинской помощи 31.08.2021 по СТГ с профилактической целью с 651 до 901; 30.11.2021 - по СТГ обращениям с 1630 до 1810, по учетным обращениям для СТГ с 520 до 580, по СТГ с профилактической целью с 901 до 1451; 27.12.221 - по доплатным СТГ с 370 до 380, по учетным обращениям для СТГ с 580 до 690.
То есть объемы медицинской помощи для ООО "Глобо-Стом" увеличивались 07.07.2021, 31.08. 2021, 30.11.2021 и 27.12.2021.
Как указано в пункте 11 Положения N 108н, и отражено ранее в постановлении, при распределении объемов медицинской помощи между медицинскими организациями критерии рассматриваются комиссией комплексно.
Объемы медицинской помощи, устанавливаемые медицинской организации на год, могут быть скорректированы исключительно при наличии оснований, установленных Законом N 326-ФЗ, Правилами ОМС, однако обществом доказательств, подтверждающих наличие таких оснований, не представлено.
По данному делу надлежащих и достоверных доказательств нарушения комиссией при принятии решения от 25.01.2022 N 1 (к протоколу N 1) в части выделения объемов медицинской помощи для заявителя, приведенных в пункте 11 Положений N 108н критериев, по которым осуществляется распределение объемов медицинской помощи между медицинскими организациями, обществом также не представлено.
Общество отмечает также, что Законом Архангельской области от 22.12.2021 N 521-31-ОЗ (ред. от 31.10.2022) "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" указано, что источником финансирования дефицита являются остатки средств на счетах в размере 251 175, 1 тыс. Данный факт, по его мнению, свидетельствует о наличии возможности выделения для него большего объема медицинской помощи.
Вместе с тем, такая позиция является ошибочной, сформированной без учета приведенных выше положений требования Закона N 326-ФЗ, Территориальной программы, а также установленных Положением N 108н критериев распределения объемов медицинской помощи, а также порядка распределения и корректировки объемов медицинской помощи.
Кроме того, обществом не принято во внимание, что вся стоимость Территориальной программы, включая стоимость стоматологической медицинской помощи и медицинской помощи в амбулаторных условиях, распределена между медицинскими организациями.
После оплаты счетов, выставленных, в том числе в рамках определения решением комиссии от 25.01.2022 окончательных объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, дополнительных средств для перераспределения не выявлено.
Следовательно, дополнительное выделение для ООО "Глобо-Стом" объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи не представлялось возможным.
Довод общества о том, что в вследствие нераспределения ему комиссией объемов предоставления медицинской помощи соответствующие услуги, оказанные в этот период в сфере ОМС, остались без оплаты, не может быть принят, поскольку с учетом положений части 5 статьи 20 Закона N 326-ФЗ в сфере ОМС медицинские организации действуют на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, поэтому такая медицинская организация имеет право требовать оплаты не любой медицинской помощи, оказанной застрахованному по ОМС лицу, а только той, которая оказана в объеме, предусмотренном договором ОМС, заключаемому в соответствии с частью 2 статьи 39 названного Закона со страховой медицинской организацией, которая обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования в случае, если в медицинскую организацию обращается лицо, застрахованное конкретной страховой медицинской организацией.
При этом, исходя из положений части 5 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, медицинская организация не только должна быть включена в реестр медицинских организаций, участвующих в ОМС, но ей должен быть установлен объем предоставления медицинской помощи, предусмотренный решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС.
В силу части 4 статьи 15 Закона N 326-ФЗ общество имело право направить в фонд уведомление об исключении из реестра медицинских организаций, участвующих в ОМС, на основании которого оно подлежало исключению из указанного реестра на следующий рабочий день после получения Фондом указанного уведомления, однако таких действий не совершило, чем принято на себя риск наступления последствий своего бездействия.
ООО "Глобо-Стом", ссылаясь на положения пунктов 122 и 123 Правил ОМС, полагает, что на исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по разработке механизма применения критериев.
Однако такие требования в указанных пунктах Правил ОМС, а также в вышеприведенных нормативных положениях не содержатся.
Согласно правовой позиции, содержащейся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2020 N 302-ЭС20-2873 по делу N А33-35920/2018, от 19.09.2019 N 308-ЭС19-16645 по делу N А63-13791/2018 и от 04.06.2019 N 302-ЭС19-9406 по делу N А19-4819/2018, действующее законодательство в сфере обязательного медицинского страхования, носящее императивный характер, не содержит положений, обязывающих органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, помимо имеющегося регулирования, разработать и реализовать механизм (систему) распределения объемов оказания медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования, предусматривающий обязательные для комиссии объективные критерии распределения объемов оказания медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленного им требования.
Все заявленные ООО "СК Глобо-Стом" доводы являлись предметом исследования Арбитражного суда Архангельской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 августа 2022 года по делу N А05-4281/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стоматологическая клиника Глобо-Стом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4281/2022
Истец: ООО "СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА ГЛОБО-СТОМ"
Ответчик: Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области, Правительство Архангельской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Архангельской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области