г. Челябинск |
|
07 февраля 2023 г. |
Дело N А76-16519/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Уральский банк реконструкции и развития" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.11.2022 по делу N А76-16519/2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании принял участие представитель публичного акционерного общества "Уральский банк реконструкции и развития" - Годовых Е.А. (доверенность от 03.12.2021, диплом, паспорт).
Представители Администрации Южноуральского городского округа, административной комиссии Администрации Южноуральского городского округа в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Публичное акционерное общество "Уральский банк реконструкции и развития" (далее - заявитель, ПАО КБ "УБРиР", Банк) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Южноуральского городского округа, административной комиссии Администрации Южноуральского городского округа (далее - Административная комиссия, административный орган) об отмене постановления административной комиссии Администрации Южноуральского городского округа 26.04.2022 N 32 о назначении административного наказания, предусмотренного пунктом 5 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 N 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области" (далее - Закон N 584-ЗО) в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Определением суда первой инстанции от 21.06.2022 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 22.08.2022 суд первой инстанции перешел к рассмотрению заявления по общим правилам административного судопроизводства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Южноуральского городского округа.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Банк обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на недоказанность наличия в действия ПАО КБ "УБРиР" события административного правонарушения, ответственность за которое установлена Законом N 584-ЗО.
По мнению подателя жалобы, ни в постановлении, ни в протоколе об административном правонарушении не содержится описание события правонарушения, позволяющее определить, в связи с каким событием заявитель привлекается к административной ответственности.
Кроме того, податель жалобы полагает, что Административной комиссией осмотр места несанкционированной расклейки объявлений в порядке, установленном статьей 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не произведен.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 24.03.2022 в 09 час.10 мин. отделом муниципального контроля и административной практики произведено обследование муниципальной территории на предмет соблюдения Правил благоустройства на территории Южноуральского городского округа, в результате обследования обнаружено, что на многоквартирных домах по адресу: г. Южноуральск ул. Мира, д.39, ул. Мира д. 39Б, ул. Мира д.43, ул. Мира, д.45 в местах, где отсутствуют доски объявлений, на дверях, самовольно размещены объявления: "ПАО КБ "Уральский банк Реконструкции и Развития. Вклад "Хороший старт" 22%. Дебетовая карта My life 15% кешбэк". На объявлениях указан адрес: г. Южноуральск, ул. Мира, д. 43 и наименование банка: ПАО КБ "Уральский банк Реконструкции и Развития".
Указанные действия ПАО КБ "УБРиР" являются нарушением требований подпункта 26 пункта 3 раздела 4 Правил благоустройства на территории Южноуральского городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов Южноуральского городского округа от 31.10.2017 N 300 (далее - Правила).
06.04.2022 административным органом в отношении ПАО КБ "УБРиР" составлен протокол N 32 об административном правонарушении.
26.04.2022 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением N 32 Банк признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 5 статьи 3 Закона N 584-ЗО, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ПАО КБ "УБРиР" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, пришел к выводам о законности и обоснованности оспариваемого постановления Административной комиссии и об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции не являются правильными, не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится в том числе: установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации (пункты 1 - 3, 5 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, муниципальных нормативных правовых актов и полномочия органов государственной власти Челябинской области в данной сфере устанавливает Закон N 584-ЗО (статья 1 Закона N 584-ЗО).
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании, в числе прочего, обязан проверить законность и обоснованность оспариваемого решения, установить, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Пунктом 1 части 1 статьи 28 Закона N 584-ЗО установлено, что составлять протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 3 этого Закона, уполномочены должностные лица органа местного самоуправления.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3 Закона N 584-ЗО отнесено к подведомственности административных комиссий (часть 3 статьи 32 Закона N 584-ЗО).
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении от 26.04.2022 N 32 вынесено уполномоченным органом.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
Согласно части 5 статьи 3 Закона N 584-ЗО размещение объявлений и иной информации, не являющейся рекламой, в неустановленных местах, а также самовольное нанесение рисунков и надписей на здания, строения, сооружения, инженерные коммуникации, тротуары, дорожные и иные информационные знаки, другие элементы благоустройства влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 3 Закона N 584-ЗО, заключается в размещение объявлений и иной информации, не являющейся рекламой, в неустановленных местах, а также самовольное нанесение рисунков и надписей на здания, строения, сооружения, инженерные коммуникации, тротуары, дорожные и иные информационные знаки, другие элементы благоустройства.
Решением Собрания депутатов Южноуральского городского округа от 31.10.2017 N 300 утверждены Правила благоустройства на территории Южноуральского городского округа.
Согласно подпункту 26 пункта 3 раздела 4 Правил благоустройства, на всей территории городского округа запрещается нанесение надписи, размещение афиш, объявлений на стенах зданий, столбах, деревьях, заборах и других предметах, не предназначенных для этой цели.
Таким образом, нарушение положений данной нормы образует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 5 статьи 3 Закона N 584-ЗО.
Из материалов дела следует, что 24.03.2022 в 09 час. 10 мин. отделом муниципального контроля и административной практики произведено обследование муниципальной территории на предмет соблюдения Правил благоустройства на территории Южноуральского городского округа, в результате обследования обнаружено, что на многоквартирных домах по адресу: г. Южноуральск ул. Мира, д.39, ул. Мира д. 39Б, ул. Мира д.43, ул. Мира, д.45 в местах, где отсутствуют доски объявлений, на дверях, самовольно размещены объявления: "ПАО КБ "Уральский банк Реконструкции и Развития. Вклад "Хороший старт" 22%. Дебетовая карта My life 15% кешбэк". На объявлениях указан адрес: г. Южноуральск, ул. Мира, д. 43 и наименование банка: ПАО КБ "Уральский банк Реконструкции и Развития".
Таким образом, Банком допущено нарушение подпункта 26 пункта 3 раздела 4 Правил при размещении информации, в неустановленных местах.
Вместе с тем статья 3 Закона N 584-ЗО не устанавливает административную ответственность за нарушение муниципальных нормативных правовых актов в области рекламы.
В силу положений ст. 3 Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях разграничивает предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях и что административная ответственность за нарушение, выразившееся в размещении рекламы без соответствующего разрешения органа местного самоуправления, установлена федеральным законодательством и, следовательно, может быть применена федеральным органом государственной власти.
Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (статья 4 Федерального закона "О рекламе").
Согласно пункту 3 части 5 статьи 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Учитывая, что обязанность получения разрешение органа местного самоуправления на размещение наружной рекламы установлена федеральным законом, то и ответственность за нарушение данного требования устанавливается федеральным законодательством - КоАП РФ.
Законом об административных правонарушениях в Челябинской области не может быть установлена административная ответственность в данной сфере. В статье 3 указанного Закона N 584-ЗО установлена административная ответственность только за нарушение муниципальных нормативных правовых актов в области благоустройства территорий муниципального образования, принятых только в пределах полномочий органов местного самоуправления.
Содержание размещенных в неустановленном месте объявлений позволяет квалифицировать их в качестве рекламы, поскольку предоставляется неопределенному кругу лиц информация, направленная на привлечение внимания к продуктам ПАО КБ "Уральский банк Реконструкции и Развития, формирование или поддержание интереса к ним и его продвижение его на рынке банковских услуг.
Таким образом, вмененное Банку нарушение, выразившееся в размещении рекламных объявлений в неустановленных местах, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ. Указанное действие диспозицией ст. 3 Закона N 584-ЗО не охватывается, в связи с чем Банк не может быть привлечен по указанной статье к административной ответственности за совершение вмененных административным органом действий.
С учетом установленных обстоятельств дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции неверно применены положения ст. 3 Закона N 584-ЗО, усматривает основания для отмены вынесенного судебного акта и признания незаконным вынесенного в отношении Банка постановления от 26.04.2022 N 32.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.11.2022 по делу N А76-16519/2022 отменить.
Заявленные публичным акционерным обществом "Уральский банк реконструкции и развития" требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Южноуральского городского округа от 26.04.2022 N 32.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Е. Калашник |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-16519/2022
Истец: ПАО "УРАЛЬСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ"
Ответчик: Административная комиссия администрации Южноуральского городского окурга
Третье лицо: Администация Южно-Уральского городского округа