г. Вологда |
|
04 марта 2024 г. |
Дело N А05-7129/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 марта 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ригиной Е.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Севернефтегазфлот" Краснобаевой К.А. по доверенности от 14.12.2023 N 605, от акционерного общества "Беломорская Фрахтовая Компания" Поповой К.О. по доверенности от 07.09.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севернефтегазфлот" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 ноября 2023 года по делу N А05-7129/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Севернефтегазфлот" (ОГРН 1062901003978, ИНН 2901144562; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 71, корпус 1, офис 308; далее - ООО "Севернефтегазфлот", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН 1237800096170, ИНН 7838116246; адрес: 190068, Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Адмиралтейский Округ, проспект Римского-Корсакова, дом 39, литера А; далее - управление, административный орган, Ространснадзор) о признании недействительным и отмене заключения от 11.05.2023 N А-06-05/2022 по расследованию аварийного случая на море.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Беломорская Фрахтовая Компания" (ОГРН 1022900530520, ИНН 2901084176; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Поморская, дом 32, этаж 3; далее - АО "БЕЛФРАХТ", компания).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 ноября 2023 года по делу N А05-7129/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Севернефтегазфлот" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает, что судом не в полной мере исследованы предъявленные в дело доказательства.
Управление и АО "БЕЛФРАХТ" в своих отзывах считают, что решение суда следует оставить без изменения, а жалобу общества - без удовлетворения.
Административный орган надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей общества и компании, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам расследования произошедшего 09.10.2022 в 23 час 20 мин аварийного случае и.о. начальника Ространснадзора Самойловым М.Е. 06.02.2023 утверждено заключение N А-06-05/2022 по расследованию аварийного случая на море, из которого следует, что причинами аварийного случая явилась несогласованность действий судоводительских составов б/т "Антей" (судовладелец АО "БЕЛФРАХТ") и б/т "ОТ-2431" (судовладелец ООО "Севернефтегазфлот) во время проведения маневров по швартовке при неблагоприятных погодных условиях.
В связи с поданными АО "Белфрахт" возражениями на это заключение комиссией управления проведено дополнительное расследование аварийного случая на море, результаты которого зафиксированы в утвержденном 11.05.2023 и.о. начальника Ространснадзора в заключении N 06-05/2022.
В этом заключении, утвержденном 11.05.2023, отражено, что 09.10.2022 в 23 час 20 мин в акватории морского порта Архангельск во время формирования буксирного каравана, состоящего из барж "М-37" и "М-49", при швартовке б\т "ОТ-2431" к барже "М-37" произошла остановка обоих главных двигателей б/т "ОТ-2431" по причине намотки пропиленового буксирного троса на оба гребных винта.
Аварийный случай классифицирован как авария на море, причинами его возникновения определено нахождение на поверхности воды свободно плавающего 100-метрового пропиленового буксирного каната в недопустимой близости от работающих гребных винтов; непроявление судоводительской службой б/т "ОТ-2431" должной заботы о безопасном плавании буксирного каравана и недостаточность бдительности вахтенной службы б/т "ОТ-2431".
В связи с этим в целях рекомендации по предупреждению подобных аварийных ситуаций в будущем обществу рекомендовано довести информацию об аварийном случае до командного состава его судов; командному составу судовладельческой службы перед выходом в рейс внимательно изучать прогноз погоды; вахтенной службе осуществлять контроль за нахождением за бортом посторонних предметов; в соответствии с пунктом 31 Положения о расследовании аварий или инцидентов на море, утвержденного приказом Минтранса России от 08.10.2013 N 308 (далее - ПРАИМ, Положение N 308), разработать и осуществить мероприятия по предотвращению подобных аварийных случаев в будущем на судах.
Не согласившись с заключением от 11.05.2023 N 06-05/2022, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 6.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) расследование аварий или инцидентов на море осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти в области обороны.
Порядок расследования аварийных случаев определен Положением N 308, из пункта 1 которого следует, что оно разработано в соответствии с Кодексом международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море Комитета по безопасности на море Международной морской организации (далее - Кодекс международных стандартов).
Пунктом 1.1 Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море, принятым Резолюцией Комитета по безопасности мореплавания Международной морской организации от 16.05.2008 N MSC.255 (84), установлена цель расследования аварии или инцидента на море - обеспечение государствами общего подхода при проведении расследований аварий и инцидентов на море. Эти расследования не преследуют цель распределить вину или установить ответственность. Расследование проводится с целью предотвращения аварий и инцидентов на море в будущем.
Пунктом 2.11 Кодекса международных стандартов определено, что расследование включает сбор и анализ доказательств, выявление причинных факторов и выработку, при необходимости, рекомендаций по вопросам безопасности.
Аналогичные положения содержатся и в пунктах 2 и 3 ПРАИМ.
Из пункта 11 этого Положения следует, что Ространснадзор во время проведения расследования аварийного случая: беспрепятственно посещает суда, береговые организации, проводит опрос очевидцев, запрашивает любую информацию, имеющую отношение к аварийному случаю, привлекает в ходе расследования соответствующих специалистов для проведения анализов и экспертиз; на основе установленных фактов определяет причины аварийного случая, разрабатывает рекомендации по предупреждению подобных аварийных случаев в будущем.
Согласно пунктом 25 ПРАИМ заключение должно содержать среди прочего результаты расследования аварийного случая (условия и обстоятельства, при которых произошел аварийный случай; установленные факты; причины аварийного случая; выводы; рекомендации по предупреждению подобных аварийных случаев в будущем).
В рассматриваемом случае, как верно отметил суд первой инстанции, установленные Положением N 208 требования к порядку расследования и оформлению заключения управлением соблюдены.
Аварийный случай квалифицирован как авария на море (вид - лишение движения более 24 часов); расследование проведено уполномоченной на то комиссией и в установленный срок; заключение утверждено руководителем; содержание заключения соответствует целям расследования аварии на море.
У общества имелась возможность реализовать предоставленные ему Положением N 208 права.
Доводы, приведенные обществом относительно неправомерности оспариваемого им заключения, детально изучены судом первой инстанции и изложены в судебном акте.
Довод подателя жалобы относительно неотражения в судебном акте всех имеющихся в деле доказательств либо доводов сторон подлежит отклонению, поскольку не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы не могут быть приняты.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 ноября 2023 года по делу N А05-7129/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севернефтегазфлот" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7129/2023
Истец: ООО "Севернефтегазфлот"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо Западному федеральному округу
Третье лицо: АО "Беломорская Фрахтовая Компания", Северное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта