07 февраля 2023 г. |
Дело N А83-19622/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судей |
Приваловой А.В., Градовой О.Г., Кравченко В.Е., |
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем Ивановой И.Д.,
при участии в заседании:
от Администрации Джанкойского района Республики Крым Терёшин А.Н., представитель по доверенности N ДО/1 от 10.01.2023;
от индивидуального предпринимателя Саушкиной Ирины Анатольевны - Ситкин Д.В., представитель по доверенности от 04.10.2021, реестровый N 82/8-н/82-2021-2-997;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Джанкойского района Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 ноября 2022 года по делу N А83-19622/2021, рассмотренному по заявлению индивидуального предпринимателя Саушкиной Ирины Анатольевны к Администрации Джанкойского района Республики Крым об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Саушкина Ирина Анатольевна (далее - заявитель, ИП Саушкина И.А., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации Джанкойского района Республики Крым (далее - Администрация), о признании незаконным решения, оформленного письмом от 30.06.2021 N 01-13/2010, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов путем заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 90:03:120501:26, площадью 500 000 кв. м, расположенного по адресу: Республика Крым, Джанкойский район, Масловский сельский совет (за границами населенных пунктов), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование. В порядке устранения допущенных нарушений заявитель просила обязать Администрацию принять муниципальный правовой акт о предоставлении в собственность указанного земельного участка без проведения торгов и заключить договор купли-продажи земельного участка, на условиях постановления Администрации от 30 октября 2020 года N 636 "Об утверждении порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Джанкойский район Республики Крым, предоставляемых без проведения торгов" действовавших на 11 июня 2021 года.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.11.2022 заявленное требование удовлетворено, оспоренное решение Администрации от 30.06.2021 N 01-13/2010 признано незаконным, на Администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ИП Саушкиной Ирины Анатольевны от 11.06.2021 о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов путем заключения договора купли-продажи. С Администрации взысканы в пользу предпринимателя судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. и разрешен вопрос о возврате заявителю излишне уплаченной государственной пошлины из федерального бюджета в размере 6000 руб.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нормам права, неполное выяснение обстоятельств дела, имеющих существенное значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что судом не приняты во внимание ее доводы о том, что на дату рассмотрения заявления ИП Саушкиной И.А. о продаже земельного участка в постановление N 636 от 30.10.2020 "Об утверждении Порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Джанкойский район Республики Крым, предоставляемых без проведения торгов" постановлением Администрации 17.06.2021 N 345 "О внесении изменений в постановление администрации Джанкойского района от 30.10.2020 N 636" были внесены изменения в части исключения из постановления пункта 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-3PK из раздела II пункта 2 абзаца 3, исключающие заявителя из числа лиц, претендующих на приобретение земельного участка по льготной ставке. Судом не учтена позиция Верховного суда Республики Крым по делу N 33а-3008/2022, при рассмотрении которого суд пришел к выводу о законности постановления Администрации от 17.06.2021 N 345 в части ограничения круга лиц, имеющих право на приобретение в собственность земельного участка по цене 15 процентов кадастровой стоимости. По мнению подателя жалобы, постановление от 17.06.2021 N 345 распространяло своё действие в период с 01.01.2021 до вступления решения суда в законную силу, то есть до 26.04.2022, а поскольку заявитель обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность 11.06.2021 в этот период действовало постановление N 345, соответственно, у заявителя отсутствует право на предоставление испрашиваемого земельного участка и оснований для удовлетворения требований не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель не согласилась с приведенными в ней доводами, полагает, что отсутствуют правовые основания для отмены судебного акта, указывает на недопустимость придания обратной силы правовому акту, ухудшающему положение граждан, и отмены для них права, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, поскольку акты гражданского законодательства, в силу статьи пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить. Представитель предпринимателя, напротив, выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным, просил судебное решение оставить без изменений.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 11.06.2021 предприниматель обратилась к Администрации с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов путем заключения договора купли-продажи по льготной цене на условиях, предусмотренных постановлением Администрации Джанкойского района Республики Крым от 30 октября 2020 года N 636 "Об утверждении порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Джанкойский район Республики Крым, предоставляемых без проведения торгов" (далее - Постановление N 636).
В заявлении предпринимателем указаны основанные характеристики земельного участка (кадастровый номер 90:03:120501:26; площадь 500 000 кв. м; местоположение: Республика Крым, Джанкойский район, Масловский сельский совет (за границами населенных пунктов); категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, а также правовое основание для его предоставления - подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Письмом от 30.06.2021 N 01-13/2010 Администрация отказала предпринимателю в предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов, указав в качестве основания на принятие Администрацией постановления от 17.06.2021 N 345 "О внесении изменений в постановление администрации Джанкойского района от 30.10.2020 N 636" (далее - Постановление N 345), в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок не подлежит льготным условиям продажи, дополнительно сообщив о наличии у заявителя права покупки данного земельного участка без торгов по цене в размере его кадастровой стоимости.
Не согласившись с таким решением и полагая свои права нарушенными, предприниматель оспорила отказ в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование заявителя, суд первой инстанции установил наличие совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований заявителя в публичном споре, пришел к выводу о незаконности оспоренного отказа и нарушении прав заявителя и, не подменяя орган, наделенный полномочиями по принятию соответствующих решений, в соответствии с требованиями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ применил восстановительную меру о повторном рассмотрении заявления предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении спора о признании незаконным решения в порядке главы 24 АПК РФ в предмет доказывания входит установление фактов несоответствия этого решения закону или иному нормативному акту и нарушение им прав и интересов заявителя.
Бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия спорного действия (бездействия) или решения, возлагается на заинтересованное лицо, что следует из положений части 5 статьи 200 АПК РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с 01 марта 2015 года регулируется главой V.1. Земельного кодекса Российской Федерации.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения в силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ (далее - Закон N 101-ФЗ).
Названный закон принят в связи с необходимостью установления на федеральном уровне единых правил использования и оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и закрепил основной принцип, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, - сохранение целевого использования земельных участков (подпункт 1 пункта 3 статьи 1).
Закон N 101-ФЗ определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 1).
Согласно пункту 1 статьи 10 указанного Закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса по общему правилу, продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
При этом пунктом 2 указанной статьи установлен перечень исключений из общего правила, когда возможна продажа земельных участков без проведения торгов.
Так, подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В силу пункта 5 статьи 1 Закона N 101-ФЗ принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
Каких-либо иных условий данная норма не содержит, а также не предусматривает возможность их установления на уровне субъекта Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса и пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ арендатор, использующий земельный участок по целевому назначению для сельскохозяйственного производства и отвечающий критериям, установленным подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, имеет право приобрести в собственность такой земельный участок, в том числе при наличии на указанном земельном участке принадлежащих ему объектов недвижимости, правомерно размещенных и предназначенных для использования в сельскохозяйственном производстве.
При решении вопроса о продаже без проведения торгов в случае, указанном в подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, лицам, арендующим эти участки более трех лет, для исчисления трехлетнего срока аренды, предусмотренного названной нормой, может быть учтен не только последний действующий договор аренды, но и предыдущие, последовательно заключенные договоры аренды земельного участка с одним арендатором.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Пунктом 13 статьи 3 Закона N 38-ЗРК для сторон договора аренды земельных участков, заключивших такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлена обязанность внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация и ИП Саушкина последовательно заключали договоры аренды земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства (договор аренды N 163-п от 21.01.2016, заключенный в порядке переоформления прав по договору от 19.09.2008 N 194/Мас, в соответствии с частью 13 статьи 3 Закона N 38-ЗРК, а также договор аренды N 5 от 03.03.2019, заключенный сроком на 10 лет).
Порядок определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Джанкойский район Республики Крым, предоставляемых без проведения торгов, утвержден постановлением N 636, согласно абзацу 3 пункта 2 Раздела II Приложения к которому цена продажи земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства и переданного в аренду в порядке переоформления в соответствии с частями 4, 13 статьи 3 Закона N 38-ЗРК гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трёх лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устранённых нарушений законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка, устанавливается 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, данным постановлением для заявителя цена продажи земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства и переданного ей в аренду в порядке переоформления в соответствии с частью 13 статьи 3 Закона N 38-ЗРК, установлена в размере 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Однако 17.06.2021 Администрация постановлением N 345 внесла изменения в постановление N 636, в том числе абзац 3 пункта 2 раздела II Приложения к постановлению изложен в следующей редакции:
- цена продажи земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства и переданного в аренду в порядке переоформления в соответствии с частью 4 статьи 3 Закона N 38-ЗРК гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушений законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка, устанавливается 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
При этом пунктом 2 постановления N 345 установлено, что оно вступает в силу со дня его официального обнародования на сайте Администрации Джанкойского района Республики Крым и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2021 года.
Тем самым, с учетом внесенных постановлением N 345 изменений в постановление N 636, заявитель не входит в круг лиц, для которых цена продажи земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, составляет 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка, что распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2021.
Между тем, как следует из материалов дела, требование о необходимости приведения пункта 2 постановления N 345 в соответствие с требованиями действующего законодательства изложены в протесте прокурора Джанкойской межрайонной прокуратуры от 07.09.2021 N 20350006ж-2021/Прдп-38-21.
Кроме того, постановление N 345 в части распространения действия указанного постановления на правоотношения, возникшие с 01.01.2021, признано недействующим решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 17.11.2021 по делу N2а-2221/2021, вступившим в законную силу апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 26.04.2022 по делу N 33а-3008/2022.
Суды при разрешении указанного дела установили, что положения пункта 2 постановления Администрации от 17.06.2021 N 345 в части распространения положений данного постановления на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года, противоречат положениям статьи 4 ГК РФ, устанавливающим, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Доводы администрации о том, что поскольку названными судебными решениями пункт 2 постановления Администрации от 17.06.2021 N 345 признан недействующим с даты вступления решения Джанкойского районного суда Республики Крым от 17.11.2021 по делу N2а-2221/2021 в законную силу, то есть с 26.04.2022, а потому постановление от 17.06.2021 N 345 на дату вынесения спорного отказа действовало, как и на дату подачи ИП Саушкиной И.А. заявления (11.06.2021), следовательно, отказано предпринимателю правомерно, несостоятельны.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и отмена для них права, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, противоречат требованиям, вытекающим из статьи 1 (часть 1), статей 2, 18, 54 (часть 1), 55 (части 2 и 3), статьи 57 Конституции Российской Федерации.
При этом возможность придания обратной силы нормативным правовым актам органов местного самоуправления зависит от действия норм законов или иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, во исполнение которых они приняты, а также ограничивается конституционным запретом на ухудшение и ограничение прав и законных интересов человека и гражданина.
Незаконное придание обратной силы нормативному правовому акту органа местного самоуправления, ограничивающему права и законные интересы граждан, означает, что незаконным такое действие является с момента издания этого нормативного правового акта, указание в резолютивной части судебного акта на признание постановления Администрации недействующим с даты вступления судебного решения в законную силу само по себе не придает этому нормативному правовому акту силу законности в период с даты его издания и до разрешения спора судом. В данном случае незаконный по своей сути в указанной части нормативной правовой акт органа местного самоуправления не может быть применен на период до признания его недействующим, поскольку на этот период, вопреки утверждениям Администрации, он не становиться законным.
При таких установленных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оснований для отказа в предоставлении земельного участка у Администрации не имелось. Основание, приведенное Администрацией в оспариваемом отказе, мотивированное в данном случае отсутствием права на приобретение земельного участка сельскохозяйственного назначения по льготной цене без торгов, не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем правомерно признано судом незаконным.
Суд апелляционной инстанции полагает, что судом избран надлежащий способ защиты нарушенного права применительно к предмету рассмотренного требования. Восстановительная судебная мера должна быть адекватна нарушенному праву, соответственно, возложение на Администрацию обязанности повторно рассмотреть заявление ИП Саушкиной Ирины Анатольевны от 11.06.2021 о предоставлении в собственность земельного участка муниципальной собственности без проведения торгов, является мерой восстановления прав заявителя в рамках административного судопроизводства, соразмерной допущенному нарушению прав. С судебным решением ИП Саушкина И.А. согласна, полагает его законным, доводов о несогласии с избранной судом восстановительной мерой не приводит. Не заявляет об этом и апеллянт. В этой связи суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значения для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом того, что Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 ноября 2022 года по делу N А83-19622/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Джанкойского района Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-19622/2021
Истец: Саушкина Ирина Анатольевна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ