город Воронеж |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А14-21058/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Воскобойникова М.С., |
судей |
Щербатых Е.Ю., |
|
Кораблевой Г.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Садыковой Н.А., представителя по доверенности от 13.05.2022, паспорт РФ;
от Администрации городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области: Бондарева С.Ю., представителя по доверенности от 31.01.2023, паспорт РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "Россошанские Коммунальные Системы": Семёнова А.Ю., представителя по доверенности N 36АВ3762881 от 13.07.2022, паспорт РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023601236647, ИНН 3627013759) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.11.2022 по делу N А14-21058/2021, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к Администрации городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023601236647, ИНН 3627013759) об обязании принять установленные законом меры к постановке на государственный учет бесхозных объектов недвижимости - водопроводных сетей согласно приложению N 1 к исковому заявлению,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Россошанские Коммунальные Системы" (ОГРН 1163668088980, ИНН 3627029646).
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице "Юго-Восточной дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения "Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Россошанский районный суд Воронежской области с иском к Администрации городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области (далее - ответчик, Администрация городского поселения город Россошь) об обязании принять установленные законом меры к постановке на государственный учет бесхозных объектов недвижимости - водопроводных сетей согласно приложению N 1 к исковому заявлению.
Определением Россошанского районного суда Воронежской области от 29.11.2021 дело N 2-860/2021 по иску ОАО "РЖД" к Администрации городского поселения город Россошь об обязании принять установленные законом меры к постановке на государственный учет бесхозных объектов недвижимости - водопроводных сетей согласно приложению N 1 к исковому заявлению передано на рассмотрение Арбитражному суду Воронежской области.
Определением суда от 22.03.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Россошанские Коммунальные Системы" (далее - третье лицо, ООО "РКС").
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, представитель истца заявил об уточнении исковых требований, в котором просил обязать ответчика: осуществить выявление бесхозных водопроводных сетей; организовать в установленном порядке работу по подготовке документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения об объекте недвижимого имущества, имевшего признаки бесхозяйного, и получению технического плана и кадастрового паспорта на объект; осуществить сбор документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника; для принятия на учет объекта недвижимого имущества, как бесхозяйного, обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав в отношении водопроводных сетей, расположенных на земле, принадлежащей городскому поселению город Россошь, согласно перечню.
На основании статьи 49 АПК РФ судом принято уточнение исковых требований.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.11.2022 по делу N А14-21058/2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Администрация городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Аргументируя доводы апелляционной жалобы, Администрация городского поселения город Россошь обращает внимание суда на то, что ОАО "РЖД" на протяжении длительного времени признавало спорные сети своей эксплуатационной ответственностью и несло расходы по их содержанию.
Ответчик указывает, что в рамках договора холодного водоснабжения N 4 от 01.08.2017 между сторонами (ОАО "РЖД" и ООО "РКС") были подписаны акты разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности (приложение N 1 к договору). В соответствии с подписанным актам разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности за ОАО "РЖД" закреплена эксплуатационная ответственность водопроводных сетей, согласно прилагаемым схемам.
Ответчик также полагает, что в настоящее время невозможно идентифицировать спорные участки бесхозяйных сетей.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 указанная жалоба принята к производству.
ООО "РКС" представлен отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому третье лицо обращает внимание суда на то, что в настоящее время отсутствуют сведения о координатах участков сети, принадлежащих ОАО "РЖД".
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ОАО "РЖД" полагает, что выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют обстоятельствам дела, решение является законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации городского поселения город Россошь поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "РКС" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель ОАО "РЖД" возражал относительно доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными, просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 01.08.2017 между ООО "РКС" (абонент) и ОАО "РЖД" (далее - организация водопроводного хозяйства) был заключен договор холодного водоснабжения N 4, по условиям пункта 1.1 которого ОАО "РЖД" приняло на себя обязательства по подаче абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодной питьевой воды, а ООО "РКС" принято на себя обязательства оплачивать принятую холодную питьевую воду, установленного качества в объеме, определенном договором, и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации, находившихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно пункту 1.2 договора установлено, что границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента определяются в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по форме согласно приложению N 1.
В соответствии с пунктом 1.3 договора, акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, приведенный в приложении N 1 к договору, подлежит подписанию при заключении договора и является его неотъемлемой частью.
Согласно пункта 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 под "границей балансовой принадлежности" понимается линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании. Под границей "эксплуатационной ответственности" понимается линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжениия и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем и сетей, устанавливая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
В представленных истцом в материалы дела копиях актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности к договору N 4 от 01.08.2017 отражено следующее:
- акт N 1 - информация о балансовой принадлежности сети водопровода dy-200 мм по ул. Бульварная, г.Россошь, отсутствует;
- акт N 2 - информация о балансовой принадлежности сети водопровода dy-200 мм по ул. Дзержинского, г.Россошь, от дома N1б до дома N 33 (ДК имени "Милованова"), отсутствует;
- акт N 3 - информация о балансовой принадлежности сети водопровода dy-200- 150 мм по ул. М.Горького (от дома N166 до дома N 39)0 г.Россошь, отсутствует;
- акт N 4 - информация о балансовой принадлежности сети водопровода dy-100 мм по пер.Лесной, г.Россошь, от ул. М.Горького, отсутствует;
- акт N 5 - информация о балансовой принадлежности сети водопровода dy-200 мм от ул. М.Горького, д.170 г.Россошь, вдоль ж/д полотна до ул. Линейная, отсутствует;
- акт N 6 - информация о балансовой принадлежности водопроводной сети подключения многоквартирного жилого дома N 5 по ул. Дзержинского, отсутствует;
- акт N 7 - информация о балансовой принадлежности водопроводной сети подключения многоквартирного жилого дома N 7 по ул.Дзержинского, отсутствует;
- акт N 8 - информация о балансовой принадлежности водопроводной сети подключения многоквартирного жилого дома N 4 по ул. Бульварная, отсутствует;
- акт N 9 - информация о балансовой принадлежности участка сети водопровода dy-150, проходящего от ул.Дзержинского по ул.Слесарная-ул.Кооперативная-ул.Гастелло-ул.Маяковского до ОАО "РЖД" Юго-Восточная дирекция по управлению терминально-складским комплексом, по ул.Мира, отсутствует;
- акт N 10 - информация о балансовой принадлежности водопроводных сетей dy200 от ул.М.Горького до ул. Деповская по пер.Павлова - ул. Толбухина, отсутствует;
- акт N 11 - информация о балансовой принадлежности точки разграничения сети водопровода ул.Пролетарская к сети водопровода dy-200 мм по ул.Дзержинского расположенной в смотровом водопроводном колодце Д-1500 мм на пересечении ул. Пролетарская - ул. Дзержинского г. Россошь, отсутствует;
- акт N 12 - информация о балансовой принадлежности точки разграничения подключения сети водопровода по ул. 1 Мая к сети водопровода dy-200 мм по ул. Дзержинского, расположенной в камере переключения на пресечении ул. 1 Мая-ул.Дзержинского г.Россошь, отсутствует;
- акт N 13 - информация о балансовой принадлежности сети водопровода dy-150 мм по ул. Заводская, от магистральной сети ОАО "РЖД" dy-200 мм по ул. Заводская до МКД N2/2 по ул. Заводская г.Россошь, отсутствует;
- акт N 14 - информация о балансовой принадлежности сети водопровода dy-150 мм по ул. Заводская от магистральной сети ОАО "РЖД" dy-200 мм по ул. Заводская до ул.Комсомольская г.Россошь, отсутствует;
- акт N 15 - информация о балансовой принадлежности точки разграничения подключения сети водопровода по ул. Димитрова к магистральной сети водопровода dy200 мм по ул. Деповская (район рем. депо), расположенной в смотровом водопроводном колодце Д-1000 мм на пересечении ул. Димитрова-ул.Деповская (район рем.депо) г.Россошь, отсутствует;
- акт N 16 - информация о балансовой принадлежности участка сети водопровода dy-150 мм по ул. Черняховского, от колодца В-1, расположенного на магистральной сети водопровода dy-200 мм по ул. Деповская (рем.депо) до дома N 1 по ул. Черняховского (Энергоучасток) г.Россошь, согласно приложенной схеме сетей водопровода, отсутствует;
- акт N 17 - информация о балансовой принадлежности сети водопровода dy-200 мм по ул. Линейная от магистральной сети dy-200 мм по ул. Деповская (рем.депо) до ул.Толбухина г.Россошь, отсутствует;
- акт N 18 - информация о балансовой принадлежности сети водопровода dy-100 мм по ул. Линейная от магистральной сети ОАО "РЖД" dy-200 мм по ул. Деповская (рем.депо) колодец В-1, до колодца В-2, согласно схеме расположения сетей водопровода г.Россошь, отсутствует;
- акт N 19 - информация о балансовой принадлежности сети водопровода dy-150 мм от ул.М.Горького, д.164 г.Россошь, вдоль ж/д полотна до ул. Линейная, отсутствует;
- акт N 20 - информация о балансовой принадлежности сети водопровода dy-250 мм по ул. М.Горького от д.164 до д.166 под ж/д полотном, отсутствует.
Подписывая акты разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности, ОАО "РЖД" приняло на себя обязательства по эксплуатации сетей холодного водоснабжения и поддержании этих сетей в надлежащем состоянии.
При этом, как указал истец в исковом заявлении, ОАО "РЖД" в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О водоснабжении и водоотведении", Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 26.07.2018) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" не может нести эксплуатационную ответственность за водопроводные сети, не являющиеся собственностью ОАО "РЖД".
ООО "РКС" на основании постановления администрации городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области от 20.06.2017 N 755 было признано гарантирующей организацией по коммунальным услугам холодного водоснабжения и (или) водоотведения с любым контрагентом, который в установленном законом порядке непосредственно подключен к сетям гарантирующей организации.
Исходя из обращений ООО "РКС", направленных в адрес ОАО "РЖД", гарантирующий поставщик несет потери именно в бесхозяйных водопроводных сетях, в среднем около 30% от объема приобретаемой питьевой воды, при этом учет поставляемой воды ведется по приборам учета.
Как указал истец в исковом заявлении, на протяжении 2019 - 2020 годов ООО "РКС" систематически не подписывает акты выполненных работ по причине не согласия с выставленными объемами и соответственно не оплачивает данные объемы.
Кроме того, истец указал, что глава Администрации городского поселения город Россошь не принимает никаких мер к постановке на регистрационный учет водопроводных сетей, которые являются бесхозяйными, несмотря на неоднократные законные требования руководства Лискинского территориального участка.
Из материалов дела также следует, что 14.07.2020 комиссией в составе старшего инженера МКУ города Россошь Управления жилищно-коммунального хозяйства Литвинова А.С., начальника участка водопроводных сетей ООО "РКС" Белоконова Э.Г., начальника ПТО ООО "РКС" Нижевской В.А., главного механика ЛТУ ЮВ ДТВ Медведева В.А., начальника отдела эксплуатации ЛТУ ЮВ ДТВ Кувшиновой Н.А., инженера 1 категории ЛТУ ЮВ ДТВ Лунина В.А. было произведено обследование бесхозяйных водопроводных сетей по городу Россошь.
Результаты обследования были зафиксированы актами, от подписи которых старший инженер МКУ города Россошь Управления жилищно-коммунального хозяйства Литвинов А.С., начальник участка водопроводных сетей ООО "РКС" Белоконова Э.Г., начальник ПТО ООО "РКС" Нижевская В.А. отказались.
После отказа от подписания, акты были с нарочным переданы в администрацию городского поселения город Россошь 16.07.2020 вх. N 3520.
Кроме того, 24.09.2020 за исх. N 205, вх. N 4912 в администрацию города Россошь была передана схема водопроводных сетей и выписки из ЕГРН на водопроводные сети ОАО "РЖД" в количестве 12 штук.
Истец также указал, что руководство участка 11.11.2020 отправило телефонограмму о назначении на 17.11.2020 в 10-00 комиссионного осмотра границ водопроводных сетей с целью определения в натуре на местности границ сетей, не поставленных на государственный кадастровый учет. Представители Лискинского территориального участка 17.11.2020 произвели разметку водопроводных сетей на местности с составлением фотоотчета, установкой опознавательных знаков и проставлением координат в топографических картах.
Таким образом, руководство Лискинского территориального участка настаивает на постановке на учет выявленных бесхозяйных водопроводных сетей, указанных в предоставленных актах от 14.07.2020, схеме водопроводных сетей и передаче на обслуживание гарантирующей организации.
Истцом в материалы дела также представлены: перечень объектов; технические планы сооружений и копии свидетельства о государственной регистрации права в отношении объектов, принадлежащих ОАО "РЖД"; выписки из ЕГРН в отношении объектов, находящихся в собственности ОАО "РЖД".
Ссылаясь на бездействие со стороны Администрации городского поселения город Россошь в вопросе о принятии мер по выявлению и постановке на учет в орган бесхозяйных водопроводных сетей, которое может повлечь за собой причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, а также влечет для истца значительные материальные затраты, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.
Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В пункте 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относится, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу пунктов 5, 6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 установлен "Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
Согласно пунктам 2, 3, 5 указанного Порядка, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав). На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее - орган регистрации прав).
На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Подробный порядок по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории городского поселения город Россошь Воронежской области в настоящее время разработан и действует в виде Положения об учете и приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории городского поселения город Россошь, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения город Россошь от 13.03.2015 N 245.
В соответствии с названным Положением, Администрация городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация), осуществляет действия по формированию пакета документов для признания бесхозяйных объектов недвижимого имущества, находящихся на территории городского поселения город Россошь, учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества и оформление в муниципальную собственность городского поселения город Россошь бесхозяйных объектов недвижимого имущества. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляет Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии, её территориальные органы.
Согласно пункту 2.1 Положения, сведения о недвижимом имуществе, имеющем признаки бесхозяйного, могут поступать, в том числе от юридических и физических лиц.
На основании поступившего в Администрацию обращения в отношении выявленного объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, Администрация осуществляет: проверку поступивших сведений о выявленном объекте недвижимого имущества, имеющем признаки бесхозяйного; сбор необходимой документации и подачу её в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принятия на учет выявленного объекта недвижимого имущества как бесхозяйного; подготовку документов для оформления бесхозяйного объекта недвижимого имущества в собственность муниципального образования - городское поселение город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области в соответствии с действующим законодательством (пункт 2.3 Положения).
В случае выявления информации о наличии собственника объекта недвижимого имущества Администрация прекращает работу по сбору документов для его принятия на учет в качестве бесхозяйного и сообщает данную информацию лицу, предоставившему первичную информацию об этом объекте. При этом Администрация направляет собственнику объекта обращение с просьбой отказаться от прав на него в пользу муниципального образования либо принять меры к его надлежащему содержанию (пункт 2.4 Положения).
Если в результате проверки собственник объекта недвижимого имущества не будет установлен, Администрация: организует в установленном порядке работу по подготовке документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения об объекте недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, и получению технического плана и кадастрового паспорта на объект; если бесхозяйно содержащийся объект является объектом инженерной инфраструктуры, Администрация направляет заявку в эксплуатирующие организации жилищно-коммунального хозяйства на изготовление на сети водо-, газо-, электроснабжения, канализации, отопления и иные объекты инженерной инфраструктуры первичной технической документации (исполнительной схемы), необходимой для составления технических планов на данные объекты; эксплуатирующие организации жилищно-коммунального хозяйства обеспечивают изготовление данной документации и представляют её в Администрацию в установленные законодательством сроки; осуществляет собор документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или собственник его неизвестен, или от права собственности на которое собственник отказался (пункт 2.5 Положения).
Для принятия на учет объекта недвижимого имущества, как бесхозяйного, Администрация обращается с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (пункт 2.6 Положения).
Таким образом, Администрация городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области является органом, который наделен полномочиями по подаче на территории города Россошь заявлений в регистрирующий орган о постановке объекта на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.
Ссылка ответчика на то, что спорные сети находятся у истца в эксплуатационной ответственности отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку из материалов дела усматривается, что спорные объекты недвижимости - инженерные коммуникации не имеют собственника, право собственности на них не зарегистрировано, в связи с чем указанные объекты подлежат передаче в муниципальную собственность. При этом, факт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности истцом и ООО "РКС" при заключении договора холодного водоснабжения N 4 не свидетельствует о возникновении у истца вещных прав на спорное имущество, истец собственником инженерных сетей не стал (Определение Верховного Суда РФ от 17.01.2020 N 301-ЭС19-25487 по делу N А31-5811/2018).
Довод Администрации городского поселения город Россошь о невозможности идентифицировать спорные участки бесхозяйных сетей опровергается имеющимися в деле доказательствами. Так, 14.07.2020 комиссией в составе старшего инженера МКУ города Россошь Управления жилищно - коммунального хозяйства Литвинова А.С., начальника участка водопроводных сетей ООО "РКС" Белоконова Э.Г., начальника ПТО ООО "РКС" Нижевской В.А., главного механика ЛТУ ЮВ ДТВ Медведева В.А., начальника отдела эксплуатации ЛТУ ЮВ ДТВ Кувшиновой Н.А., инженера 1 категории ЛТУ ЮВ ДТВ Лунина В.А. было произведено обследование бесхозяйных водопроводных сетей по городу Россошь.
Результаты обследования были зафиксированы актами, от подписи которых старший инженер МКУ города Россошь Управления жилищно-коммунального хозяйства Литвинов А.С., начальник участка водопроводных сетей ООО "РКС" Белоконова Э.Г., начальник ПТО ООО "РКС" Нижевская В.А. отказались.
После отказа от подписания акты были нарочным переданы в администрацию городского поселения город Россошь 16.07.2020 вх. N 3520.
24.09.2020 исх. N 205, вх. N 4912 нарочным в администрацию города Россошь была передана схема водопроводных сетей и выписки из ЕГРН на водопроводные сети в количестве 12 штук.
Помимо вышесказанного, руководство участка 11.11.2020 отправило в адрес Администрации городского поселения город Россошь телефонограмму о назначении на 17.11.2020 в 10-00 комиссионного осмотра границ водопроводных сетей с целью определения в натуре, на местности границ сетей, не поставленных на государственный кадастровый учет.
17.11.2020 представители Лискинского территориального участка произвели разметку водопроводных сетей на местности с составлением фотоотчета, установкой опознавательных знаков и проставлением координат в топографических картах.
Таким образом, довод администрации городского поселения город Россошь об отсутствии технической документации не соответствует установленным в рамках настоящего дела обстоятельствам, в материалах дела имеется вся техническая и кадастровая документация на водопроводные сети ОАО "РЖД".
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается, достаточных и надлежащих доказательств, опровергающих упомянутые обстоятельства, ответчиком не представлено.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.11.2022 по делу N А14-21058/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.11.2022 по делу N А14-21058/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
председательствующий судья |
М.С. Воскобойников |
Судьи |
Е.Ю. Щербатых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-21058/2021
Истец: ОАО "РЖД" в лице "Ю-В дирекции по теплоснабжению"
Ответчик: Администрация ГП г. Россошь ВО
Третье лицо: ООО "Россошанские Коммунальные Системы"