г. Пермь |
|
09 февраля 2023 г. |
Дело N А60-52842/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Герасименко Т.С., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Климашевской К.И.
при участии:
от Администрации Арамильского городского округа - Кадцина Н.О., паспорт, доверенность от 09.01.2023;
от Счетной палаты Свердловской области - Малкова Я.Ю., паспорт, доверенность от 17.01.2023, диплом; Ершова Ю.Г., паспорт, доверенность от 17.01.2023, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Счетной палаты Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 ноября 2022 года
по делу N А60-52842/2022
по заявлению Администрации Арамильского городского округа (ИНН 6652004270, ОГРН 1026602178239)
к Счетной палате Свердловской области (ИНН 6658403948, ОГРН 1126658003922)
о признании недействительным предписания N 01-08/507 от 07.07.2022,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Арамильского городского округа (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Счетной палате Свердловской области (далее - ответчик, Счетная палата) о признании недействительным предписания от 07.07.2022 N 01-08/507.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 ноября 2022 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным предписание Счетной палаты Свердловской области N 01-08/507 от 07.07.2022. На Счетную палату возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Счетная палата, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась с апелляционной жалобой. В обоснование доводов жалобы заявитель жалобы указывает, что ссылка суда на пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) к фактическим обстоятельствам дела не относится, поскольку определяет понятие места жительства несовершеннолетних детей (совместно с одним из родителей), а не регистрацию по месту жительства, которая является обязательной для предоставления социальной выплаты. Администрацией принято заявление Биккининой Э.Ф. на предоставление социальной выплаты в отсутствие документов, подтверждающих совместное проживание (регистрацию по месту жительства) Биккининой Э.Ф и ее несовершеннолетних детей, что является основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты. При этом в ходе контрольного мероприятия учетное дело для ознакомления рабочей группе не предъявлялось. Предъявленная в ходе проведения контрольного мероприятия справка не соответствует установленным требованиям и поэтому не является документом, подтверждающим регистрацию детей Биккининой Э.Ф. Кроме того, Администрацией принято решение о включении гражданки Биккининой Э.Ф. в списки граждан на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий за пределами срока подачи заявления. Доводы суда о том, что п. Арамиль и п. Светлый это одна сельская территория не соответствуют действующему законодательству.
В судебном заседании представитель Счетной палаты на доводах жалобы настаивал, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Представитель администрации с доводами апелляционной жалобы не согласился по мотивам, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается участвующими в деле лицами, в отношении администрации в соответствии пунктом 1.4 плана работы Счетной палаты Свердловской области на 2022 год, пунктом 1.1 раздела 1 плана работы Контрольно-счетной палаты Арамильского городского округа на 2022 год проведено совместное контрольное мероприятие "Проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Арамильского городского округа в 2019-2021 годах".
В ходе проведения контрольного мероприятия Счетной палатой выявлено несоблюдение Администрацией при предоставлении социальной выплаты Биккининой Э.Ф. требований пунктов 4, 6, 21 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях (приложение к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, являющимся приложением N 3 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий"), которое повлекло незаконное расходование средств областного бюджета в размере 671 400 руб.
По результатам проверки составлен акт от 14 июня 2022 года N 02-1.4-22-25/437.
Коллегией Счетной палаты 30.06.2022 (протокол N 8) рассмотрен и принят отчет N 02-1.4-22-21/544, а также решение о направлении в адрес Администрации предписания от 07.07.2022 N 01-08/500 с требованием обеспечить возврат в областной бюджет незаконно использованных средств в сумме 671 400 рублей.
Полагая, что указанное предписание является незаконным, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 утверждена государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", приложением N 3 к которой установлены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих на сельских территориях (далее - Правила предоставления субсидий N 696).
Согласно пункту указанных Правил, под сельскими территориями понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, сельские населенные пункты, рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), городских поселений.
К указанным Правилам предоставления субсидий N 696 утверждено Приложение "Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях" (далее - Положение N 696).
В соответствии с пунктом 5 Положения N 696 право на получение социальной выплаты имеет, в частности (подпункт "а"), гражданин, постоянно проживающий на сельских территориях (подтверждается регистрацией в установленном порядке по месту жительства) и при этом:
осуществляющий деятельность на сельских территориях по трудовому договору или индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса, или социальной сфере. Трудовая или предпринимательская деятельность должны осуществляться гражданином непрерывно в организациях одной сферы деятельности в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат, формируемые в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения;
имеющий собственные и (или) заемные средства в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, а также средства, необходимые для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 20 настоящего Положения. Доля собственных и (или) заемных средств (в процентах) в расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства жилья, образовавшаяся разница подлежит компенсации за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). В качестве собственных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862;
признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях применения настоящего Положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства (регистрация по месту жительства) на основании статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с Решением Арамильской муниципальной Думы от 24.11.2005 N 22/14 учетная норма площади жилого поещения на территории Арамильского городского округа, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 12 кв. м общей площади на одного человека.
Согласно пункту 15 Положения N 696 расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноких граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на сельских территориях в границах субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал очередного финансового года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2013 N 1285-ПП утверждена государственная программа Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года". Приложением N 4 к данной программе установлен Порядок предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях (далее - Порядок N1285-ПП).
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 1285-ПП субсидии предоставляются на основании соглашений о предоставлении субсидий, заключаемых Министерством с муниципальными образованиями, в соответствии с формами, разработанными Министерством финансов Российской Федерации (для предоставления субсидий на условиях софинансирования за счет субсидии из федерального бюджета и средств областного бюджета) и Министерством (за счет средств областного бюджета (без участия средств федерального бюджета)).
Эффективность использования субсидий оценивается ежегодно Министерством на основе показателя результативности использования субсидии - объем ввода (приобретения) жилья для граждан, проживающих на сельских территориях. Значения показателей результативности использования субсидий устанавливаются в Соглашении (пункт 10).
Согласно пункту 16 Порядка N 1285-ПП при расчете размера социальной выплаты муниципальное образование может уменьшить долю вложения гражданином собственных и (или) заемных средств с 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья до 15% при условии компенсации разницы за счет средств местного бюджета.
При выявлении случаев нецелевого использования субсидии или неправомерного получения субсидии, а также нарушения порядка или условий, установленных для предоставления субсидии настоящим порядком, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение 30 рабочих дней со дня получения требования о возврате субсидии (пункт 20 Порядка N 1285-ПП).
Судом из материалов дела установлено и сторонами не оспаривается, что Бикиннина Э.Ф. зарегистрирована и проживает в г. Арамиль, п. Светлый, дом 32, кв.2 (л.д.14-16), с 01.03.2016 является работником МБУ "Культурно-досуговый центр "Виктория" (л.д.24,28,72); постановлением Главы Арамильского городского округа от 17.05.2019 (л.д.18-22) семья Бикинниной Э.Ф. из 3 человек (она, ее дочь и сын 2009 и 2007 годов рождения) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании статей 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Несмотря на то, что дети Бикинниной Э.Ф. зарегистрированы по адресу отца (п. Светлый, дом 2, кв.57), при постановке на учет семьи как нуждающейся в улучшении жилищных условий было учтено, что Бикиннина Э.Ф. находится с отцом детей в разводе, поэтому вынуждена проживать вместе с детьми у своих родственников в квартире, в которой проживают три семьи. В подтверждение представлена справка о регистрации в квартире 2 дома 32, п. Светлый, площадью 51,1 кв. м 7 человек (л.д.25), не считая ее детей.
В подтверждение наличия собственных средств на строительство жилья представлен сертификат на материнский капитал и справка о размере его оставшейся части - 401 472 руб. (л.д.27,30).
На основании поданной заявки между Администрацией и Министерством агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области заключено соглашение от 23.01.2020 (в редакции дополнительного соглашения от 04.02.2020) о предоставлении из областного бюджета бюджету Арамильского городского округа субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, в размере 671 400 руб.
Субсидия из областного бюджета поступила в бюджет городского округа (платежное поручение от 28.02.2020 N 165915).
Администрацией средства областного и местного бюджетов использованы на предоставление социальной выплаты Биккининой Э.Ф. размере 1 164 200 рублей (средства областного и местного бюджетов). Средства израсходованы гражданской на строительства жилья (договор подряда от 21.07.2020, л.д.56). Актом обследования от 25.07.2022 подтверждается, что вновь построенный жилой дом в п. Арамиль по ул. Свердлова пригоден для постоянного проживания, обеспечен централизованным электро- и водоснабжением, а также автономными инженерными системами (л.д.73-74). Выпиской из ЕГРН подтверждается, что жилой дом площадью 84,8 кв. м поставлен 20.11.2020 на кадастровый учет, за Биккининой Э.Ф. и ее детьми зарегистрировано право общей долевой собственности (по 1/3) (л.д.82-83).
Основанием для признания указанной выплаты неправомерно предоставленной явились выводы Счетной палатой о нарушении пунктов 4, 6, 21 Положения N 696, поскольку субсидия предоставлена в том числе на детей, которые на дату выплаты субсидии не были зарегистрированы по месту жительства Биккининой Э.Ф.
Согласно пункту 4 Положения N 696 под гражданином понимается физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации. К членам семьи гражданина в целях настоящего Положения относятся постоянно проживающие (зарегистрированные по месту жительства) совместно с ним его супруга (супруг), а также дети, в том числе усыновленные, и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 21 данного Положения к заявлению гражданина о предоставлении социальной выплаты должны быть приложены копии документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства (по месту пребывания) гражданина и членов его семьи.
Отклоняя доводы Счетной палаты о нарушении администрацией указанных пунктов, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В Постановлении Пленума Верховного Суд Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) с целью обеспечения прав несовершеннолетних детей за членами семьи собственника жилого помещения может быть признано право на вселение своих несовершеннолетних детей в жилое помещение.
Таким образом, ЖК РФ предусматривает безусловное право на вселение (следовательно, и регистрацию) несовершеннолетнего в квартиру, где зарегистрированы один или оба из его родителей.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 17.07.1995 N 713, если родители зарегистрированы в разных местах, то они могут выбрать, где зарегистрировать несовершеннолетнего ребенка.
При этом в силу возраста несовершеннолетний лишен возможности самостоятельно реализовать свои жилищные права, следовательно, несовершеннолетний может сохранять право на регистрацию, и фактически не проживать по месту регистрации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, факт регистрации по месту жительства (равно как и факт отсутствия таковой) сам по себе не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации (постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, от 4 октября 2016 года N 18-П, от 30 июня 2021 года N 31-П, от 02.12.2022 N 52-П).
При таких условиях суд пришел к верному выводу, что ссылка в пункте 4 и подпункте "в" пункта 21 Положения N 696 на регистрацию граждан и их детей по месту жительства (в скобках) в рассматриваемом случае не могла являться основанием для отказа в предоставлении субсидии. Дети Биккининой Э.Ф. были зарегистрированы по месту жительства в п. Светлый, дом 2, кв.57, но фактически проживали с матерью в квартире общей площадью 51,1 кв.м по адресу: п. Светлый, д. 32, кв. 2 (где было зарегистрировано еще 6 человек), то есть явно нуждались вместе с ней в улучшении жилищных условий. Факт проживания детей вместе с матерью Счетной палатой не оспорен, иное в акте проверки не указано.
Выводы Счетной палаты о нарушении заявителем подпункта "г" пункта 21 Положения N 696 (о приложении к заявлению гражданина документов, подтверждающих наличие собственных и (или) заемных средств), опровергнуты представленной в дело копией государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала.
Сроки предоставления указанных документов Перечень документов N 312 не содержит, в связи с чем судом обоснованно сделан вывод что отсутствие таких документов при подаче заявления не является нарушением со стороны Администрации.
Положение N 696 не запрещает исполнительному органу после принятия заявления запросить у заявителя дополнительные документы до принятия решения о признании или об отказе в признании гражданина имеющим право на получение социальной выплаты.
В оспариваемом предписании указано также на нарушение пункта 6 Положения N 696 в связи с тем, что Биккинина Э.Ф. осуществляет трудовую деятельность на сельской территории (п. Светлый Арамильского городского округа), не являющейся сельской территорией, в которой было построено (приобретено) жилье за счет средств социальной выплаты (п. Арамиль).
Пунктом 2.3.6 договора о порядке и условиях предоставления социальной выплаты гражданину на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях, заключенного между администрацией и Биккининой Э.Ф., установлена обязанность Биккининой Э.Ф. осуществлять трудовую или предпринимательскую деятельность на сельской территории, в которой построено (приобретено) жилье за счет средств социальной выплаты, не менее 5 лет со дня получения свидетельства.
Согласно отметке о регистрации в паспорте заявителя, она с 15.03.2006 проживает (зарегистрирована по месту жительства) в п. Светлый и, по данным трудовой книжки, с 01.03.2016 по настоящее время работает в МБУ "Культурно-досуговый комплекс "Виктория", которое находится в поселке Светлый.
Поселок Арамиль, в котором Биккининой Э.Ф. построен жилой дом, включен в Перечень сельских территорий.
Согласно ответу Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области социальные выплаты предоставляются на строительство (приобретение) жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве, гражданам Российской Федерации, проживающим и работающим на сельских территориях либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства на сельские территории и работать там.
Согласно пункту 1 Правил, под сельскими территориями городского округа понимаются сельские населенные пункты, входящие в состав городского округа.
В соответствии с приказом Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области от 16.12.2019 N 641 "Об определении Перечней сельских территорий и сельских агломераций Свердловской области для целей предоставления субсидий на мероприятия, сельские населенные пункты поселок Арамиль и поселок Светлый относятся к одной сельской территории Арамильского городского округа.
При этом пунктом 6 Положения установлены обязательства граждан при получении социальной выплаты проживать и работать на территории одной сельской территории. Ограничения по обязательству граждан при получении социальной выплаты проживать и работать на территории одного сельского населенного пункта не установлены федеральным законодательством.
Осуществление Биккининой Э.Ф. трудовой деятельности вне сельской территории, в котором построен дом, в настоящем случае не является нарушением положения о предоставлении социальных выплат, поскольку п. Светлый и п. Арамиль относятся к одной сельской территории.
Статья 7 Конституции Российская Федерация провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты со стороны государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
В частности, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
С учетом изложенного, приняв во внимание, что Биккининой Э.Ф. соблюдены все условия, необходимые для получения социальной выплаты, денежные средства администрацией расходованы в целях обеспечения конституционных прав граждан на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь семьи, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оснований для признания заявителя нарушившим требования при предоставлении Биккининой Э.Ф. социальной выплаты не имеется. В связи с чем предписание Счетной палаты обоснованно признано недействительным.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, нормы права применены правильно.
Предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации), распределение судебных расходов по ее уплате судом не производится.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 ноября 2022 года по делу N А60-52842/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-52842/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ АРАМИЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: СЧЕТНАЯ ПАЛАТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ