08 февраля 2023 г. |
Дело N А84-7357/2022 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Горбуновой Н.Ю., рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле и без проведения судебного заседания, апелляционную жалобу государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 08 ноября 2022 года по делу N А84-7357/2022, рассмотренного в порядке упрощённого производства,
по иску государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства"
к обществу с ограниченной ответственностью "Сибирь"
о взыскан,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (далее - ГКУ города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства", Управление) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Сибирь" (далее - ООО "Сибирь") о взыскании неустойки в размере 144 759,64 руб. по государственному контракту от 22.05.2019 N 048-СМР-19.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон по истечении сроков, установленных судом для представления сторонами доказательств и иных документов.
28.10.2022 судом первой инстанции порядке ст. 229 АПК РФ принято решение в виде резолютивной части, в соответствии с которым суд в удовлетворении исковых требований отказал.
31.10.2022 ГКУ города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" обратилось в суд первой инстанции с заявлением о составлении мотивированного решения по делу.
08.11.2022 судом первой инстанции вынесено мотивированное решение в соответствии со ст. 229 АПК РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГКУ города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить и принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, а именно части 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статьи 6 и части 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель апелляционной жалобы считает, что начисленная Учреждением неустойка не подлежит списанию.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2022 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
11.01.2023 от общества с ограниченной ответственностью "Сибирь" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик с ее доводами не согласился и возражал против ее удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Рассматривая дело упрощенного производства апелляционный суд ограничен в принятии новых доказательств и рассматривает дело по имеющимся материалам (пункт 2 статьи 272.1 АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзыва на апелляционную жалобу.
При повторном рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в пределах, предусмотренных статьями 266, 268, 272.1 АПК РФ, судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
22.05.2019 между ГКУ города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (далее - Государственный заказчик, Учреждение) и ООО "Сибирь" (далее - Подрядчик, Общество) заключен государственный контракт N 048-СМР-19 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Капитальный ремонт подпорной стены по ул. Советская, 42-2 очередь" (далее - Контракт).
Цена Контракта составляет 10 958 998,75 руб. (на момент заключения Контракта), 10 948 369,18 руб. (согласно дополнительному соглашению N 1 от 20.12.2019) (п. 2.3 Контракта).
Согласно пункту 1.1 Контракта Подрядчик обязуется своевременно выполнить строительно-монтажные работы на условиях Контракта, а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить их.
В силу пункта 1.2 контракта состав и объем работ, предъявляемые к ним требования определяются проектно-сметной документацией, передаваемой государственным заказчиком подрядчику по акту, а также Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту), по цене в соответствии со сводным сметным расчетом (Приложение N 3 к контракту).
В соответствии с пунктом 1.4 Контракта срок выполнения работ определяется Графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту).
Графиком выполнения строительно-монтажных работ предусмотрено, что 1 этап работ (Подготовительные работы, в т.ч. обустройство строительной площадки, установки ограждения, установка временных зданий и сооружений (бытовой вагончик, вагончики для складирования материалов и оборудования, временное подключение, установка биотуалета), разработка проекта производства работ, согласование проведения работ с владельцами коммуникаций (при необходимости), получение необходимых разрешений) выполняется в течение 10 дней с момента заключения Контракта (01.06.2019); 2 этап работ (Ремонт существующей подпорной стенки N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10) - 40 дней после окончания 1 этапа (11.07.2019); 3 этап работ (Благоустройство территории) - 10 дней после окончания 2 этапа (21.07.2019).
Пунктом 2.5.4 Контракта предусмотрена поэтапная оплата при полном выполнении отдельного этапа работ.
Промежуточные (поэтапные) платежи за выполненные Подрядчиком и принятые Государственным заказчиком работы осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня подписания Государственным заказчиком акта о приемке выполненных работ (по форме КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3), а также выставленных Подрядчиком счетов, счетов-фактур, в размере стоимости работ.
Окончательный платеж за выполненные Подрядчиком и принятые Государственным заказчиком работы осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня подписания Государственным заказчиком акта о приемке выполненных работ (по форме КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3), акта сдачи-приемки выполненных работ (подготовленный по форме КС-11), а также выставленных Подрядчиком счетов, счетов-фактур в размере стоимости работ (п. 2.5.4 Контракта).
Согласно пункту 3.3.1 Контракта Подрядчик обязан выполнить работу в установленные сроки, а также в соответствии с условиями Контракта передать Государственному заказчику ее результаты в порядке, установленном Контрактом; ы соответствии с п. 3.3.2 Контракта до начала производства работ Подрядчик обязан согласовать с ГБУ "Севастопольский Автодор", ГИБДД временную схему организации дорожного движения и ограждения мест производства работ (при необходимости); в согласно п. 3.3.3 Контракта письменно уведомить Государственного заказчика о дате начала производства работ на объекте.
Пунктом 4.1 Контракта установлено, что работы должны быть выполнены в течение 60 дней с момента заключения Контракта.
Пунктом 9.3 контракта закреплено, что за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, государственный заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (пеней, штрафов).
В соответствии с пунктом 9.3.1 Контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства (в том числе, но не ограничиваясь сроков выполнения этапа работ) предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.
Пеня подлежит уплате за весь период просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, в том числе предусмотренных Графиком выполнения работ (п. 9.3.2 Контракта).
22.05.2019 по накладной Подрядчику передана проектно-сметная документация.
Подрядчиком сданы работы, выполненные с 22.05.2019 по 15.07.2019, на общую сумму 359 332,32 руб. (КС-3 N 1 от 15.07.2019).
Подрядчиком передан Государственному заказчику Проект производства работ по Акту от 30.07.2019.
Согласно справке КС-3 N 2 от 04.09.2019 Подрядчиком выполнены работы на сумму 2 999 714,68 руб. (за период с 16.07.2019 по 04.09.2019) в соответствии со справкой КС-3 N 3 от 16.10.2019 на сумму 2 206 676,34 руб. (за период с 05.09.2019 по 07.10.2019).
10.10.2019 исх. N 563 Подрядчик, в связи с выявлением в ходе выполнения работ по Контракту направил Государственному заказчику акты на дополнительные и непредвиденные работы и затраты, ведомости объемов, локальные сметные расчеты, а также приостановил работы по Контракту до момента согласования необходимости выполнения данных работ.
Протоколом совещания технического совета от 30.10.2019 Государственный заказчик согласовал замену железобетонной балюстрады на металлическое ограждение.
В соответствии со справкой КС-3 N 4 от 17.12.2019 Подрядчик выполнил работы на сумму 2 774 226,50 руб. (за период с 08.10.2019 по 17.12.2019).
20.12.2019 заключено дополнительное соглашение N 1 к Контракту, Сводный сметный расчет изложен в новой редакции, цена Контракта составила 10 948 369,18 руб.
Согласно справке КС-3 N 5 от 20.12.2019 на сумму 1 911 574,36 руб. (за период с 01.12.2019 по 20.12.2019).
25.12.2019 сторонами Контракта подписан Акт приемки законченного строительством объекта по форме КС-11.
Платежными поручениями подтверждается, что акт выполненных работ по форме КС-2 N 1 от 15.07.2019 оплачен Учреждением 06.08.2019, КС-2 N 2 от 04.09.2019 - 22.10.2019, КС-2 N 3 от 16.10.2019 - 01.11.2019, КС-2 N 4 от 17.12.2019 - 26.12.2019, КС-2 N 5 и N 6 от 20.12.2019 - 27.12.2019.
При полном завершении работ подрядчик предоставил Государственному заказчику акт КС-11 от 25.12.2019 как это предусмотрено п. 6.1 Контракта.
Контракт расторгнут по соглашению сторон 30.01.2020.
За просрочку исполнения обязательств по Контракту истец начислил ответчику пени согласно расчету, указанному в исковом заявлении.
Учреждением в адрес Подрядчика 07.08.2019, 12.07.2022 направлены претензии (требования) об уплате неустойки, однако неустойка оплачена Подрядчиком только частично в сумме 49 844,10 руб.
Уклонение ответчика от исполнения предъявленных требований послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
Как верно отмечено судом, возникшие между сторонами правоотношения, регулируются главой 37 ГК РФ и положениями Закона N 44-ФЗ.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несёт ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы (пункт 1 статьи 708 ГК РФ).
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором (пункт 1 статьи 329 ГК РФ).
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
По смыслу статьи 330 ГК РФ неустойку должник обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 1.4 Контракта срок выполнения работ определяется Графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту).
Графиком выполнения строительно-монтажных работ предусмотрено, что 1 этап работ (Подготовительные работы, в т.ч. обустройство строительной площадки, установки ограждения, установка временных зданий и сооружений (бытовой вагончик, вагончики для складирования материалов и оборудования, временное подключение, установка биотуалета), разработка проекта производства работ, согласование проведения работ с владельцами коммуникаций (при необходимости), получение необходимых разрешений) выполняется в течение 10 дней с момента заключения Контракта (01.06.2019); 2 этап работ (Ремонт существующей подпорной стенки N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10) - 40 дней после окончания 1 этапа (11.07.2019); 3 этап работ (Благоустройство территории) - 10 дней после окончания 2 этапа (21.07.2019).
Пунктом 2.5.4 Контракта предусмотрена поэтапная оплата при полном выполнении отдельного этапа работ.
Пунктом 4.1 Контракта установлено, что работы должны быть выполнены в течение 60 дней с момента заключения Контракта, т.е. 21.07.2019.
В ходе исполнения контракта подрядчиком выполнены, а заказчиком приняты работы:
- по акту о приемке выполненных работ (унифицированная форма КС-3) N 1 от 15.07.2019 на сумму 359 332,32 рублей;
- по акту о приемке выполненных работ (унифицированная форма КС-3) N 2 от 04.09.2019 на сумму 2 299 714,68 рублей;
- по акту о приемке выполненных работ (унифицированная форма КС-3) N 3 от 16.10.2019 (отчетный период с 05.09.2019 по 07.10.2019) на сумму 2 206 676,34 рублей;
- по акту о приемке выполненных работ (унифицированная форма КС-3) N 4 от 17.12.2019 на сумму 2 774 226,50 рублей;
- по акту о приемке выполненных работ (унифицированная форма КС-3) N 5 от 20.12.2019 на сумму 1 756 288,93 рублей;
- по акту о приемке выполненных работ (унифицированная форма КС-3) N 6 от 20.12.2019 на сумму 155 285,43 рублей.
Так, платежными поручениями подтверждается, что акт выполненных работ по форме КС-2 N 1 от 15.07.2019 оплачен Учреждением 06.08.2019, КС-2 N 2 от 04.09.2019 - 22.10.2019, КС-2 N 3 от 16.10.2019 - 01.11.2019, КС-2 N 4 от 17.12.2019 - 26.12.2019, КС-2 N 5 и N 6 от 20.12.2019 - 27.12.2019.
25.12.2019 сторонами Контракта подписан Акт приемки законченного строительством объекта по форме КС-11.
Пунктом 9.3 контракта закреплено, что за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, государственный заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (пеней, штрафов).
В соответствии с п. 9.3.1 Контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства (в том числе, но не ограничиваясь сроков выполнения этапа работ) предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.
Пеня подлежит уплате за весь период просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, в том числе предусмотренных Графиком выполнения работ (п. 9.3.2 Контракта).
За просрочку исполнения обязательств по Контракту истец начислил ответчику пени в размере 144 759,64 руб.
Суд принимает довод ответчика о том, что сторонами Контракта не согласовано поэтапное выполнение работ, в связи с чем, расчет пени подлежит расчёту не поэтапно, а с момента окончания конечной даты срока выполнения работ, по следующим основаниям.
Таким образом, суд соглашается с выводами суда первой инстанции относительно того, что расчёт пени следует производить с момента окончания срока выполнения работ по контракту.
Согласно контррасчёту ответчика размер пени составляет не более (24 453,63 рублей + 39 646,62 рублей + 45 659,14 рублей) х 1/2 - 2 778,82 рублей - 49 844,10 рублей = 2 256,78 рублей.
Расчет неустойки (пени) в отношении суммы контракта, превышающей стоимость фактически выполненных работ: 9 551 524,20 рублей, ответчиком не производится в связи с невыполнением соответствующего обязательства не по вине подрядчика и последующим расторжением контракта.
Судом установлено, что сторонами контракта подписан акт приемки законченного строительством объекта по форме КС-11.
30.01.2020 между ГКУ города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (Заказчик) и ООО "Сибирь" (Подрядчик) подписано соглашение о расторжении контракта N 048-СМР-19 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Капитальный ремонт подпорной стены по ул. Советская, 42-2 очередь", согласно которому указанный контракт считается расторгнутым по обоюдному соглашению сторон.
В силу пункта 1 вышеуказанного соглашения обязательства сторон по контракту прекращаются с момента подписания соглашения.
Прямое указание на прекращение обязательств сторон по контракту с момента его расторжения свидетельствует об отсутствии каких-либо претензий по данному контракту.
Обязательство в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации может быть прекращено как надлежащим исполнением (статья 408 Гражданского кодекса Российской Федерации), так и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом, иными правовыми актами или договором (статья 407 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, обязательства по контракту прекращены исполнением в части, в остальной части - прекращены в связи с прекращением договора (статья 408 ГК РФ).
Суд первой инстанции установил, что общая сумма пени, рассчитанная истцом, 144 759,64 руб., что составляет 1,3% от цены контракта 10 948 369,18 руб., общая сумма пени, рассчитанная ответчиком, 2 256,78 руб., что, исходя из стоимости выполненных работ 9 551 524,20 руб., составляет 0,02%.
Частью 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на положения которой ссылается апеллянт в жалобе, установлено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
При этом, как разъясняется в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2022 года N 302-ЭС21-25561 по делу N А69-2869/2020, исходя из содержания Федерального закона от 01 апреля 2020 года N 98-ФЗ, вступившего в силу 01 апреля 2020 года, он, применительно к коррекции части 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ, применяется и к правоотношениям, возникшим до указанной даты, поскольку регламентирует правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в 2020 году.
Заявителем апелляционной жалобы не учтено, что Федеральным законом от 08 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" дополнена частью 9.1, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Часть 9.1 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не связывает списание начисленных неустоек (штрафов, пеней) с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств в определенном временном периоде.
Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2018 года N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" (далее - Постановление N 783).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 340 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783" из преамбулы и текста Постановления N 783 исключены слова "В соответствии с частью 42.1 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и слова "в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах".
В силу пункта 1 Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных Постановлением N 782 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 340), Правила устанавливают порядок и случаи списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее - списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В силу пункта 2 вышеуказанных Правил, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:
а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
в) в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
г) обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Согласно пункту 3 вышеуказанных Правил, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующих случае и порядке:
а) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в" - "д" настоящего пункта;
б) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в" - "д" настоящего пункта;
в) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);
г) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в период с даты заключения контракта до даты представления предусмотренного абзацем пятым подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение;
д) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Согласно пункту 11 вышеуказанных Правил, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения.
Применительно к пункту 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года), списание неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заказчик обязан списать начисленную неустойку, составляющую менее чем 5% от цены контракта, указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в иске.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального права.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 АПК РФ постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 08 ноября 2022 года по делу N А84-7357/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьями 275, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-7357/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ УПРАВЛЕНИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: ООО "Сибирь"