г. Санкт-Петербург |
|
09 февраля 2023 г. |
Дело N А56-53532/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Чечетка С.С.,
при участии:
от заявителя: Тананушко Я.С., по доверенности от 23.05.2022;
от заинтересованного лица: Шефер А.И., по доверенности от 26.12.2022;
Мацугин С.С., по доверенности от 12.01.2023;
от 3-го лица: не явился, извещен;
Мацугин С.С., по доверенности от
не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-41045/2022, 13АП-41044/2022) Минераловодской таможни Северо - Кавказского таможенного Управления Федеральной таможенной службы; Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2022 по делу N А56-53532/2022 (судья Сундеева М.В.), принятое
по заявлению ООО "Циркон керамика"
к Минераловодской таможне Северо - Кавказского таможенного Управления Федеральной таможенной службы
Санкт-Петербургской таможне
3-е лицо: Балтийская таможня
Северо-Западное таможенное управление
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Циркон Керамика" (далее - заявитель, Общество, ООО "Циркон Керамика") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решение Минераловодской таможни о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары после выпуска товаров от 23.03.2022 N 10216170/300419/0074228, а также о признании незаконными уведомлений Санкт-Петербургской таможни от 28.03.2022 NN 10210000/У2022/0004233, 10210000/У2022/0004232, 10210000/У2022/0004225, 10210000/У2022/0004224, 10210000/У2022/0004223, 10210000/У2022/0004231, 10210000/У2022/0004230, 10210000/У2022/0004229, 10210000/У2022/0004227, 10210000/У2022/0004226, 10210000/У2022/0004228.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Балтийская таможня, Северо-Западное таможенное управление и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Решением суда от 17.11.2022 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Минераловодская таможня Северо - Кавказского таможенного Управления Федеральной таможенной службы просит решение суда изменить в части взыскания в пользу Общества 33 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, поскольку судом первой инстанции не применены нормы материального права, подлежащие применению относительно установления пропорционального возмещения Минераловодской таможней расходов по уплате госпошлины, понесенных Обществом.
В апелляционной жалобе Санкт - Петербургская таможня ссылается на то, что действия по направлению уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, компенсационных пошлин, процентов и пени были совершены Санкт-Петербургской таможней в соответствии с компетенцией. Форма, формат и структура уведомления о неуплаченньгк в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговьгх, компенсационных пошлин, процентов и пени Санкт-Петербургской таможней соблюдены. Считает, что действия Санкт-Петербургской таможни связаны исключительно с процедурой взыскания задолженности. Санкт-Петербургская таможня не обладает полномочиями по проверке обоснованности и законности фактов начисления таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин по паспортам задолженности, сформированных таможней декларирования.
Также считает, что привлечение Санкт - Петербургской таможни в качестве заинтересованного лица не отвечает целям правосудия и не служит для защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц. осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Балтийская таможня и Министерство строительства извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц и Северо-Западного таможенного управления поддержали доводы апелляционных жалоб, представитель Общества просил в удовлетворении жалоб отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии со статьей 332 ТК ЕАЭС службой таможенного контроля после выпуска товаров Минераловодской таможни проведена камеральная таможенная проверка в отношении товаров, задекларированных ООО "Циркон Керамика" по вопросу контроля достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации (в части правильности классификации 31.12.2021.
В 2019-2021 гг. в рамках исполнения обязательств по внешнеэкономическому контракту от 13.02.2018 N 3/2018, заключенному между компанией "Tosoh Europe B.V.", продавец (Нидерланды), и ООО "Циркон Керамика", покупатель (Россия), на таможенную территорию ЕАЭС ввезен товар "диоксид циркония в порошке, обогащенный оксидом иттрия, состав основного вещества не менее 99,9%...", задекларированный в зоне деятельности Балтийской таможни на Балтийском таможенном посту (центр электронного декларирования) по ДТ NN 10216170/300419/0074228, 10216170/270521/0153753, 10216170/201021/0313607, 10216170/261219/0251405, 10216170/310320/0086560, 10216170/120820/0207070, 10216170/011220/0318032, 10216170/100321/0063745, 10216170/010721/0193797, 10216170/150921/0275610, 10216170/221221/0377188.
Согласно данным графы 47 "Исчисление платежей" при таможенном декларировании товара по вышеуказанным ДТ ООО "Циркон Керамика" НДС не уплачивался.
В графе 36 "Преференции" проверяемых ДТ ООО "Циркон Керамика" заявлен код льготы по уплате налога на добавленную стоимость "ОООО-ХС": "Освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию сырья и комплектующих изделий для производства медицинских изделий, освобождаемых от уплаты НДС".
В графе 31 "Грузовые места и описание товара" ДТ ООО "Циркон Керамика" дополнительно заявлено, что товар используется в качестве сырья для стоматологических реставраций (производство заготовок для стоматологических реставраций) и согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса России (далее - НК России) является товаром, аналоги которого отсутствуют и не производятся в Российской Федерации (т.е. не подлежит налогообложению НДС).
В регистрационных удостоверениях, поданных ООО "Циркон Керамика" при декларировании заготовок для стоматологических реставраций, указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 32.50.11.000. В пункте 18 Перечня однократно поименован код ОКП 32.50.11.000, однако данный код ОКП не содержит ссылок на код ТН ВЭД ЕАЭС 3824 99 960 9.
В регистрационных удостоверениях, поданных ООО "Циркон Керамика" при декларировании заготовок для стоматологических реставраций, указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 32.50.11.000. В пункте 18 Перечня однократно поименован код ОКП 32.50.11.000, однако данный код ОКП не содержит ссылок на код ТН ВЭД ЕАЭС 3824 99 960 9.
Таможенный орган посчитал, что ни ввозимый ООО "Циркон Керамика" товар "диоксид циркония в порошке, обогащенный оксидом иттрия, состав основного вещества не менее 99,9%...", классифицируемый в соответствии с ТНВЭД ЕАЭС по коду 2825 60 000 0, ни производимая ООО "Циркон Керамика" продукция, классифицируемая в соответствии с ТНВЭД ЕАЭС по коду 9021 29 000 0, не подлежат освобождению от уплаты налога на добавленную стоимость, в связи с чем, Минераловодская таможня приняла решения Минераловодской таможни от 23 марта 2022 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N N 10216170/300419/0074228, 10216170/270521/0153753, 10216170/201021/0313607, 10216170/261219/0251405, 10216170/3103 20/0086560, 10216170/120820/0207070, 10216170/011220/0318032, 10216170/100321/0063745, 10216170/010721/0193797, 10216170/150921/0275610, 10216170/221221/0377188.
По результатам таможенного контроля Минераловодской таможни у Общества возникла обязанность по уплате таможенных платежей (Акт проверки от 11.02.2022 N 10802000/210/110222/А000215).
На основании решения Минераловодской таможни о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ, должностными лицами Балтийской таможни сформированы электронные паспорта задолженности в АПС "Задолженность" по причине образования задолженности - неправомерное предоставление льгот по уплате таможенных платежей.
На основании сведений, указанных в паспортах задолженности, Санкт-Петербургской таможней, в соответствии со статьей 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ), были сформированы уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, налогов, процентов и пени от 28.03.2022 NN 10210000/У2022/0004223, 10210000/У2022/0004224, 10210000/У2022/0004225, 10210000/У2022/0004226, 10210000/У2022/0004227, 10210000/У2022/0004228, 10210000/У2022/0004229, 10210000/У2022/0004230, 10210000/У2022/0004231, 10210000/У2022/0004232, 10210000/У2022/0004233.
Не согласившись с указанными решениями и уведомлениями, Общество обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - лица, несущие солидарную обязанность), а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в том числе исходя из принципа налогового учета плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) (часть 2 статьи 71 Закона N 289-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 73 Закона N 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее для настоящей главы также - уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Содержание, а также порядок направления уведомления (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней также определен в статье 73 Закона N 289-ФЗ.
В соответствии с приказом ФТС России от 24.12.2018 N 2095 "Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней" с 25.02.2019 Санкт-Петербургская таможня определена таможенным органом, уполномоченным на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в соответствии с местом нахождения или местом жительства плательщика таможенных пошлин, налогов, плательщика специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, плательщика таможенных сборов.
Судом первой инстанции установлено, что решением по результатам ведомственного контроля Северо-Кавказского таможенного управления от 19.07.2022 N 10800000/190722/1/2022 решения Минераловодской таможни от 23.03.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10216170/261219/0251405, 10216170/310320/0086560, 10216170/120820/0207070, 10216170/011220/0318032, 10216170/100321/0063745, 10216170/270521/0153753, 10216170/010721/0193797, 10216170/150921/0275610, 10216170/201021 /0313607, 10216170/221221/0377188 признаны не соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и отменены полностью, решение Минераловодской таможни от 23.03.2022 о внесении изменении (дополнений) в сведения, заявленные в декларацию на товары N 10216170/300419/0074228 признано не соответствующим требованиям международных договоров Российской Федерации, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании при одновременном установлении обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 263 Федералы закона N 289-ФЗ, исключающих возможность отмены нижестоящего органа.
Решением Северо-Кавказского таможенного управления от 19.07.2022 N 10800000/190722/1/2022 установлено следующее.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 52 ТК ЕАЭС определено, что таможенные пошлины, налоги исчисляются таможенным органом, в том числе по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров в случае выявления неверного исчисления таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ТК ЕАЭС льготы по уплате налогов устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС.
Подпунктом 2 статьи 150 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
- товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ;
- сырья и комплектующих изделий, которые предназначены для производства товаров, указанных в абзаце втором указанного подпункта, и аналоги которых не производятся в Российской Федерации.
В подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ указано на медицинские товары отечественного и зарубежного производства, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждений перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость" (далее - Перечень).
Минераловодская таможня принимая решения от 23.03.2022, применила абзац второй подпункта 2 статьи 150 НК РФ, примечание 1 к Перечню, согласно которому для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, Минераловодская таможня пришла к выводу, что товар, заявленный Обществом в ДТ, Перечнем не предусмотрен, связи с чем, предоставление льготы по уплате НДС в отношении товара неправомерно.
Вместе с тем, в материалах камеральной проверки имеются письма Минпромторга России от 05.04.2019 N ЦС-21775/19, N ЦС-53219/19 о подтверждении целевого назначения сырья и комплектующих изделий, которые предназначены для производства товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, и отсутствия их аналогов, которые производятся в Российской Федерации (далее - Письма Минпромторга).
Письмами Минпромторга подтверждается, что ввозимые ООО "Циркон Керамика" товары (сырье) предназначены для производства товаров, указанных в Перечне, а также не имеют аналогов, производимых на территории Российской Федерации.
При проведении анализа сведений о ввезенных товарах, указанных в ДТ со сведениями о товарах (сырье), приведенными в Письмах Минпромторга расхождений не выявлено. Соответственно представленными документами подтверждено целевое назначение и основания для освобождения от уплаты НДС в соответствии с абзацем 3 подпункта 2 статьи 150 НК РФ.
В период с 26.07.2022 по 02.08.2022 на основании решения по результатам ведомственного контроля Северо-Кавказского таможенного управления Минераловодской таможней произведена корректировка начислений в связи признанием недействительными решений о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N N 10216170/100321/0063745, 10216170/221221/0377188, 10216170/201021/0313607, 10216170/310320/086560, 10216170/150921/0275610, 10216170/270521/0153753, 10216170/011220/0318032, 10216170/120820/0207070. 10216170/010721/0193797, 10216170/261219/0251405, по результатам которой отделом взыскания задолженности Санкт-Петербургской таможни приняты решения о прекращении обязанности ООО "Циркон Керамика" по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней от 26.07.2022 N 10210000/260722/Иск-001 1X. от 28.07.2022 NN 10210000/280722/Иск-00119 - 10210000/280722/Иск-00126 и от 02.08.2022 N 10210000/280722/Иск-00127.
Судом первой инстанции также установлено, что в связи с произведенным в соответствии со статьей 80 Федерального закона N 289-ФЗ взысканием таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет авансовых платежей в размере 16 399, 47 руб. в счет погашения задолженности по ДТ N 10216170/261219/0251405 согласно данным, отраженным в документе начисления в АПС "Задолженность" 02.08.2022 произведена корректировка начислений по указанной ДТ, формирование излишней уплаты и возврат взысканных средств в форме зачета в счет авансовых платежей на единый лицевой счет ООО "Циркон Керамика".
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции рассматривался вопрос о признании незаконным решения Минераловодской таможни от 23.03.2022 о внесении изменении (дополнений) в сведения, заявленные в декларацию на товары N 10216170/300419/0074228 и уведомления Санкт-Петербургской таможни от 28.03.2022 N 10210000/У2022/0004232 от 28.03.2022.
Учитывая, что решением Северо-Кавказского таможенного управления от 19.07.2022 N 10800000/190722/1/2022 обжалуемое решение Минераловодской таможни от 23.03.2022 о внесении изменении (дополнений) в сведения, заявленные в декларацию на товары N 10216170/300419/0074228, признано не соответствующим требованиям международных договоров Российской Федерации, заявленные требования, в оставшейся части, обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2022 по делу N А56-53532/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-53532/2022
Истец: ООО "ЦИРКОН КЕРАМИКА"
Ответчик: МИНЕРАЛОВОДСКАЯ ТАМОЖНЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-21571/2023
28.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27469/2023
18.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4712/2023
09.02.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-41045/2022
17.11.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-53532/2022
11.08.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26139/2022
09.08.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19756/2022