г. Санкт-Петербург |
|
07 февраля 2023 г. |
Дело N А56-50682/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Вострякова А.А. по доверенности от 19.09.2022,
от ответчика: Халаимова Е.Н. по доверенности от 03.02.2022,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2022А56-50682/2022, принятое
по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к товариществу собственников жилья "Орловское"
3-и лица:
1. Жилищный комитет; 2. Комитет по тарифам Санкт-Петербурга; 3. Комитет по энергетике и инженерному обеспечению; 4. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
о взыскании задолженности по договору теплоснабжения
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников жилья "Орловское" (ответчик, ТСЖ) о взыскании
196 842,09 рублей долга по договору теплоснабжения от 01.07.2006 N 4704.037.1 за период с 07.2021 - 11.2021,
35 274,87 рублей неустойки, начисленной на основании пункта 5.7 Договора по состоянию на 28.02.2022.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2022 иск удовлетворен частично на сумму 2,82 рубля неустойки, в остальной части требований отказан.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, суд необоснованно принял контррасчет Товарищества; в случае применения судами методики, установленной Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), подлежало взысканию 121 204 руб. 02 коп. задолженности; отказывая во взыскании договорной неустойки, суды необоснованно применили положения пункта 9.2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ); в связи с принятием обжалуемых судебных актов на стороне Товарищества возникло неосновательное обогащение; правовая позиция Товарищества противоречит судебной практике; вопросы относительно методики определения объема и оплаты тепловой энергии, приходящейся на нужды горячего водоснабжения (далее - ГВС), рассмотрены Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 06.05.2020 по делу N А56-23621/2018, от 08.05.2020 по делам N А56-102486/2018 и А56-147804/2018; объем тепловой энергии, потребленной исполнителем коммунальных услуг сверх нормы, необходим самому абоненту для предоставления коммунальной услуги надлежащего качества; Предприятие не рассчитывало объем тепловой энергии, входящий в графу "Технология в горячей воде", сверх показаний общедомовых узлов учета тепловой энергии.
В судебном заседании доводы жалобы поддержаны.
Представитель ответчика против удовлетворения требований истца возражал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (Предприятие) и ОРЛОВСКОЕ ТСЖ (Абонент) заключен договор теплоснабжения от 01.07.2006 N 4704.037.1, в соответствии с условиями которого предприятие приняло на себя обязательства подавать Абоненту тепловую энергию в горячей воде, а Абонент обязался своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный Договором режим ее потребления.
Истец принятые на себя обязательства исполнял надлежащим образом.
Пунктом 5.4 Договора установлено, что Истец в 1-ой декаде месяца, следующего за расчетным, выставляет безакцептно платежное требование за потребленную тепловую энергию расчетного месяца.
Оплата Абонентом платежного документа производится в течение 5-ти банковских дней со дня его выставления.
За период 07.2021-11.2021 (далее - спорный период) Истцом по тарифу для населения поставлена тепловая энергия на общую сумму 1 160 266,70 рублей.
Пунктом 5.7 Договора стороны согласовали, что, в случае неоплаты платежного требования согласно пункту 5.4 Договора, Истец вправе начислить, а Ответчик обязан оплатить штрафную неустойку в виде пени в размере 0,1 % от неоплаченной или несвоевременно оплаченной суммы за каждые просроченные сутки.
Ссылаясь на то, что абонент принятые на себя обязательства исполнял ненадлежащим образом, оплату потребленной тепловой энергии произвел не в полном объеме и несвоевременно, в связи с чем, за спорный период образовалась задолженность в сумме 196 964,25 рублей, непогашенная в претензионном порядке, что послужило основанием для обращения Предприятия в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском.
Суд первой инстанции в иске в части основного долга отказал, неустойку взыскал в сумме 2,82 рубля.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Спор между сторонами сводится к определению тарифа на тепловую энергию, подлежащего применению при расчете стоимости поставленного ресурса.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
По общему правилу, установленному пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.
В соответствии с частью 9 статьи 15 Закона N 190-ФЗ оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных этим Законом.
Особенностью тарифного регулирования на территории Санкт-Петербурга является наличие двух видов тарифов на ГВС для населения: в руб./Гкал и руб./куб. м.
Так, распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2014 N 569-р и от 27.11.2015 N 363-р Предприятию установлены тарифы в сфере теплоснабжения на территории Санкт-Петербурга на 2015-2018 годы, в том числе для населения в размере экономически обоснованного и льготного, предусмотренного Законом Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 111-17 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга".
Кроме того, распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2014 N596-р, от 27.11.2015 N377-р, от 19.12.2016 N249-р и от 20.12.2017 N240-р на территории Санкт-Петербурга за коммунальную услугу по ГВС установлен тариф, определяемый в руб./куб. м, а также руб./Гкал.
Указанные нормативные акты не оспорены, незаконными не признаны, не отменены и не изменены применительно к спорному периоду.
Вместе с тем, исходя из положений пунктов 5, 23 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), из примечания к приложению N2 Правил N 354, для целей расчетов за оказанные услуги используется тариф в руб./куб. м. При таком правовом регулировании тариф на ГВС в руб./Гкал является субсидиарным и подлежит применению при наличии объективных причин, исключающих возможность исчисления стоимости ГВС по тарифу в кубометрах (в том числе при оспаривании в рамках конкретного дела положений нормативного акта - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 N 37-П).
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме (далее - МКД), применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил N 354.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Исходя из пункта 7 статьи 19 Закона N 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в МКД, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого в МКД, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом МКД по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Горячая вода является одним из коммунальных ресурсов (пункт 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги ГВС.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период: объем потребленного за месяц коммунального ресурса умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении ГВС (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях - куб. м холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. м холодной воды или куб. м горячей воды на 1 человека.
Согласно подпункту "б" пункта 7(1) Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД в отношении горячей воды используются показатели: куб. м холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. м холодной воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, или куб. м горячей воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.
В связи с изложенным проживающие в жилом доме граждане оплачивают горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб. м, и по тарифу, установленному регулирующим органом для оплаты одного куб. м горячей воды.
Таким образом, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб. м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в МКД и оплачивать его согласно тарифу, установленному для населения для оплаты одного куб. м горячей воды.
Товарищество как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, ГВС) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что спорный МКД имеет раздельный учет по каждому виду коммунального ресурса - отоплению и ГВС, общедомовые приборы учета фиксируют как объем тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и ГВС, так и отдельно учитывают объем ресурса на ГВС в куб. м. Предприятие осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячую воду, которая предоставляется населению как услуга по ГВС и оплачивается населением в кубических метрах.
С учетом наличия у ответчика статуса исполнителя коммунальных услуг, а также требований пункта 13 Правил N 354 законных оснований для возложения на Товарищество обязанности по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
В суде первой инстанции, оспаривая доводы истца, ответчик представил мотивированный контррасчет с приложениями, в т.ч. - отчетов о теплопотреблении (первичных документов), из которого следует, что за период с июля 2021 г. по ноябрь 2021 г.:
- не оспариваемая и оплаченная ответчиком стоимость поставленных ресурсов (ГВС+отопление) при применении в расчете тарифа за ГВС в куб. м. за спорный период составила сумму 963 429,75 рублей;
- оспариваемая ответчиком стоимость ресурсов, исчисленная истцом исходя из тарифов на Гкал по ГВС составила 1 160 266,70 рублей;
- оплата произведена Ответчиком в размере 2 618 916,32 рублей, из которых 2 610 422,70 рублей - оплата за спорный период (январь-июнь 2021) и 8 493,62 рублей - переплата.
- разница в расчетах составила 196 836,95 рублей.
На основании изложенного суд правомерно отказал в удовлетворении требования о взыскании задолженности, представляющей собой разницу в стоимости тепловой энергии, которая возникла по причине расчета Предприятием стоимости тепловой энергии исходя из количества потребленных Гкал.
Расчет неустойки, представленный ответчиком, также принят во внимание, в силу чего требование в указанной части правомерно удовлетворено на сумму 2,82 рублей.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2022 по делу N А56-50682/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-50682/2022
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ТСЖ "Орловское"
Третье лицо: Жилищный комитет, КОМИТЕТ ПО ТАРИФАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, Министерство стоительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации