г. Чита |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А10-3901/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения Местная администрация муниципального образования "Баунтовский эвенкийский район" на решение Арбитражный суд Республики Бурятия от 11 октября 2022 года по делу N А10-3901/2022 по заявлению муниципального казенного учреждения Местная администрация муниципального образования "Баунтовский эвенкийский район" (ОГРН 1020300523737, ИНН 0302100080) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН 1020300966256, ИНН 0323057082) о признании незаконным решения от 16 мая 2022 года по делу N003/01/17-212/2022 о нарушении антимонопольного законодательства,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Готолова Романа Игоревича (ИНН 030230244762),
при участии в судебном заседании представителя заинтересованного лица Дондоковой И.В. по доверенности от 17.02.2020,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение Местная администрация муниципального образования "Баунтовский эвенкийский район" (далее - заявитель, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 16 мая 2022 года по делу N 003/01/17-212/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением суда от 11 октября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, указав в апелляционной жалобе на недоказанность выводов антимонопольного органа об участии Дашиева Б.Д. в подаче ценовых предложений.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2023 года на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена председательствующего по делу судьи Сидоренко В.А. на судью Будаеву Е.А.
Заявитель, третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержала.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
25 марта 2022 года Бурятским УФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МКУ Местная АМО "Баунтовский эвенкийский район" на основании поступившей информации от Еравнинского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Республике Бурятия (вх. от 09.03.2022 N 1447), Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия (вх. от 14.03.2022 N 29ДСП) на наличие личной заинтересованности заместителя руководителя - контрактного управляющего муниципального казенного учреждения "Местная администрация муниципального образования "Баунтовский эвенкийский район Дашиева Б.Д. при проведении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по обустройству объектов размещения твердых коммунальных отходов в с. Романовка Баунтовского эвенкийского района Республики Бурятия, номер извещения -030230004092000016. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 450 000,00 рублей.
В ходе контрольных мероприятий установлено: подача ценовых предложений от участника закупки Готолова Р.И., подписание муниципального контракта от 15.06.2020 N 03023000409200000160001 (реестровый номер контракта 3030210008020000021) между Администрацией и победителем закупки (ИП Готоловым Романом Игоревичем) происходили с одного IР-адреса - IР-адреса Администрации: 92.126.150.178; 27 июля 2020 года заказчиком подписаны: акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, справка о стоимости принятых работ и затрат по форме КС-3 за выполнение работ по обустройству объектов размещения твердых коммунальных отходов в с. Романовка Баунтовского эвенкийского района Республики Бурятия; платежными поручениями от 14.08.2020 N 317684 на сумму 145 767,61 рублей, от 18.08.2020 N 339887 на сумму 2 769 584,46 рублей, Администрацией произведена оплата ИП Готолову Р.И. в размере 2 915 352, 07 рублей, вместе с тем, стоимость фактически выполненных ИП Готоловым Р.И. работ по муниципальному контракту составила 1 217 398,22 рублей, чем причинен ущерб бюджету в размере 1 697 953,85 рублей; на участие в закупке N 030230004092000016 подано 2 заявки - ИП Готолов Р.И. и ООО "СПТК "Омега"; представитель МКУ от имени ИП Готолова Р.И., с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) ИП Готолова Р.И. принял участие в аукционе - подавал от имени ИП ценовые предложения, после подведения итогов представитель МКУ подписал муниципальный контракт от имени победителя ИП Готолова Р.И.
На основании вышеизложенного антимонопольный орган пришел к выводу о наличии признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся в участии заказчика и (или) работников заказчиков в торгах, а именно в электронном аукционе на выполнение работ по обустройству объектов размещения твердых коммунальных отходов в с. Романовка Баунтовского эвенкийского района Республики Бурятия, и 16 мая 2022 года вынес вынесено решение N 003/01/17-212/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решение оспорено заявителем в судебном порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы, приведенные участвующими в деле лицами, не установил оснований для отмены судебного акта.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Антимонопольные требования к торгам установлены статьей 17 Закона о защите конкуренции, пунктом 1 части 1 которой установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе пунктом 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Обязательным условием, свидетельствующим о совершении действий, подпадающих под признаки вышеуказанной правовой нормы, является установление антимонопольной службой того факта, что определенные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 31 Закон о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
По смыслу указанных норм не допускаются к участию в закупке лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов.
Из системного толкования указанных положений Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции следует, что представление одним лицом, как заказчика, так и участника закупки препятствует достижению указанных целей и может привести к нарушению равенства участников закупки, баланса интересов участников закупки и заказчика, к предоставлению необоснованных преференций одному из участников.
В соответствии со статьей 1.4 Устава казенного учреждения "Местная администрация муниципального образования "Баунтовский эвенкийский район", принятого решением районного Совета депутатов МО "Баунтовский эвенкийский район" от 29.11.2011 N 491 (далее - Устав), казенное учреждение является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования района, структуру органов местного самоуправления муниципального района образует, в том числе - администрация муниципального образования "Баунтовский эвенкийский район" (далее - администрация муниципального района).
Согласно статье 4.1 Устава, казенное учреждение имеет право заключать и оплачивать муниципальные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, от имени муниципального образования "Баунтовский эвенкийский район" в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено действующим законодательством, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Согласно статье 4.3 Устава, в обязанности казенного учреждения входит в полном объеме выполнять функции, возложенные на нее настоящим Уставом, обеспечивать выполнение требований, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Бурятия, Уставом МО "Баунтовский эвенкийский район" и настоящим Уставом, а также планов организационных и иных мероприятий, заключать договоры от имени муниципального образования "Баунтовский эвенкийский район" на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для закупок товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд.
Согласно статье 4.5 Устава, казенное учреждение выступает муниципальным заказчиком при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования "Баунтовский эвенкийский район" в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Бурятия, Уставом МО "Баунтовский эвенкийский район" и настоящим Уставом.
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что по смыслу указанных норм не допускаются к участию в обязательных процедурах, конкурентных закупках организатор, заказчик, работники организатора или заказчика, а также иные лица, которым организатор или заказчик имеют фактическую возможность давать обязательные для исполнения указания или иным образом определять их действия. Осуществление фактического контроля возможно вне зависимости от наличия (отсутствия) формально-юридических признаков связанности (например, через родство или свойство с лицами, входящими в состав органов управления участника, прямое или опосредованное участие в капитале либо в управлении). При установлении такого контроля судам необходимо проверить, насколько значительным было влияние связанного с ним лица на принятие решений, касающихся участия в обязательной процедуре, конкурентной закупке.
Статьей 45.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что под доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимаются сведения о фактах, которые получены в установленном настоящим Федеральным законом порядке и на основании которых комиссия устанавливает наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела (часть 1). Письменными доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела, акты, договоры, справки, переписка, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, изготовления копий электронных носителей информации либо иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам также относятся результаты анализа состояния конкуренции, проведенного в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом (часть 4).
Судом первой инстанции установлено, что в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) 22 мая 2020 года в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по обустройству объектов размещения твердых бытовых коммунальных отходов в с. Романовка Баунтовского эвенкийского района Республики Бурятия (далее - аукцион). Номер извещения - 0302300040920000016. На участие в закупке подано 2 заявки - ИП Готолов Р.И. и ООО "СПТК "Омега", которые допущены к участию в аукционе. Победителем закупки стал ИП Готолов Р.И., ценовое предложение которого составило - 2 915 352,07 рублей. 15 июня 2020 года заказчиком подписан муниципальный контракт N 03023000409200000160001 с победителем закупки.
Дашиев Б.Д. - заместитель руководителя - контрактный управляющий Администрации принял участие в аукционе от имени ИП Готолова Р.И. с использованием его электронной цифровой подписи за денежное вознаграждение, что следует из показаний ИП Готолова Р.И. от 12.08.2021 и двух опрашиваемых (протоколы опроса от 11.08.2021 и от 26.01.2022), сведений, представленных электронной площадкой "Сбербанк-АСТ" (письмо от 27.05.2021 N СО/11/2074), доверенности от 07.02.2019, выданной ИП Готоловым Р.И. на имя Дашиева Б.Д. на получение электронной-цифровой подписи Готолова Р.И.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе от 01.06.2020 N 030230004092000016-1, протокола подведения итогов аукциона от 02.06.2020 N 030230004092000016-3 следует, что Дашиев Б.Д. входил в состав аукционной комиссии в качестве председателя комиссии.
Подача ценовых предложений от участника закупки ИП Готолова Р.И., подписание муниципального контракта от 15.06.2020 N 03023000409200000160001 (реестровый номер контракта 3030210008020000021) между Администрацией и победителем закупки (ИП Готоловым Романом Игоревичем) на сумму 2 915 352,07 происходили с одного IP-адреса - IP-адреса Администрации: 92.126.150.178.
Из постановления о назначении компьютерно-технической судебной экспертизы от 10.02.2021 следует, что 27.01.2021 в ходе выемки у Дашиева Б.Д. изъят бумажный конверт с электронно-цифровой подписью (далее - ЭЦП) ИП Готолова Р.И. USB-флешноситель N 1000 0998011289 СФ. По результатам проведенного технического исследования установлен факт подключения USB-накопителя с ЭЦП к рабочему компьютеру, расположенному в Администрации. В истории браузеров обнаружено посещение сайтов www.zakupki.gov.ru и sberbank-ast.ru.
Из протокола допроса свидетеля от 06.04.2022 работника МКУ МА МО "Баунтовский эвенкийский район" следует, что на рабочем месте которого расположен вышеуказанный ПЭВМ "Фриком" следует, что Дашиев Б.Д. имел доступ в рабочий кабинет и к компьютерам в кабинете специалиста ввиду своих должностных обязанностей.
27 июля 2020 года заказчиком подписаны: акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, справка о стоимости принятых работ и затрат по форме КС-3 за выполнение работ по обустройству объектов размещения твердых коммунальных отходов в с. Романовка Баунтовского эвенкийского района Республики Бурятия. Платежными поручениями от 14.08.2020 N 317684 на сумму 145 767,61 рублей, от 18.08.2020 N 339887 на сумму 2 769 584,46 рублей, Администрацией произведена оплата ИП Готолову Р.И. в размере 2 915 352, 07 рублей. Вместе с тем, стоимость фактически выполненных ИП Готоловым Р.И. работ по муниципальному Контракту составила 1 217 398,22 рублей.
По итогам совокупной и правильной оценки изложенных документально подтвержденных обстоятельств, свидетельствующих о наличии между заказчиком и участником закупки ИП Готоловым Р.И. конфликта интересов, который приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности антимонопольным органом нарушения заказчиком - МКУ Местная АМО "Баунтовский эвенкийский район" положений пункта 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Суд апелляционной инстанции при повторном исследовании материалов дела и оценке доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к отличным от суда первой инстанции выводам не пришел, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о недоказанности выводов антимонопольного органа подлежат отклонению.
В ходе пересмотра судебного акта в апелляционном порядке судом апелляционной инстанции не установлены предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 октября 2022 года по делу N А10-3901/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3901/2022
Истец: Муниципальное казенное учреждение Местная администрация муниципального образования Баунтовский эвенкийский район, Четвертый арбитражный апелляционный суд
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Бурятия
Третье лицо: Готолов Роман Игоревич