г. Санкт-Петербург |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А56-2452/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Слоневской А.Ю., Мельниковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пановой А.М.
при участии:
- от истца: Борисова Р.Б. по доверенности от 07.10.2022,
- от ответчика: Поплевкиной Л.Ф. по доверенности от 02.02.2022,
- от третьих лиц:
от Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу: Журун О.И. по доверенности от 17.06.2022,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32477/2022) публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2022 по делу N А56-2452/2021,
принятое по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада"
третьи лица:
1. Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга;
2. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Агентство по развитию имущественного комплекса Санкт-Петербурга";
3. Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области;
4. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга";
5. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Городской информационно-методический центр "Семья";
6. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Служба заказчика администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга";
7. Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг";
8. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района Санкт-Петербурга";
9. Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение "Центр занятости населения Санкт-Петербурга";
10. Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Пожарно-спасательный отряд противопожарной службы Санкт-Петербурга по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга";
11. Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу;
12. Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Имущество Санкт-Петербурга";
13. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "ГорЖилОбмен";
14. Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга";
15. Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности;
16. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - истец, теплоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" (далее - ответчик, Общество) о взыскании, с учетом принятых судом уточнений, 2 849 658,79 руб. задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной за период с января 2019 года по октябрь 2020 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:
- администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга;
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Агентство по развитию имущественного комплекса Санкт-Петербурга";
- Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области;
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга";
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Городской информационно-методический центр "Семья";
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Служба заказчика администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга";
- Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг";
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района Санкт-Петербурга";
- Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение "Центр занятости населения Санкт-Петербурга";
- Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Пожарно-спасательный отряд противопожарной службы Санкт-Петербурга по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга";
- Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу; Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Имущество Санкт-Петербурга";
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "ГорЖилОбмен";
- Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга";
- Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности; Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга;
- Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Теплоснабжающая организация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2022 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 15.12.2022.
Определением от 15.12.2022 апелляционный суд приобщил представленные ранее письменные позиции лиц, участвующих в деле, и отложил судебное заседание на 26.01.2023 для представления истцом подробного расчета задолженности, а также для проведения сторонами сверки расчетов.
До судебного заседания от ответчика поступила дополнительная письменная позиция с актом сверки расчетов. Суд приобщил указанные документы к материалам дела.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель ответчика против удовлетворения жалобы возражала согласно доводам отзыва.
Изучив материалы дела, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Между теплоснабжающей организацией, Обществом и Администрацией Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (абоненты) заключен договор теплоснабжения от 22.06.2016 N 13000 (далее - Договор), а также ряд дополнительных соглашений к нему.
Согласно пункту 1.1 Договора, теплоснабжающая организация обязалась осуществлять поставку (подачу) тепловой энергии для объекта теплоснабжения, указанного в Приложении N 2 к Договору, а абоненты обязались оплачивать поданный на объект объем тепловой энергии и обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых осуществляется потребление тепловой энергии.
Во исполнение Договора Истец обеспечивал подачу тепловой энергии в многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 55-57, лит. А., управление которым осуществлял Общество.
Дополнительным соглашением от 24.12.2018 N 5 стороны исключили из числа абонентов Администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, начало срока действия дополнительного соглашения определено с 09.10.2018.
Согласно пункту 4.1 Договора, объем тепловой энергии, поданной на объект, определяется на основании данных, полученных с помощью коллективного (общедомового) прибора учета.
Стоимость тепловой энергии рассчитывается теплоснабжающей организацией по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов (пункт 5.1 Договора).
Сторонами согласовано, что оплата по Договору производится абонентом до 15 числа месяца, следующего за расчетным, в размере 100% стоимости фактического объема тепловой энергии, поданной на объект, определенного в порядке раздела 4 Договора (пункт 5.5 Договора).
Согласно пункту 5.7 Договора, в случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно теплоснабжающей организации, оплата по Договору производится путем:
- внесения потребителями коммунальных услуг платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, непосредственно в адрес теплоснабжающей организации - в сроки, установленные жилищным законодательством;
- внесения абонентом платы за тепловую энергию, потребляемую при использовании общего имущества собственников многоквартирного дома, в адрес теплоснабжающей организации - в срок, установленный пунктом 5.5 Договора.
Ссылаясь на наличие у Общества задолженности по оплате тепловой энергии за период с января 2019 года по октябрь 2020 года в общем размере 2 849 658,79 руб., теплоснабжающая организация обратилась в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что задолженность фактически отсутствует, в удовлетворении иска отказал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Оценив представленные сторонами доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Положениями статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку подача тепловой энергии осуществлялась теплоснабжающей организацией в многоквартирный дом в целях оказания Обществом коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению потребителям, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N124), а также Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 354 предусмотрено, что поставка холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилые помещения в многоквартирном доме осуществляется на основании заключенных собственниками таких нежилых помещений договоров в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
При этом управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (абзац 4 пункта 6 Правил N 354).
Из приведенных положений следует, что в случае наличия между ресурсоснабжающей организацией и собственником нежилого помещения самостоятельного договора теплоснабжения, лицом, на которого возложена обязанность по оплате коммунального ресурса, признается именно собственник (пользователь) нежилого помещения, а не управляющая организация.
В материалы дела ответчиком, а также третьими лицами представлен ряд договоров теплоснабжения, заключенных между третьими лицами и истцом в отношении нежилых помещений, расположенных в спорном многоквартирном доме.
Сопоставив периоды, за которые истцом взыскивается задолженность с ответчика, а также помещения, указанные в представленных счетах-фактурах, с помещениями, в отношении которых имеются прямые договоры теплоснабжения между истцом и третьими лицами, апелляционный суд находит обоснованными доводы Общества о неправомерном выставлении указанных сумм ответчику.
В апелляционной жалобе истец указывает, что только часть заявленных требований в размере 1 302 489,41 руб. составляет стоимость тепловой энергии, поданной в нежилые помещения, в отношении которых заключены прямые договоры теплоснабжения. Как полагает истец, размер задолженности Общества перед теплоснабжающей организацией составляет 894 678,63 руб. (с учетом поступивших оплат), в связи с чем, арбитражный суд необоснованно отказал в удовлетворении иска в целом.
Вместе с тем, указанные доводы не подтверждаются материалами дела. Из акта сверки расчетов, представленного с пояснениями Общества, следует, что согласно данным истца задолженность в настоящий момент отсутствует, согласно данным ответчика - имеется переплата по Договору. В судебном заседании в апелляционном суде представитель истца пояснил, что на момент вынесения решения задолженность Общества перед теплоснабжающей организацией составляла 114 435,97 руб.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на истца возлагается обязанность доказать наличие у ответчика задолженности, а также обосновать размер такой задолженности.
Поскольку в апелляционный суд истцом не представлен подробный расчет, подтверждающий наличие у Общества задолженности за спорный период, пояснения истца относительно размера задолженности носят противоречивый характер и не подтверждаются первичными документами, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2022 по делу N А56-2452/20211 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
А.Ю. Слоневская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2452/2021
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1"
Ответчик: ООО "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА"
Третье лицо: Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА", САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АГЕНТСТВО ПО РАЗВИТИЮ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА", САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОРЖИЛОБМЕН", САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОРОДСКОЙ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "СЕМЬЯ", САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛУЖБА ЗАКАЗЧИКА АДМИНИСТРАЦИИ АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА", САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА", САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА", Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга", САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИМУЩЕСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА", САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ", САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПО АДМИРАЛТЕЙСКОМУ РАЙОНУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА", Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области