г. Москва |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А41-13342/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Виткаловой Е.Н., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Ломовской Д.А.,
в судебном заседании участвуют представители:
от ИП Ахметбековой Т.Н. (ОГРНИП 321774600176640, ИНН 772978675369) - Калашникова О.Н., представитель по доверенности от 08.12.2022 г;
от Комитета лесного хозяйства Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области (ОГРН 1027700546510, ИНН 7707018904) - представитель не явился, извещен надлежащим образом
от ГБУ МО "Мособлгеотрест" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области (ОГРН 1125024004918, ИНН 5024129468) на решение Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2022 года по делу N А41-13342/22
по иску ИП Ахметбековой Т.Н. к Комитету лесного хозяйства Московской области, о признании незаконным бездействия, третьи лица ГБУ МО "Мособлгеотрест", Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ахметбекова Т.Н. (далее - Ахметбекова Т.Н.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области, Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области, ГБУ МО "Мособлгеотрест"с требованиями:
Признать незаконным бездействие Комитета лесного хозяйства Московской области, выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:18:0050202:277; 50:18:0050202:278; 50:18:0050202:279; 50:18:0050202:281; 50:18:0050202:300 об отсутствии наложении на земли лесного фонда и не предоставлении сведений в РГИС.
Признать незаконным бездействие Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, выразившееся в невнесении изменений в ИСОГД Московской области в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:18:0050202:277; 50:18:0050202:278; 50:18:0050202:279; 50:18:0050202:281; 50:18:0050202:300 об отсутствии наложении на земли лесного фонда.
Признать незаконным бездействие ГБУ МО "Мособлгеотрест", выразившееся в невнесении изменений в ИСОГД, РГИС Московской области в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:18:0050202:277; 50:18:0050202:278; 50:18:0050202:279; 50:18:0050202:281; 50:18:0050202:300 об отсутствии наложении на земли лесного фонда.
Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области исключить сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:18:0050202:277; 50:18:0050202:278; 50:18:0050202:279; 50:18:0050202:281; 50:18:0050202:300 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области инициировать процедуру по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:18:0050202:277; 50:18:0050202:278; 50:18:0050202:279; 50:18:0050202:281; 50:18:0050202:300 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области исключить сведения, содержащиеся в ИСОГД Московской области, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:18:0050202:277; 50:18:0050202:278; 50:18:0050202:279; 50:18:0050202:281; 50:18:0050202:300 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать ГБУ МО "Мособлгеотрест" исключить сведения, содержащиеся в ИСОГД, РГИС Московской области, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:18:0050202:277; 50:18:0050202:278; 50:18:0050202:279; 50:18:0050202:281; 50:18:0050202:300 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2022 года по делу N А41-13342/22 суд признал незаконным бездействие Комитета лесного хозяйства Московской области, выразившееся в непредоставлении в РГИС сведений о внесении изменении в государственный лесной реестр об отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земельных участков с кадастровыми номерами; 50:18:0050202:277, 50:18:0050202:278, 50:18:0050202:281, 50:18:0050202:300 в соответствии с актами об изменении документированной информации государственного лесного реестра от 11.04.2022 N 1130/2/11-02/2022/ЛА, N 1133/2/01-02/2022/ЛА, от 08.11.2021 N 4381/2/01-02/2021/ЛА, N 4379/2/01-02/2021/ЛА.
Обязал Комитет лесного хозяйства Московской области инициировать процедуру по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0050202:277, 50:18:0050202:278, 50:18:0050202:281, 50:18:0050202:300 о наложении на земли лесного фонда в соответствии с актами об изменении документированной информации государственного лесного реестра от 11.04.2022 N 1130/2/11-02/2022/ЛА, N 1133/2/01-02/2022/ЛА, от 08.11.2021 N 4381/2/01-02/2021/ЛА, N 4379/2/01-02/2021/ЛА в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда. В удовлетворении требований в остальной части отказал
Не согласившись с указанным судебным актом, Комитет лесного хозяйства обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчиков извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0050202:277; 50:18:0050202:278; 50:18:0050202:279; 50:18:0050202:281; 50:18:0050202:300, отнесенных к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Согласно справкам от 14.10.2021 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий, площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050202:278 на земли лесного фонда составляет 5946,6 кв.м, земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050202:279 - 224,55 кв.м, с кадастровым номером 50:18:0050202:281 - 30739,24 кв.м, с кадастровым номером 50:18:0050202:277 - 24 кв.м, с кадастровым номером 50:18:0050202:300 - 22 кв.м.
В этой связи ИП Ахметбекова Т.Н.. обратилась в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлениями привести сведения о границах земель лесного фонда, указанных в государственном лесном реестре и в материалах лесоустройств, в соответствие с границами земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0050202:277; 50:18:0050202:278; 50:18:0050202:279; 50:18:0050202:281; 50:18:0050202:300, границы которых установлены в ЕГРН; исключить из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств сведения, которые противоречат сведениям ЕГРН о границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0050202:277; 50:18:0050202:278; 50:18:0050202:279; 50:18:0050202:281; 50:18:0050202:300.
По результатам рассмотрения заявлений Комитетом лесного хозяйства Московской области приняты решения о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении указанных земельных участков.
В материалы дела также представлены акты от 11.04.2022 N 1130/2/11-02/2022/ЛА, N 1133/2/01-02/2022/ЛА, от 08.11.2021 N 4381/2/01-02/2021/ЛА, N 4379/2/01-02/2021/ЛА об изменении документированной информации государственного лесного реестра, согласно которому из состава лесничеств исключены сведения о земельном участке, пересекающем границы земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050202:277, на площади 23,86 кв.м, с кадастровым номером 50:18:0050202:278- 4184,84 кв.м, с кадастровым номером 50:18:0050202:281 - 7217,89 кв.м, с кадастровым номером 50:18:0050202:300 - 21,99 кв.м.
Следовательно, из состава земель лесного фонда исключены наложения границ, не соответствующие справке от 14.10.2021.
Между тем, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050202:279 утверждены акты об отсутствии сведений в государственном лесном реестре от 27.12.2021 N 12-2021/376-ОТЛР, от 30.06.2022 N 06-2022/11-ОТЛР. При этом из материалов дела усматривается, что площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050202:278 на земли лесного фонда составляет 5946,6 кв.м, земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050202:279 - 224,55 кв.м, с кадастровым номером 50:18:0050202:281 - 30739,24 кв.м, с кадастровым номером 50:18:0050202:277 - 24 кв.м, с кадастровым номером 50:18:0050202:300 - 22 кв.м.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В обоснование требований заявитель ссылается на выявленное противоречие в сведениях ЕГРН и ГЛР в части наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0050202:277; 50:18:0050202:278; 50:18:0050202:279; 50:18:0050202:281; 50:18:0050202:300 на лесные участки и незаконное бездействие уполномоченных органов по невнесению необходимых изменений в сведения ГЛР, ИСОГД, РГИС МО в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, нарушающее права и законные интересы заявителя.
Данные обстоятельства препятствуют осуществлению государственной регистрации права и осуществлению кадастрового учета.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции, признал их обоснованными.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
В силу статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6, статьями 7, 67 - 69 ЛК РФ местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Положениями части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
По смыслу приведенных норм все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Принятие названного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
В соответствии частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В силу частей 5, 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: 1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; 2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; 3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
В соответствии с частями 1, 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
На основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом от 13.06.2015 N 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ и части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, в редакции внесенных изменений, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017).
С учетом приведенных положений следует признать, что собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в Государственный лесной реестр на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 9 статьи 91 ЛК РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из пункта 10 части 1 статьи 83 ЛК РФ ведение реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Согласно п.12.33 Постановления Правительства МО от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Московской области отнесено к полномочиям Комитета лесного хозяйства Московской области.
Таким образом, Мособлкомлес уполномочен на проведение лесоустройства и ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в границах территории Московской области.
Согласно ч. 3 ст. 91 ЛК РФ документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации.
Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и ЕГРН, с тем, чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
В силу пунктов 6.1, 6.1.1, 6.2 административного регламента предоставления государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Распоряжением Мособлкомлеса от 26.03.2021 N 28РВ-5, результатом предоставления Государственной услуги является решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости по форме, приведенной в приложении 1 к административному регламенту.
В случае принятия положительного решения, Мособлкомлесом составляется акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра в порядке, предусмотренном приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение". Электронный образ указанного акта в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента утверждения направляется в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области для размещения в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области.
Результатом государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости также является решение об отказе в предоставлении Государственной услуги по форме, приведенной в приложении 2 к административному регламенту, которое не подлежит размещению в публичных системах и реестрах (пункты 6.1.2, 6.3 Административного регламента).
Судом установлено, что Комитет лесного хозяйства Московской области принял положительные решения о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении спорных земельных участков.
Утвержденные акты об изменении документированной информации в государственного лесного реестра от 11.04.2022 N 1130/2/11-02/2022/ЛА, N 1133/2/01- 02/2022/ЛА, от 08.11.2021 N 4381/2/01-02/2021/ЛА, N 4379/2/01-02/2021/ЛА направлены в адрес Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области для размещения в ИСОГД, данные акты размещены в ИСОГД, что подтверждается, представленной в материалы дела справкой о регистрации документов и сведений в ИСОГД Московской области.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Законом Московской области N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", в целях повышения эффективности управления социально-экономическим развитием Московской области за счет формирования единого информационного пространства Московской области, обеспечивающего удовлетворение потребностей центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организаций, находящихся в их ведении, для реализации своих полномочий, удовлетворение потребностей физических лиц и организаций в пространственных данных, реализации информационного взаимодействия на основе интеграции государственных и негосударственных информационных ресурсов, содержащих пространственные данные, Правительством Московской области постановлено создать государственную информационную систему "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (далее - РГИС), что отражено в Постановлении Правительства МО от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (вместе с "Положением о государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области").
Согласно п 5. Постановления Правительства МО от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (вместе с "Положением о государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области") информация, содержащаяся в РГИС, является государственным информационным ресурсом Московской области.
Согласно п.13 данного постановления поставщиками информации являются: - центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, организации, находящиеся в их ведении; - государственные органы Московской области; - органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации, находящиеся в их ведении; - федеральные органы государственной власти, организации, находящиеся в их ведении, в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС; - организации в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС.
При этом поставщики информации (в настоящем случае Комитет лесного хозяйства Московской области) обеспечивают достоверность, актуальность и полноту данных РГИС, предоставляемых в соответствии с Перечнем пространственных данных РГИС, Порядком информационного взаимодействия участников РГИС, Соглашением об информационном взаимодействии эксплуатации РГИС.
Распоряжением Мособлкомлеса от 18.12.2019 N 29РВ-19 утвержден Порядок предоставления сведений о пересечении границ земель государственного лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области, регулирующий процедуру использования электронного сервиса предоставления сведений о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области (далее - Сервис, Порядок). Сервис используется в целях:
Определения наличия или отсутствия пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области. Определения возможности предоставления Комитетом лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) государственной услуги "Приведение в соответствие сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости".
Органом, ответственным за предоставление информации посредством Сервиса, является Комитет.
Результатом предоставления Сервиса является информация о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области или о невозможности предоставления информации о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области.
Справка, заверенная усиленной электронной цифровой подписью Комитета, по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему Порядку, содержащая: - сведения о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области, с указанием кадастрового номера земельного участка, лесничества, участкового лесничества, квартала, выдела, площади наложения в метрах квадратных.
В случае прохождения земельного участка по процедуре Федерального закона N 280-ФЗ от 29.07.2017 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" указывается номер протокола межведомственной рабочей группы по устранению противоречий в сведениях государственных реестров либо статус оказания государственной услуги "Приведение в соответствие сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости"; - схему наложения границ земель в составе иных категорий на земли лесного фонда с указанием номеров поворотных точек наложения; - каталог координат наложения земель в составе иных категорий на земли лесного фонда.
Справка готовится с использованием системы РГИС МО, являющейся государственной информационной системой (постановление Правительства Московской области от 23.10.2012 N 1335/38). В силу пункта 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.
Судом также установлено, материалами дела подтверждено, что Комитетом лесного хозяйства Московской области, являющимся уполномоченным органом государственной власти в сфере лесных отношений на территории Московской области, не инициирована процедура по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, содержащихся в ГЛР в отношении спорного земельного участка о наложении на земли лесного фонда.
Судом также установлено, материалами дела подтверждено, что Комитетом лесного хозяйства Московской области, являющимся уполномоченным органом государственной власти в сфере лесных отношений на территории Московской области, не инициирована процедура по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, содержащихся в ГЛР в отношении спорного земельного участка о наложении на земли лесного фонда.
Доводы Комитета лесного хозяйства Московской области об отсутствии прав доступа к работе с информационными слоями РГИС отклоняются судом, поскольку доказательств принятия необходимых мер по получению таких прав доступа Комитетом лесного хозяйства Московской области в материалы дела не представлено.
Кроме того, из материалов дела следует, что площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050202:278 на земли лесного фонда составляет 5946,6 кв.м, земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050202:279 - 224,55 кв.м, с кадастровым номером 50:18:0050202:281 - 30739,24 кв.м, с кадастровым номером 50:18:0050202:277 - 24 кв.м, с кадастровым номером 50:18:0050202:300 - 22 кв.м.
Суд признает несостоятельными ссылки Комитета лесного хозяйства Московской области на справки от 07.11.2022 в подтверждение направления для внесения в РГИС сведений об отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами участков с кадастровыми номерами 50:18:0050202:277; 50:18:0050202:278; 50:18:0050202:279; 50:18:0050202:281; 50:18:0050202:300, поскольку в нарушение требований Порядка, утвержденного, распоряжением Мособлкомлеса от 18.12.2019 N 29РВ-19, данные справки содержат графические сведения о наложении границ участков с кадастровыми номерами 50:18:0050202:278, 50:18:0050202:279, 50:18:0050202:281 на земли лесного фонда, в справках в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0050202:277; 50:18:0050202:278; 50:18:0050202:279; 50:18:0050202:281; 50:18:0050202:300 отсутствует указание на номер протокола межведомственной рабочей группы по устранению противоречий в сведениях государственных реестров либо статус оказания государственной услуги "Приведение в соответствие сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости".
Кроме того, в справке в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050202:281 содержится каталог координат наложения на земли лесного фонда, отличный от каталога координат, указанные в ранее представленных справках и актах об изменении документированной информации.
Таким образом, справки от 07.11.2022 являются ненадлежащим доказательством внесения соответствующих сведений в РГИС.
Кроме того, акт об изменении документированной информации в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050202:279 не утверждался.
Следовательно, представленные справки выданы не на основе принятых в установленном законом порядке распорядительных актов Комитета лесного хозяйства Московской области.
При таких обстоятельствах требования заявителя об оспаривании бездействия Комитета лесного хозяйства Московской области, выразившееся в непредоставления сведений в РГИС, инициировать процедуру по предоставлению сведений в РГИС являются обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
При этом, поскольку в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050202:279 Комитетом лесного хозяйства Московской области принято положительное решение, при этом акт об изменении документированной информации не утвержден, приняты акты об отсутствии сведений в государственном лесном реестре от 27.12.2021 N 12-2021/376-ОТЛР, от 30.06.2022 N 06-2022/11-ОТЛР, суд приходит к выводу, что сведения об изменении документированной информации в отношении данного земельного участка не подлежал размещению в РГИС.
Суд обоснованно отказал в удовлетворении требований в остальной части в связи со следующим.
Согласно ч. 1.7 Постановления Правительства МО от 25.03.2016 N 231/9 "Об утверждении Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области" ИСОГД Московской области обеспечивает взаимодействие с Региональной географической информационной системой для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области (РГИС МО) и Единой информационной системой обеспечения выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в сферах аккредитации, лицензионной и разрешительной деятельности, планирования и учета результатов контрольных мероприятий, в том числе учета выявленных административных правонарушений (ИС ЛОД).
В приложении N 2 к Положению о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области содержится перечень органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления и государственных учреждений Московской области, обеспечивающих представление информации для размещения в ИСОГД Московской области. Комитет лесного хозяйства Московской области к данным лицам не отнесен.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 231/9 ГБУ Московской области "Трест геолого-геодезических и архитектурно-планировочных работ "Мособлгеотрест" является оператором ИСОГД МО. Поскольку в рамках настоящего дела судом установлено, что утвержденные акты об изменении документированной информации государственного лесного реестра от 11.04.2022 N 1130/2/11-02/2022/ЛА, N 1133/2/01-02/2022/ЛА, от 08.11.2021 N 4381/2/01-02/2021/ЛА, N 4379/2/01-02/2021/ЛА размещен в ИСОГД, суд не находит оснований для признания незаконным бездействия Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области.
В соответствии с п.п. 3.3.1 Порядка информационного взаимодействия участников государственной информационной системы "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области", утвержденного распоряжением Мингосуправления Московской области от 28.02.2017 N 10-32/РВ (далее - Порядок) слой пространственных данных - это набор пространственных объектов предметной области, обладающих тематической общностью и единой для всего слоя пространственных данных системой координат.
Из п.п. 3.3.2 Порядка следует, что включение нового слоя пространственных данных (далее - СПД) в Перечень пространственных данных осуществляется на основании представленного поставщиком информации технологического паспорта слоя пространственных данных (далее - Паспорт СПД).
В п.п. 3.4.2 Порядка разъясняется, что Паспорт СПД представляет собой документ, предоставляемый поставщиком информации пространственных данных и содержащий: общие сведения о слое пространственных данных и о лицах, ответственных за актуальность и корректность данных по этому слою пространственных данных; формализованное описание его структуры, атрибутивного состава, требования к пространственным объектам, входящим в набор, а также порядок и требования к первичному наполнению РГИС пространственными данными по этому слою пространственных данных и к их последующей актуализации.
Из п.п. 3.5.2. Порядка следует, что при включении нового слоя пространственных данных в Перечень пространственных данных РГИС оператор РГИС обеспечивает: обновление существующей структуры базы данных РГИС; настройку интерфейса для ввода и редактирования данных по новому слою пространственных данных; настройку ввода и редактирования данных РГИС в соответствии с заполненным паспортом СПД, в соответствии с пунктом 4 Порядка; настройку электронных сервисов для предоставления данных из РГИС во внешние информационные системы, если это предусмотрено в соответствии с заполненным паспортом СПД, в соответствии с пунктом 6 Порядка; настройку электронных сервисов для обновления данных в РГИС с использованием информационного взаимодействия с внешними системами, если это предусмотрено в соответствии с заполненным паспортом СПД, в соответствии с пунктом 6 Порядка; в случае необходимости по согласованию с поставщиком информации первичное наполнение РГИС осуществляется оператором РГИС, данными из файла (соответствующими заполненному паспорту СПД), предоставленного ответственным лицом поставщика информации.
Поскольку ГБУ МО "Мособлгеотрест" не является поставщиком информации для РГИС, а также не обладает полномочиями по непосредственному внесению в РГИС сведений об изменении сведений о местоположении границ лесных участков, суд приходит к выводу, что требования в данной части также являются необоснованными и удовлетворению не подлежат
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2022 года по делу N А41-13342/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13342/2022
Истец: ИП Ахметбекова Татьяна Николаевна
Ответчик: Комитет лесного хозяйства МО
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ТРЕСТ ГЕОЛОГО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ И КАРТОГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ "МОСОБЛГЕОТРЕСТ", Комитет лесного хозяйства МО, Комитет по Архитектуре и градостроительству МО, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7939/2023
08.02.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1786/2023
08.02.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-26902/2022
20.12.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-13342/2022
18.11.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-13342/2022