г. Хабаровск |
|
09 февраля 2023 г. |
А16-1721/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области на решение от 23.12.2022 по делу N А16-1721/2022 Арбитражного суда Еврейской автономной области по заявлению департамента по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (ОГРН 1027900513398, ИНН 7900000302) к управлению Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (ОГРН 1087901001209, ИНН 7901532980) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
16.04.2021 глава крестьянского (фермерского) хозяйства обратился в департамент по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (далее - Департамент) с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, сроком на 45 лет в целях выращивания зерновых и сельскохозяйственных культур. Земельный участок расположен в с. Лазарево Ленинского района Еврейской автономной области, 3920 м на северо-запад от дома 1 по ул. Ушакова, имеет кадастровый номер 79:03:0501003:24. Площадь земельного участка - площадью 7401275,6 кв. м.
Департаментом 01.06.2021 принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды названного земельного участка, о чем издан приказ N 316.
02.06.2021 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте www. torgi.gov.ru Департаментом опубликовано извещение N 020621/0007871/04 о проведении открытого аукциона право на заключение договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена (земельный участок с кадастровым номером 79:03:0501003:24 площадью 7401275,6 кв. м, адрес (местоположение) участка: Еврейская автономная область, Ленинский район, с. Лазарево, 3920 м на северо-запад от дома 1 по ул. Ушакова, из категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения", с видом разрешенного использования "для выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур) сроком на 4 года 11 месяцев.
Согласно извещению дата и время начала приема заявок - 03.06.2021, 12:00; дата и время окончания приема заявок - 05.07.2021, 17-00; дата и время рассмотрения заявок на участие в аукционе: 06.07.2021, 14:00; дата, время и место проведения аукциона - 13.07.2021 в 11.00 часов, по адресу: Еврейская автономная область, г. Биробиджан, проспект 60-летия СССР, д. 26, кабинет N 304.
По результатам открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, согласно протоколу от 13.07.2021 N 2, признан Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Вэнь Сун.
16.07.2021 в управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (далее - УФАС по ЕАО, антимонопольный орган) в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) обратился гр. Козлов А.В. с жалобой, в которой указал на допущенные Департаментом нарушения при организации и проведении торгов, в частности, на установление срока, превышающего пять дней от даты окончания приема документов и датой проведения аукциона.
Решением антимонопольного органа от 23.06.2021 по делу N 079/10/39.12-3/2021 жалоба Козлова А.В. на действия организатора торгов - Департамента при проведении торгов в форме аукциона, для граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств и по форме подачи предложений о размере ежегодной арендной платы, на право заключения договора аренды земельного участка (извещение N 020621/0007871/04) признана обоснованной.
Департамент при проведении торгов в форме аукциона, для граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств и по форме подачи предложений о размере ежегодной арендной платы, на право заключения договора аренды земельного участка (извещение N 020621/0007871/04) признан нарушившим требования пункта 4 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Одновременно с решением УФАС по ЕАО в адрес Департамента выдано предписание, в соответствии с которым последнему предписано совершить действия, направленные на устранение нарушений, аннулировать аукцион для граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств и по форме подачи предложений о размере ежегодной арендной платы, на право заключения договора аренды земельного участка, по извещению N 020621/0007871/04, в случае сохранения потребности провести аукцион для граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств и по форме подачи предложений о размере ежегодной арендной платы, на право заключения договора аренды земельного участка, с соблюдением действующего законодательства Российской Федерации.
Материалы дела о нарушении Департаментом антимонопольного законодательства переданы лицу, уполномоченному возбуждать административное производство для принятия решения о возбуждении административного дела.
Усмотрев в действиях Департамента нарушение порядка организации и проведения аукциона ввиду сокращения сроков подачи заявок на участие в аукционе главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы УФАС по ЕАО 23.06.2021 в отношении Департамента, в присутствии его представителя, составлен протокол N 079/04/7.32.4-102/2022 об административном правонарушении по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 28.06.2022 N 079/04/7.32.4-102/2022 Департамент признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением антимонопольного органа, Департамент обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением об отмене такого постановления и прекращении дела по малозначительности.
Определением от 05.07.2022 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, возбуждено производство по делу N А16-1721/2022.
Определением от 12.08.2022 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Решением от 23.12.2022 суд постановление антимонопольного органа по делу об административном правонарушении от 28.06.2022 N 079/04/7.32.4-102/2022 признал незаконным и отменил. Удовлетворяя заявленные Департаментом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске антимонопольным органом срока давности привлечения Департамента к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФАС по ЕАО обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд пришел к ошибочному выводу об истечении срока давности привлечения к административной ответственности. Административное правонарушение совершено 13.07.2021, соответственно вынесение постановления 28.06.2022 осуществлено с учетом годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Департамент в отзыве выразил несогласие с апелляционной жалобой, просил решение оставить без изменения.
Стороны спора в судебное заседание не явились.
исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 КоАП РФ.
Субъектом ответственности по указанной статье являются, в том числе, юридические лица - организаторы обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Правилами пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов.
В силу части 2 указанной статьи действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.
Согласно части 17 данной статьи при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен главой VI ЗК РФ.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ).
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (пункт 19 статьи 39.11 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявителями в установленный в извещении о проведении аукциона срок должны быть представлены следующие документы: заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; документы, подтверждающие внесение задатка.
Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (пункт 4 статьи 39.12 ЗК РФ).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, срок окончания приема заявок установлен до 17 часов 00 минут 05.07.2021. Проведение аукциона назначено на 11 часов 00 минут 13.07.2021.
Следовательно, прием документов на участие в аукционе прекращен за 8 дней до дня проведения аукциона, что является нарушением требований пункта 4 статьи 39.12 ЗК РФ.
В рассматриваемом случае нарушение Департаментом порядка организации и проведения аукциона, антимонопольным органом подтверждено с помощью относимых и допустимых доказательств.
В то же время судом обоснованно установлено обстоятельство, исключающее возможность привлечения Департамента к административной ответственности на дату вынесения оспариваемого постановления.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Срок привлечения к административной ответственности по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ составляет один год с даты совершения административного правонарушения (статья 4.5 КоАП РФ).
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Статьей 39.11 ЗК РФ установлены требования к подготовке и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом.
Согласно пункту 19 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы на сайте www.torgi.gov.ru.
Как следует из материалов дела решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка принято 01.06.2021 и оформлено приказом департамента N 316.
Названным приказом утверждено извещение о проведении открытого аукциона право на заключение договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена (земельный участок с кадастровым номером 79:03:0501003:24 площадью 7401275,6 кв. м, адрес (местоположение) участка: Еврейская автономная область, Ленинский район, с. Лазарево, 3920 м на северо-запад от дома 1 по ул. Ушакова, из категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения", с видом разрешенного использования "для выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур) сроком на 4 года 11 месяцев.
Согласно утвержденному тексту извещения дата и время начала приема заявок - 03.06.2021, 12:00; дата и время окончания приема заявок - 05.07.2021, 17-00; дата и время рассмотрения заявок на участие в аукционе: 06.07.2021, 14:00; дата, время и место проведения аукциона - 13.07.2021 в 11.00 часов, по адресу: Еврейская автономная область, г. Биробиджан, проспект 60-летия СССР, д. 26, кабинет N 304.
Извещение опубликовано департаментом 02.06.2021 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте www. torgi.gov.ru (N 020621/0007871/04).
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения торгов допущено Департаментом на стадии принятия решения и опубликования извещения с указанием даты и времени окончания приема заявок, даты и времени проведения аукциона не соответствующих закону. Такое нарушение не является длящимся.
В свою очередь оспариваемое постановление Управления вынесено 28.06.2022, то есть за пределами годичного срока привлечения Департамента к административной ответственности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права.
Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.12.2022 по делу N А16-1721/2022 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1721/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ