г. Москва |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А40-160019/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: Марковой Т.Т., Кочешковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2022 по делу N А40-160019/22
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконными решения
при участии от заявителя: Хабаров Д.С.. по доверенности от 22.11.2022; от заинтересованного лица: Аверкиев А.В. по доверенности от 24.01.2023;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Заявитель, Департамент) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконными решения Росреестра, выраженные в уведомлениях от 27.04.2022 N КУВД-001/2022-1833388/5, КУВД001/2022-1833388/6 об отказе в государственном кадастровом учете изменений.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2022 требования заявителя удовлетворены.
Регистрирующий орган с указанным решением не согласился и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя, заинтересованного лица поддержали свои позиции и возражения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителя заявителя, заинтересованного лица, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Департаментом городского имущества города Москвы проводились мероприятия по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости в части указания площади, материала стен, и местоположения объекта недвижимости (нежилого здания), с кадастровым номером 77:21:0000000:2964, расположенного по адресу: г. Москва, поселение Марушкинское, д. Большое Покровское, ул. Лесная, д. 9.
ГБУ МосгорБТИ проведен комплекс кадастровых и проектных работ, после завершения которых в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве направлено соответствующее заявление от 20.01.2022 с приложением технического плана.
Однако по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления ГБУ МосгорБТИ получены уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета, а впоследствии и об отказе в учете изменений.
Причинами принятия государственным регистратором вышеуказанных решений, согласно уведомлениям, послужили отсутствие графических сведений о ранее учтенном объекте, а также то, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0190301:78, на котором расположен Объект, установлено ограничение на основании Федерального Закона от 05.04.2016 N 95-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон) и Приказа Департамента культурного наследия города Москвы N 1058 от 22.12.2016 "О защитных зонах объектов культурного наследия" (далее - Приказ), требующее согласование соответствующих работ с органом охраны объектов культурного наследия. Не согласившись с отказом, заявитель обратился в суд с заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации).
Как установлено судом, в соответствии со сведениями ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:21:0000000:2964 имеется запись о регистрации права собственности города Москвы (N 77-77/012-77/012/210/2015-754/2 от 21.05.2015).
Согласно сведениям публичной кадастровой карты указанный объект недвижимости учтен без координат границ. В Управление Росреестра по Москве вместе с заявлением был приложен технический план с техническим заключением о допустимости и безопасности произведенных работ по переустройству и (или) перепланировке нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, НАО, пос. Марушкинское, д. Большое Покровское, ул. Лесная, д. 9, выполненного ГБУ МосгорБТИ в 2021 году.
В соответствии с выводами, указанными в техническом заключении, произведенные работы по переустройству и (или) перепланировке указанного нежилого здания выполнены в соответствии с требованиями п.4, ч. 17 ст. 51 Федерального Закона N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004, не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Таким образом, в данном случае не применяется ст. 34.1 федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, согласно которой запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов, так как указанные параметры здания не изменялись.
Согласно пп. 7.3 ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, изменением в результате капитального ремонта сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машиномест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машиномест в здании, сооружении) является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права.
Согласно с положениями Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений в отношении здания по адресу: г. Москва, поселение Марушкинское, д. Большое Покровское, ул. Лесная, д. 9.
Доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе и в судебном заседании, судом рассмотрены и признаются несостоятельными, поскольку не опровергают установленные выше обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.10.2022 по делу N А40-160019/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-160019/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ