г. Москва |
|
04 марта 2024 г. |
Дело N А41-78155/23 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Немчиновой М.А.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы Федеральной антимонопольной службы России и общества с ограниченной ответственностью "ЭЛГАД-ЗСИ" на решение Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2023 года по делу N А41-78155/23, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭЛГАД-ЗСИ" к Федеральной антимонопольной службы России об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭЛГАД-ЗСИ" (далее - ООО "ЭЛГАД-ЗСИ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России, заинтересованное лицо) от 06 сентября 2023 года N 05/04/19.8-18/2023 о привлечении к административной ответственности по ч. 7 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, предусмотренного частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 данной статьи.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2023 года по делу N А41-78155/23 постановление N 05/04/19.8-18/2023 от 06 сентября 2023 года, принятое Федеральной антимонопольной службой России в отношении ООО "ЭЛГАД-ЗСИ" изменено в части назначенного наказания, штраф в размере 100 000 рублей заменен на штраф в размере 50 000 руб. (л.д. 191-194).
Не согласившись с данным судебным актом, ФАС России и ООО "ЭЛГАД-ЗСИ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, приказом Московского областного УФАС России от 15 марта 2022 года N 28 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N050/01/10- 425/2022 по признакам нарушения АО "Бонолит - Строительные решения" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Приказом ФАС России от 29.04.2022 N 343/22 дело о нарушении антимонопольного законодательства N 050/01/10-425/2022 принято к рассмотрению в центральном аппарате ФАС России, присвоен учетный номер N 05/01/10-17/2022.
ООО "Элгад-ЗСИ", ООО "Бонолит Калуга", АО "ДЗГИ", ООО "ЭКОЗолопродукт Рязань", ЗАО "АэроБел" привлечены в качестве ответчиков по делу N 05/01/10-17/2022 определением от 18.07.2022 N НГ/68127/22.
Решением ФАС России от 09.01.2023 N НГ/580/23 (решение изготовлено в полном объеме 09.01.2023) по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 05/01/10-17/2022 (далее - Решение) группа лиц составе: ОАО "Бонолит - Строительные решения", ООО "Элгад-ЗСИ", ООО "Бонолит Калуга", АО "ДЗГИ", ООО "ЭКО-Золопродукт Рязань", ЗАО "АэроБел" (далее - группа лиц "Бонолит") признана нарушившей пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления и поддержания монопольно высокой цены на газобетонные блоки автоклавного твердения в границах Центрального федерального округа Российской Федерации с июля 2021 года по июль 2022 года включительно.
В отношении ООО "Элгад-ЗСИ" вынесено определение о возбуждении дела N 05/04/14.31-3/2023 и проведении административного расследования от 08.02.2023 N 05/8732/23 (далее - Определение 1) по факту нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления и поддержания монопольно высокой цены на газобетонные блоки автоклавного твердения в границах Центрального федерального округа Российской Федерации с июля 2021 года по июль 2022 года включительно.
Определением 1 ФАС России были истребованы следующие сведения:
1. Сведения о сумме выручки ООО "Элгад-ЗСИ" от реализации товара (работ, услуг) на рынке газобетонных блоков, автоклавного твердения в границах Центрального федерального округа Российской Федерации за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 за подписью единоличного исполнительного органа (генерального директора) и главного бухгалтера ООО "Элгад-ЗСИ".
2. Сведения о совокупной сумме выручки ООО "Элгад-ЗСИ" от реализации всех товаров (работ, услуг) за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 за подписью единоличного исполнительного органа (генерального директора) и главного бухгалтера ООО "Элгад-ЗСИ".
3. Сведения о причинах и условиях, способствовавших совершению административного правонарушения.
4. Сведения об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность.
Согласно выпискам из системы электронного ФАС России "СЭД Кодекс" раздела "Корреспонденция" отслеживания почтовых отправлений АО "Почта России" отправления 80092481029577) надлежащим образом документооборота и онлайн-системы (номер почтового заверенная копия Определения 1 направлена 10.02.2023 по адресу ООО "Элгад-ЗСИ", указанному в ЕГРЮЛ (140413, Московская область, г. Коломна, ш. Пирочинское, д. 25), вручена адресату 15.02.2023.
Истребуемые Определением 1 сведения необходимо было представить в срок до 20.02.2023.
В связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 1 Определения 1, вынесено определение о продлении срока проведения административного расследования по делу N 05/04/14.31-3/2023 об административном правонарушении от 03.03.2023 N ГМ/15173/23, а также определение об истребовании дополнительных необходимых материалов по делу N 05/04/14.31-3/2023 об административном правонарушении от 03.03.2023 N 05/15419/23 (далее - Определение 2), которым повторно истребованы документы, не представленные во исполнение Определения 1.
Согласно выпискам из системы электронного документооборота ФАС России "СЭД Кодекс" раздела "Корреспонденция" и онлайн-системы отслеживания почтовых отправлений АО "Почта России" (номер почтового отправления 80086282608529) надлежащим образом заверенная копия Определения 2 направлена 06.03.2023 по адресу ООО "Элгад-ЗСИ", указанному в ЕГРЮЛ (140413, Московская область, г. Коломна, ш. Пирочинское, д. 25), вручена адресату 15.03.2023.
Запрашиваемые Определением 2 сведения необходимо было представить в срок до 20.03.2023.
Вместе с тем документы о сумме выручки ООО "Элгад-ЗСИ" от реализации товара (работ, услуг) на рынке газобетонных блоков автоклавного твердения в границах Центрального федерального округа Российской Федерации за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, запрашиваемые Определением 2, к установленному сроку не представлены."
В отношении ООО "Элгад-ЗСИ" вынесено определение о возбуждении дела N 05/04/19.8-18/2023 об административном правонарушении и проведении административного расследования от 05.04.2023 N 05/25606/23 (далее - Определение 3), в соответствии с которым на основании статьи 26.10 КоАП ООО "Элгад-ЗСИ" надлежало в трехдневный срок со дня получения Определения 3 представить в ФАС России следующие документы (сведения и материалы), заверенные надлежащим образом:
1. Сведения о сумме выручки ООО "Элгад-ЗСИ" от реализации товара (работ, услуг) на рынке газобетонных блоков автоклавного твердения в границах Центрального федерального округа Российской Федерации за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 за подписью единоличного исполнительного органа (генерального директора) и главного бухгалтера ООО "Элгад-ЗСИ".
Указанные сведения представляются в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации, без учета налога на добавленную стоимость.
2. Сведения о совокупной сумме выручки ООО "Элгад-ЗСИ" от реализации всех товаров (работ, услуг) за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 за подписью единоличного исполнительного органа (генерального директора) и главного бухгалтера ООО "Элгад-ЗСИ" с приложением бухгалтерской (финансовой) отчетности (бухгалтерские балансы, отчеты о финансовых результатах и приложения к ним) за 2021 год.
Указанные сведения представляются в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации, без учета налога на добавленную стоимость.
3. Сведения о потребителях газобетонных блоков автоклавного твердения производства ООО "Элгад-ЗСИ" за период с 01.07.2021 по 31.07.2022 по форме таблицы, данной в Приложении, в том числе в электронном виде в формате Microsoft Office Excel (xls, xlsx) или ином редактируемом формате.
Согласно выпискам из системы электронного документооборота ФАС России "СЭД Кодекс" раздела "Корреспонденция" и онлайн-системы отслеживания почтовых отправлений АО "Почта России" (номер почтового отправления 80089383119239) надлежащим образом заверенная копия Определения 3 направлена 07.04.2023 по адресу ООО "Элгад-ЗСИ", указанному в ЕГРЮЛ (140413, Московская область, город Коломна, шоссе Пирочинское, дом 25), вручена адресату 13.04.2023.
Письменные пояснения по делу N 05/04/19.8-18/2023 об административном правонарушении, а также необходимые для проведения административного расследования документы и сведения, запрашиваемые Определением 1 и Определением 2 представлены письмом ООО "Элгад-ЗСИ" от 13.04.2023 N 01-05/32 (вх. от 14.04.2023 N 56751-ДСП/23) в полном объеме.
Таким образом, ООО "Элгад-ЗСИ" допустило нарушение, выразившееся в непредставлении в федеральный антимонопольный орган сведений, необходимых для расчета размера административного штрафа в установленный срок.
По факту выявленного нарушения 27.04.2023 должностным лицом Федеральной антимонопольной службе России в отношении ООО "ЭЛГАД-ЗСИ" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 19.8 КоАП РФ.
06.09.2023 Федеральной антимонопольной службой России вынесено постановление N 05/04/19.8-18/2023 о привлечении ООО "ЭЛГАД-ЗСИ" к административной ответственность, предусмотренной ч. 7 ст. 19.8 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным административным органом постановлением по делу об административном правонарушении, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 5 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные антимонопольным законодательством.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует непредставление (несвоевременное представление) в Федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию этих органов либо представление заведомо недостоверных сведений.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Факт непредставления обществом Управлению сведений (документов), указанных в определении в срок до 20.03.2023, подтверждается материалами дела и заявителем не опровергнут.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии объективной стороны вменяемого правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Доказательств невозможности соблюдения указанных требований в материалы дела также не представлено.
Таким образом, собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины Общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемых постановлений в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа с соблюдением требований КоАП РФ.
Срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушен.
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
С учетом приведенных норм права и фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обжалуемое постановление является законным, при этом подлежит изменению в части установленного размера административного наказания, а именно размер назначенного административного штрафа подлежит снижению до 50 000 руб.
Данный размер штрафа находится в пределах санкции нормы права.
Правовые основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ также отсутствуют, поскольку в силу части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.8 КоАП РФ.
Указанная правовая позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018.
Непредставление информации и документов по запросу антимонопольного органа, административная ответственность за что предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, не может быть признано малозначительным правонарушением.
Указанная правовая позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019.
Таким образом, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2023 года по делу N А41-78155/23 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-78155/2023
Истец: ООО "Элгад ЗСИ"
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА