город Томск |
|
10 февраля 2023 г. |
Дело N А67-5136/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Кривошеиной С.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Энергетик" (N 07АП-11168/22) на решение Арбитражного суда Томской области от 20.10.2022 по делу N А67-5136/2022 (судья Чиндина Е.В.), по заявлению Государственного учреждения - Томского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 7018003855, ОГРН 1027000858653) к муниципальному унитарному предприятию "Энергетик" (ИНН 7007012093, ОГРН 1137028000625, 636450, Томская область, Колпашевский р-н, с Тогур, ул. Советская, д. 64) о взыскании излишне понесенных расходов в размере 267 491 руб. 02 коп. третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Николаева Надежда Валентиновна, администрация Инкинского сельского поселения Колпашевского района Томской области (636443, Томская область, Колпашевский район, с. Инкино, пер. Кооперативный, 11),
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Богомолова Ю.В., представитель по доверенности от 09.01.2023, паспорт;
от заинтересованного лица: Сорокин М.А., приказ N 1 от 06.02.2023, паспорт;
от иных лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, ГУ ТРО ФСС РФ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Энергетик" (далее - МУП "Энергетик", ответчик) о взыскании 267 491 руб. 02 коп. расходов, понесенных заявителем в результате излишней выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Николаева Надежда Валентиновна, администрация Инкинского сельского поселения Колпашевского района Томской области.
Решением суда от 20.10.2022 заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование заявленных доводов ответчик указывает на нарушение норм материального недоказанность причинно-следственной связи между понесенными истцом убытками и действиями МУП "Энергетик".
Фонд в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представитель в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Фонда поступило заявление о замене стороны правопреемником, а именно, произвести замену стороны истца с Государственного учреждения - Томского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области.
Рассмотрев заявление о процессуальном правопреемстве, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. При этом правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Принимая во внимание сведения, изложенные в Едином государственном реестре юридических лиц, суд апелляционной инстанции на основании статьи 48 АПК РФ произвел замену Государственного учреждения - Томского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области.
Администрация Инкинского сельского поселения Колпашевского района Томской области в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ доводы апелляционной жалобы, поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что МУП "Энергетик" состоит на регистрационном учете в качестве страхователя в Государственном учреждении - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании поступивших от МУП "Энергетик" документов ГУ ТРО ФСС РФ были приняты решения о выплате Николаевой Н.В., являющейся застрахованным лицом, пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет, в частности, решения от 11.08.2020 N 4285/4300-ПВ, от 11.09.2020 N 4834/4852-ПВ, от 13.10.2020 N 5485/5504-ПВ, от 11.11.2020 N 6023/6048-ПВ, от 09.12.2020 N 6844/6866-ПВ, от 25.12.2020 N 7634/7600-ПВ, от 09.02.2021 N 1260/375-ПВ, от 09.03.2021 N 1617/649-ПВ, от 08.04.2021 N 2059/1028-ПВ, от 06.05.2021 N 2373/1287-ПВ, от 09.06.2021 N 2701/1577-ПВ.
На основании принятых решений ГУ ТРО ФСС РФ в пользу Николаевой Н.В. осуществлены выплаты пособия за период июль 2020 г. - мая 2021 г., что подтверждается представленными платежными поручениями и реестрами.
06.07.2021 в отделение ГУ ТРО ФСС РФ от МУП "Энергетик" поступило уведомление (вх. N 8531 от 06.07.2021) о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребёнком у Николаевой Н.В. (СПИЛС 04533543239) с 07.07.2020 в связи с увольнением с должности директора унитарного предприятия.
В связи с тем, что на момент получения данного уведомления выплата пособия Николаевой Н.В. по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет была произведена с июля 2020 г. по май 2021 г., ГУ ТРО ФСС РФ произведен перерасчет пособия, по результатам которого сумма излишне перечисленного пособия составила 267 491 руб. 02 коп.
ГУ ТРО ФСС РФ на имя руководителя МУП "Энергетик" было направлено информационное письмо от 09.07.2021 N 17-18/7017-3685 с требованием в добровольном порядке в срок до 09.08.2021 возместить расходы, излишне понесенные страховщиком в отношении Николаевой Н.В., в сумме 267 491 руб. 02 коп.
Поскольку в добровольном порядке МУП "Энергетик" не возместило понесенные ГУ ТРО ФСС РФ расходы, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Установив, что материалами дела подтвержден факт непредставления страхователем в ГУ ТРО ФСС РФ в установленный срок сведений о прекращении трудовых отношений с застрахованным лицом Николаевой Н.В., что повлекло излишнюю выплату данному лицу пособия по временной нетрудоспособности в сумме 267 491 руб. 10 02 коп., арбитражный суд пришел к выводу о том, что данные суммы являются убытками для истца.
Седьмой арбитражный апелляционный суд с выводами суда соглашается на основании следующего.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности истцом совокупности условий (основания возмещения убытков): противоправность действий (бездействия) причинителя убытков, причинная связь между противоправными действиями (бездействием) и убытками, наличие и размер понесенных убытков.
Следовательно, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения ответчика, наличие и размер убытков и причинно-следственную связь между первым и вторым обстоятельствами. При этом для удовлетворения требований истца о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных условий.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2020 годах страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных статьей 6 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение N 294).
В соответствии с пунктом 1 Положения N 294 назначение и выплата страхового обеспечения осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.
С 01.07.2017 Томская область участвует в реализации пилотного проекта (п. 2 Постановления N 294).
Таким образом, с 01.07.2017 работодатель, являющийся страхователем, зарегистрированным на территории Томской области, не начисляет и не выплачивает застрахованным лицам страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункта 2 Положения, при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Страхователь в соответствии с пп. 3 и 4 (1) Положения, не позднее 5 календарных дней, со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом. Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, представляют необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия сведения в электронной форме по форматам, установленным Фондом социального страхования.
Фондом социального страхования Российской Федерации 19.10.2017 утверждена Спецификация на обмен данными в электронном виде о факте, случаях нетрудоспособности и других сведениях, необходимых для расчета пособий и осуществления их выплат (ВЕРСИЯ 1.7.5), которая регламентирует структуру и формат данных, необходимых для расчета и выплат пособий по беременности и родам и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта. В Реестре сведений страхователем должны быть заполнены все предусмотренные показатели. Реестр формируется из данных, которые вносит в программу страхователь. Для формирования реестра, страхователь заполняет электронное заявление, в котором указывает необходимые данные для назначения и получения пособия.
При этом порядок представления сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронном виде не предполагает последующего представления страхователем в территориальный орган Фонда оригиналов документов, на основании которых заполнен электронный реестр сведений, в связи с чем, у территориального органа Фонда отсутствует возможность проверить достоверность представленных сведений в момент их представления страхователем. Проверить достоверность предоставляемых сведений возможно только при проведении выездной или камеральной проверки. Дополнительная проверка сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, содержащихся в реестре, предусмотрена законодательством только в случае направления сведений не в полном объеме, (пункт 7 Положения). После получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий в соответствии с пунктом 8 Положения. В соответствии с пунктом 9 Положения, выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений в электронном виде, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Таким образом, при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия, в связи с чем страхователь в установленные сроки представляет в Фонд документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособий, в том числе и реестр сведений в электронном виде.
Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется Фондом в установленный срок со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Аналогичный порядок назначения и выплаты пособий действовал и в 2021 году на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников".
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 14 Федерального закона N 255-ФЗ устанавливает порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 Федерального закона N 255-ФЗ (часть 4 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам (часть 5 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
Таким образом, условием выплаты пособия за счет средств фонда социального страхования является то, что пособие выплачивается застрахованному лицу, фактически осуществляющему уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком.
После прекращения трудовых отношений прекращаются и обязанности оплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет в пользу уволенного работника за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУП "Энергетик" с 01.07.2017 состоит на регистрационном учете в качестве страхователя в ГУ ТРО ФСС РФ.
16.06.2020 в ГУ ТРО ФСС РФ от МУП "Энергетик" поступил реестр сведений в электронном виде на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет на имя Николаевой Надежды Валентиновны.
Период отпуска указан с 08.06.2020 по 27.09.2021, очередность рождения - 1.
Во вкладке "расчет" реестра для исчисления пособия по уходу за ребенком до полутора лет страхователем был указан период для расчета: 2018 год и 2019 год, сумма заработка - 1 485 989 руб. 27 коп. (2018 г. - 746 574 руб. 22 коп., 2019 г. - 739 415 руб. 05 коп.); размер ставки - 1, районный коэффициент - 1,5.
Реестр от 16.06.2020 принят ГУ ТРО ФСС РФ, ему был присвоен идентификационный номер и направлен в работу
На основании поступивших от МУП "Энергетик" документов ГУ ТРО ФСС РФ были приняты решения о выплате Николаевой Н.В., являющейся застрахованным лицом, пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет, в частности, решения от 11.08.2020 N 4285/4300-ПВ, от 11.09.2020 N 4834/4852-ПВ, от 13.10.2020 N 5485/5504-ПВ, от 11.11.2020 N 6023/6048-ПВ, от 09.12.2020 N 6844/6866-ПВ, от 25.12.2020 N 7634/7600-ПВ, от 09.02.2021 N 1260/375-ПВ, от 09.03.2021 N 1617/649-ПВ, от 08.04.2021 N 2059/1028-ПВ, от 06.05.2021 N 2373/1287-ПВ, от 09.06.2021 N 2701/1577-ПВ.
На основании принятых решений ГУ ТРО ФСС РФ в пользу Николаевой Н.В. осуществлены выплаты пособия за период июль 2020 г. - май 2021 г., что подтверждается представленными платежными поручениями и реестрами.
06.07.2021 в отделение ГУ ТРО ФСС РФ от МУП "Энергетик" поступило уведомление (вх. N 8531 от 06.07.2021) о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребёнком у сотрудника Николаевой Н.В. (СПИЛС 04533543239) с 07.07.2020 в связи с прекращением трудовых отношений.
При этом, судом рассмотрены и верно отклонены ссылки ответчика на то, что МУП "Энергетик" не направляло 06.07.2021 в ГУ ТРО ФСС РФ уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в соответствии с которым с Николаевой Н.В. прекращены трудовые отношения 06.07.2020, признаются судом необоснованными.
В материалы дела истцом представлен электронный образ уведомления, который получен ГУ ТРО ФСС РФ по электронным каналам связи, имеет печать МУП "Энергетик". Каких-либо объективных оснований считать данный документ направленным в ГУ ТРО ФСС РФ не МУП "Энергетик", а иным лицом, у арбитражного суда отсутствуют. Заявлений о фальсификации доказательств в ходе рассмотрения дела ответчиком не заявлялось.
Согласно пункту 4(2) Положения N 294 страхователь в 3-дневный срок направляет в территориальный орган Фонда уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения с ним трудовых отношений, начала (возобновления) его работы на условиях полного рабочего дня, смерти его ребенка и в иных случаях прекращения обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующего пособия. Форма такого уведомления утверждается Фондом.
Аналогичная норма содержится в пункте 6 Положения N 2375.
Представление страхователем сведений о прекращении трудовых отношений напрямую влияет на исчисление размера пособия, так как в силу вышеприведенных норм права при увольнении прекращаются и обязанности оплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет в пользу уволенного работника за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Вместе с тем, МУП "Энергетик" в установленный срок соответствующая обязанность не исполнена. Данное уведомление направлено только 06.07.2021. При этом, трудовые отношения с Николаевой Н.В. были прекращены с 06.07.2020.
На момент получения данного уведомления, ГУ ТРО ФСС РФ была осуществлена выплата Николаевой Н.В. пособия по уходу за ребенком с июля 2020 г. по май 2021 г., то есть в период, когда прекратилась обязанность оплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком в пользу уволенного работника за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в связи с чем пособие Николаевой Н.В. за указанный период выплачено необоснованно.
Сумма излишне перечисленного пособия по уходу за ребенком Николаевой Н.В. по расчетам ГУ ТРО ФСС РФ за период июль 2020 г. - май 2021 г. составила 267 491 руб. 02 коп.
Расчет суммы ущерба судом проверен и признан правильным.
Ссылки МУП "Энергетик" на то, что неверно считать весь размер выплаченных средств убытком, поскольку у Николаевой Н.В. не прекратилось бы право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при подаче соответствующего уведомления в установленный срок, также получили мотивированную оценку арбитражного суда.
Финансовое обеспечение выплат пособия по уходу за ребенком неработающим гражданам производится не за счет бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (статья 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").
В связи с этим, осуществление расчета пособия, которое получала бы неработающая Николаева Н.В. после увольнения из МУП "Энергетик", в данном случае не имеет правового значения.
Коллегия суда соглашается, что указанные обстоятельства свидетельствуют о сокрытии МУП "Энергетик" сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом пособия по уходу за ребенком, что привело к излишней выплате ГУ ТРО ФСС РФ Николаевой Н.В. пособия по уходу за ребенком за июль 2020 г. по май 2021 г. в размере 267 491 руб. 02 коп.
Доводы об отсутствии у МУП "Энергетик" обязанности уведомления истца о факте прекращения права Николаевой Н.В. на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, поскольку из-за особого правового статуса ответчика как муниципального унитарного предприятия последний не является работодателем в отношении Николаевой Н.В., также ошибочны и правомерно отклонены арбитражным судом по следующим основаниям.
Действительно, в соответствии с п.п. 7 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 165-ФЗ страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно статье 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются, в частности, организации - юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (застрахованным лицам) в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, основанием для признания юридического лица страхователем является осуществление им выплат физическим лицам.
МУП "Энергетик" состоит на учете в качестве страхователя в отделении Фонда с 26.11.2013 года.
В этой связи, именно МУП "Энергетик" являясь страхователем, и, действуя в соответствии с требованиями Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294), направляло в отделение Фонда реестр сведений в отношении застрахованного лица - Николаевой Н.В. с целью назначения ей пособия. МУП "Энергетик" выполняет указанные обязанности и в отношении действующего руководителя МУП "Энергетик".
На этом же основании страхователем МУП "Энергетик" было направлено в отделение Фонда и уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком (пункт 4 (2) Положения, утв. Постановления Правительства РФ N 294, пункта 6 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ N 2375).
Вышеуказанные обстоятельства подтверждают, что МУП "Энергетик" является страхователем, производящим выплаты физическим лицам, и выполняющим, в этой связи, все обязанности, возложенные на страхователя действующим законодательством, в том числе, по направлению реестров в отношении застрахованных лиц на выплату пособий и уведомлений о прекращении их права на них.
Довод со ссылкой на пункт 12 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ несостоятелен.
Пункт 12 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 126-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования".
Начало действия Закона N 255-ФЗ в новой редакции - 01.01.2022, т.е. после возникновения спорных правоотношений.
Довод о том, что Николаева Н.В. не является работником МУП "Энергетик" также несостоятелен.
Именно от МУП "Энергетик" в отделение Фонда поступил реестр сведений в электронном виде на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком на имя Николаевой Надежды Валентиновны на период ее отпуска с указанием МУП "Энергетик" всех необходимых для назначения и выплаты работнику Николаевой Н.В. пособия данных.
Доказательств, подтверждающих, что МУП "Энергетик" должно было направить и направило в отношении Николаевой Н.В. в отделение Фонда лишь сведения для назначения и выплаты Николаевой Н.В. ежемесячного пособия, но не должно было (не уполномочено было) направить сведения о прекращении ее права на получение пособия, - ответчиком не представлено.
В силу пункта 16 Положения N 294 расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 19 Положения N 2375 также установлено, что расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15 Федерального закона N 255-ФЗ являются убытками, понесенными Фондом (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176).
В частности, как ранее изложено, в силу статьи 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, а в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб.
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, право которого нарушено, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (статья 15 ГК РФ).
В данном случае излишняя выплата пособия явилась следствием непредставления страхователем в установленный срок сведений о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, что привело к излишней выплате фондом пособия в сумме 267 491 руб. 021 коп.
Таким образом, поскольку материалами дела подтвержден факт непредставления страхователем в ГУ ТРО ФСС РФ в установленный срок сведений о прекращении трудовых отношений с застрахованным лицом Николаевой Н.В., что повлекло излишнюю выплату данному лицу пособия по временной нетрудоспособности в сумме 267 491 руб. 02 коп., арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что данные суммы являются убытками для истца.
Поскольку ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства неправомерности доводов заявителя о превышении расходов на выплату пособия по уходу за ребенком за счет средств Фонда, а также доказательства возмещения излишне выплаченных Фондом сумм указанного пособия, требования Фонда о взыскании с МУП "Энергетик" 267 491 руб. 02 коп. излишне понесенных расходов подлежат удовлетворению.
Проверив доводы ответчика о пропуске ГУ ТРО ФСС РФ срока исковой давности со ссылкой на положения часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ судом рассмотрены и верно отклонены, поскольку в рассматриваемом случае ГУ ТРО ФСС РФ заявлено требование не о привлечении лица к административной ответственности, а требование о возмещении ущерба.
Таким образом, настоящий спор подлежит рассмотрению судом первой инстанции в исковом производстве (раздел II Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) с применением в том числе норм Гражданского кодекса Российской Федерации, но не законодательства об административных правонарушениях. При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В данном случае о нарушении своих прав ГУ ТРО ФСС РФ стало известно в момент представления МУП "Энергетик" уведомления (вх. N 8531 от 06.07.2021) о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребёнком у сотрудника Николаевой Н.В. (СПИЛС 04533543239) в связи с прекращением трудовых отношений, а именно 06.07.2021.
Следовательно, на момент обращения ГУ ТРО ФСС РФ в арбитражный суд с требованием о взыскании ущерба (17.06.2022), срок давности, составляющий три года, не истек.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 20.10.2022 по делу N А67-5136/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Энергетик" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-5136/2022
Истец: ГУ ТРО ФСС РФ, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области
Ответчик: МУП "Энергетик"
Третье лицо: Администрация Инкинского сельского поседения Колпашевского района Томской области, Николаева Н. В.