г. Чита |
|
10 февраля 2023 г. |
Дело N А19-20154/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 ноября 2022 года по делу N А19-20154/2022,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (ОГРН 1033802082357, ИНН 3818001659, далее - заявитель, комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966, далее - антимонопольный орган) о признании незаконным решения N 038/578/22 от 24.06.2022.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 ноября 2022 года по делу N А19-20154/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что организаторами торгов муниципального имущества были соблюдены все требования, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Судом не приняты во внимание нормы статьи 556 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, судом первой инстанции не исследовано и не принято во внимание то, что право пользования объектом недвижимости ничем не подтверждается документально и даже не находится на балансе общества и не отражается в его деятельности в налоговых органах.
Антимонопольный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 31.12.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление открытого акционерного общества "Дом Быта "Лена" с жалобой на действия организатора торгов - Комитет по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования при организации и проведении открытого аукциона по продаже муниципального имущества в электронной форме.
По доводам, приведенным в заявлении, Комиссией Иркутского УФАС России проведено антимонопольное расследование, по результатам которого антимонопольным органом принято решение от 24.06.2022 N 038/578/22 о признании организатора торгов нарушившим часть 1 статьи 15, пункт 2 части 3 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2001 N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункт 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Полагая, что вышеуказанное решение комиссии Иркутского УФАС России от 24.06.2022 N 038/578/22 не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы КУМИ УКМО, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Порядок организации и продажи государственного или муниципального имущества регулируется Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ).
Частью 4 статьи 14 Закона N 178-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного или муниципального имущества.
Продажа государственного или муниципального имущества в электронной форме в силу пункта 14 статьи 32.1 Закона N 178-ФЗ устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 860 утверждено Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме (далее - Положение N 860).
Как следует из материалов дела 17.05.2022 г. на официальном сайте торгов - torgi.gov.ru организатором торгов - КУМИ УКМО размещена информация о проведении открытого аукциона по продаже муниципального имущества в электронной форме, извещение N 21000016870000000009.
Основанием проведения торгов является Прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества Усть-Кутского муниципального образования на 2022 год, утвержденный решением Думы Усть-Кутского муниципального образования от 30.11.2021 N 82, с изменениями, внесенными решением Думы Усть-Кутского муниципального образования от 29.03.2022 N 101 "О внесении изменений в Прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества Усть-Кутского муниципального образования на 2022 год, утвержденный решением Думы Усть-Кутского муниципального образования от 30.11.2021 N 82", Распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования от 17 мая 2022 года N 122/01-10 "Об условиях приватизации объекта недвижимости: Здание, назначение: нежилое, наименование: Дом быта Лена, площадь 1717,6 кв. м., адрес: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Реброва-Денисова, д. 17. Кадастровый номер: 38:18:030501:1096 и земельного участка, площадь 687 кв. м. Кадастровый номер: 38:18:030501:30".
Согласно информационному сообщению на продажу выставлено следующее имущество: Здание, назначение: нежилое, наименование: Дом быта Лена, площадь 1717,6 кв. м., местоположение: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Реброва-Денисова, д.17. Кадастровый номер: 38:18:030501:1096.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о приватизации под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети "Интернет" прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества.
Пунктом 2 части 3 статьи 15 Закона о приватизации установлено, что информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества).
В соответствии с частью 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Как установлено Комиссией Иркутского УФАС, здание Дома быта "Лена"" общей площадью 1717,60 кв.м., расположенное в г. Усть-Куте Иркутской области, по ул. Р. Денисова, д. 17, является муниципальной собственностью Усть-Кутского муниципального образования.
В соответствии с пунктом 4.5 Учредительного договора ОАО "Дом Быта "Лена" Комитет по управлению имуществом Усть-Кутского района обязался внести в уставный капитал АООТ "Дом быта "Лена" в качестве взноса право пользования зданием Дома быта "Лена" на сумму 10 000 000 руб., что составляло 50% уставного фонда.
Право пользования зданием передано Комитетом по управлению имуществом Усть - Кутского района АООТ "Дом быта "Лена" в качестве вклада участника общества в уставный капитал АООТ "Дом быта "Лена" согласно авизо от 20.12.1994.
АООТ "Дом быта "Лена" 26.06.1997 перерегистрировано в ОАО "Дом быта "Лена" согласно свидетельству N 298.
28.04.2007 Комитет по управлению имуществом и промышленностью Усть-Кутского муниципального образования по договору N 249 продал принадлежащий ему пакет акций ОАО "Дом быта "Лена" в количестве 12 200 штук, составляющий 48,8% от уставного капитала общества, стоимостью 320 500 руб. иному лицу, о чем в реестре акционеров ОАО "Дом быта "Лена" 18.05.2007 произведена запись о переходе права собственности на ценные бумаги, согласно уведомлению о проведении операции от 18.05.2007.
Вместе с тем, Арбитражным судом Иркутской области в делах А19-12518/07-53, А19-4998/09 установлено, что право пользования спорным зданием Комитетом по управлению имуществом и промышленностью Усть-Кутского муниципального образования передано ответчику в качестве оплаты размещенных при учреждении общества акций, принадлежащих истцу, на основании учредительных документов ОАО "Дом быта "Лена". При этом, из учредительных документов АООТ "Дом быта "Лена", в том числе учредительного договора и Устава общества следует, что срок пользования ответчиком спорным нежилым зданием при создании общества не определен. Не установлен такой срок и в последующих редакциях устава ОАО "Дом быта "Лена". С учетом изложенного суды пришли к выводу, что право пользования ОАО "Дом быта "Лена" спорным зданием предоставлено ответчику на весь период деятельности общества.
Поскольку на момент проведения спорного аукциона ОАО "Дом быта "Лена" продолжает осуществлять свою деятельность, то право пользования зданием, являющимся предметом торгов, сохраняется за обществом.
На основании изложенного суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о неправомерном неуказании в информационном сообщении "сведений о существующем обременении предмета торгов в виде права пользования ОАО "Дом быта "Лена", поскольку указанное нарушает принцип информационной открытости, также существенным образом нарушает права и законные интересы заявителя и потенциальных участников торгов, вводя последних в заблуждение относительно характеристик продаваемого объекта и возможности осуществления в отношении него права пользования.
Доводы организатора торгов, согласно которым отсутствовала обязанность указывать в информационном сообщении сведения об обременении предмета торгов, поскольку такое обременение не является зарегистрированным, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 2Г8-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218- ФЗ), суд первой инстанции правомерно отклонил в силу следующего.
Обременение предмета торгов в виде права пользования ОАО "Дом быта "Лена" не входит в перечень прав на недвижимое имущество, которые в силу ГК РФ и Закона N 218-ФЗ подлежат обязательной государственной регистрации. Вместе с тем, само по себе такое право не перестает быть обременением и закреплено за ОАО "Дом быта "Лена" на основании Учредительного договора.
Соответственно в рассматриваемом случае имеет место нарушение прав участников аукциона на полную и достоверную информацию о приватизируемом имуществе. Кроме того не указание сведений об обремени может повлечь дополнительные споры о праве на приобретенное имущество между победителем аукциона, организатором торгов и ОАО "Дом быта "Лена".
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении организатором торгов части 1 статьи 15, пункта 2 части 3 статьи 15 Закона о приватизации, пункт 2 статьи 448 ГК РФ.
Ссылку заявителя на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06.07.2015 по делу N А19-11574/05-16, оставленное без изменения постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 04.10.2005, которым в удовлетворении искового требования открытого акционерного общества "Дои быта "Лена" о признании права собственности на здание общей площадью 1 717 кв.м., кадастровый номер 38:18:000000:00:14-3-17, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Реброва-Денисова, 17, отказано, суд правомерно признал несостоятельной, поскольку в абз. 5 на стр. 3 указанного решения, судом указано: "Решение суда от 22.04.04г. п делу N А19-21517/02-7-25, в котором участвовали лица, являющиеся истцом и ответчиком по делу NА19-11574/04-16, вступило в законную силу, и им установлено, что при создании АООТ "Дом быта "Лена" последнему было передано КУМИ УКМО право пользования зданием дома быта (без права распоряжения зданием)".
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 09.11.207 N А19-12518/07-53 установлено, что право пользования ОАО "Дом Быта "Лена" спорным зданием (общей площадью 1 717 кв.м., кадастровый номер 38:18:000000:00:14-3-17, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Реброва-Денисова, 17) предоставлено последнему на весь период деятельности общества (абз. 6 стр. 4 решения).
Довод заявителя о том, что основным документом, содержащим всю необходимую и достоверную информацию об объекте недвижимости, начиная с самых первых собственников и до нынешних владельцев, является только выписка из ЕГРЮЛ, доступ к которой, является открытым и общедоступным, судом отклоняется, поскольку право постоянного пользования не подлежит государственной регистрации. Оценка данному доводу заявителя, в том числе дана во вступившем в законную силу постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.12.2006 N А19-14349/06-54-Ф02- 6671/06-С2.
Ссылку заявителя о том, что решение ФАС не могло быть применено к организации торгов, поскольку на момент его изготовления в полном объеме открытый аукцион состоялся, признан несостоявшимся и был закрыт по состоянию на 24.06.2022 (время 10 час. 00 мин.), суд первой инстанции правомерно признал несостоятельной, в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 16.06.2022 ответчиком в адрес КУМИ УКМО, по электронной почте, было направлено уведомление от 16.06.2022 N 038/664/22, которым Комитету было указано на необходимость приостановления проведения торгов до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.
Таким образом, дата вынесения решения УФАС в данном конкретном случае не имеет никакого значения.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание все вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 24.06.2022 N 038/578/22, соответствует требованиям законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Иные доводы рассмотрены судом и отклоняются, как не имеющие значения для рассмотрения настоящего спора.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 ноября 2022 года по делу N А19-20154/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20154/2022
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области