г. Самара |
|
10 февраля 2023 г. |
Дело N А72-12232/2022 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в : судьи Харламова А.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Арбитражного суда Ульяновской области, в виде резолютивной части от 21.10.2022 (мотивированное решение от 08.11.2022), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А72-12232/2022 (судья Чудинова В.А.),
по заявлению Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027301167046, ИНН 7325019720), г. Ульяновск,
к Областному государственному автономному учреждению культуры "Ульяновский театр кукол имени народной артистки СССР В.М. Леонтьевой" (ОГРН 1027301185757, ИНН 7325001031), г. Ульяновск,
о взыскании суммы излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ГУ - УРО ФСС РФ (далее в т.ч. - Фонд, страховщик) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к ОГАУ культуры "Ульяновский театр кукол имени народной артистки СССР В.М. Леонтьевой" (далее в т.ч. - Учреждение культуры, страхователь) о взыскании суммы излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию в размере 23 927 руб. 40 коп.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2022 указанное заявление ГУ - УРО ФСС РФ было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Электронные копии материалов дела были размещены в режиме ограниченного доступа на официальном сайте Арбитражного суда Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области, в виде резолютивной части от 21.10.2022 (мотивированное решение от 08.11.2022) по делу N А72-12232/2022 заявленные ГУ - УРО ФСС РФ требования были оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным судебным актом суда первой инстанции ГУ - УРО ФСС РФ обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской, в виде резолютивной части от 21.10.2022 по делу N А72-12232/2022 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 по делу N А72-12232/2022 апелляционная жалоба принята к производству.
Указанное определение суда апелляционной инстанции было размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 16.12.2022 в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 122 АПК РФ. На основании данной статьи стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Согласно ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ, п. 47 и 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений ГПК РФ и АПК РФ об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными ст. 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
В то же время правила абз. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 229 АПК РФ не применяются. Арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (ст.ст. 261, 262, 267, 271 АПК РФ).
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке гл. 34 АПК РФ, оценив доводы ГУ - УРО ФСС РФ, изложенные в апелляционной жалобе, контрдоводы ОГАУ культуры "Ульяновский театр кукол имени народной артистки СССР В.М. Леонтьевой", изложенные в Отзыве на апелляционную жалобу, изучив и исследовав материалы дела, проверив обжалуемый судебный акт суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов по настоящему делу и было установлено судом первой инстанции, Учреждение культуры зарегистрировано в Фонде в качестве плательщика страховых взносов по обязательному социальному страхованию.
Фондом в период - с 01.01.2018 по 31.12.2020 в отношении Учреждения культуры была проведена выездная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, по результатам которой был составлен Акт выездной проверки от 30.11.2021 N 73002180005994, на основании которого было принято Решение от 14.01.2022 N 73002180005996.
Согласно указанному Акту в ходе проведенной проверки Фондом было установлено, что Учреждением культуры в нарушение ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", п. 2 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, были направлены сведения для назначения пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу - Кононову В.В. (СНИЛС 123-569-009-50) при отсутствии документов, подтверждающих наступление страхового случая.
Листок нетрудоспособности N 385975908408, выданный медицинской организацией застрахованному лицу - Кононову В.В. с периодом освобождения от работы - с 05.12.2020 - 22.12.2020, страхователем не был представлен страховщику, в связи с чем, страховщиком был сделан вывод об излишней выплате страхового обеспечения по страхованию в сумме 23 927 руб. 40 коп. вследствие предоставления страхователем недостоверных сведений.
Учитывая указанное обстоятельство, Фонд оформил и направил Учреждению культуры Требование от 17.02.2022 N 730022800002001 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 23 927 руб. 40 коп.
Поскольку Учреждение культуры в установленный срок указанное Требование не исполнило, Фонд обратился в суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции Учреждение культуры в представленном в материалы дела письменном Отзыве изложило свои возражения относительно удовлетворения заявленных Фондом требований указывая на то, что страховой случай имел место, Листок нетрудоспособности N 385975908408 был выдан медицинской организацией застрахованному лицу (работнику учреждения) -Кононову В.В. с периодом освобождения от работы - с 05.12.2020 по 22.12.2020.
Исходя из Истории развития болезни сотрудника театра - Кононова В.В., последний изначально был болен коронавирусной инфекцией и после выздоровления от указанной болезни Листок нетрудоспособности был закрыт. Однако на фоне перенесенного Кононовым В.В. заболевания, в связи со сниженным иммунитетом и иными причинами, у данного сотрудника начала быстро прогрессировать онкология, что не позволило указанному работнику, проживающему в г. Димитровграде, предоставить оригинал Листка нетрудоспособности в бухгалтерию Учреждений культуры в г. Ульяновске.
Учреждение культуры в Отзыве также пояснило, что копия Листка нетрудоспособности им была получена посредством мессенджера, но, последующее предоставление оригинала Листка нетрудоспособности самим работником стало невозможно по причине его смерти.
Повторно рассмотрев настоящее дело по апелляционной жалобе Фонда суд апелляционной инстанции считает, что в данном конкретном случае при вынесении обжалуемого судебного акта первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из материалов по делу следует, что с 01.07.2016 Ульяновская область участвует в реализации пилотного проекта, предусматривающего особый порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В рамках выполнения указанного проекта Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 было утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай по временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение от 21.04.2011 N 294).
Пунктом 16 Положения от 21.04.2011 N 294 предусмотрено, что за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством РФ.
На основании подп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В подп. 6 п. 2 ст. 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (п. 1 ст. 22 Закона N 165-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст. 4.5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими в соответствии с ч. 4 указанной статьи страховых взносов в размере, определяемом в соответствии с ч. 3 указанной статьи, за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
В силу ч. 4 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ уплата страховых взносов производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в ч.ч. 3 и 4 настоящей статьи (ч. 1 ст. 6 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.
Для назначения и выплаты указанных пособий застрахованное лицо представляет справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, документы, подтверждающие страховой стаж.
Таким образом, право на получение страхового обеспечения (в данном случае право на получение пособия по временной нетрудоспособности) лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию и уплачивающими за себя страховые взносы в ФСС РФ, обусловлено уплатой страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай, наступлением страхового случая, подтвержденного листком нетрудоспособности, выданным медицинской организацией по установленной форме.
Поскольку в перечне страховых случаев, приведенном в ст. 1.3 Закона N 255-ФЗ, к таковым отнесена, в частности, временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы, а не факт выдачи застрахованному лицу листка нетрудоспособности, то для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности имеет значение наличие самого страхового случая, подтвержденного в установленном порядке медицинской организацией, и уплата застрахованным лицом, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию, страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году обращения за пособием.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции установил, что в нарушение требований ч. 1 ст. 65 и ч. 4 ст. 215 АПК РФ Фонд не представил надлежащие доказательства не уплаты застрахованным лицом страховых взносов.
Судом первой инстанции установлено, что факт наступления страхового случая (временная нетрудоспособность работника Учреждения культуры - Кононова В.В. вследствие заболевания в период - с 05.12.2020 по 22.12.2020) и выдача медицинским учреждением Листка нетрудоспособности N 385975908408 подтверждается материалами дела и Фондом посредством представления надлежащих доказательств не опровергнут.
Судом первой инстанции также было установлено, что в данном случае причиной непредставления Фонду оригинала Листка нетрудоспособности послужили такие исключительные обстоятельства, как длительная тяжелая болезнь и последующая смерть работника Учреждения культуры.
Как верно указал суд первой инстанции, в такой ситуации не представление страхователем страховщику оригинала спорного Листка нетрудоспособности, оформленного на Кононова В.В., не может являться достаточным основанием для вывода Фонда об излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N 255-ФЗ основаниями для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности являются: наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства; наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.
Указанных обстоятельств в рассматриваемом случае Фондом в нарушение требований ч. 1 ст. 65 и ч. 4 ст. 215 АПК РФ не было доказано и судом первой инстанции по делу не было установлено.
Доказательства наличия недостоверных сведений и их представление Учреждением культуры, Фондом в нарушение требований ч. 1 ст. 65 и ч. 4 ст. 215 АПК РФ в материалы дела также не были представлены.
Доказательства недостоверности Листка нетрудоспособности, его выдачу медицинским (лечебным) учреждением при отсутствии заболеваний у работника Учреждения культуры - Кононова В.В. Фондом в нарушение требований ч. 1 ст. 65 и ч. 4 ст. 215 АПК РФ в материалы дела тоже не было представлено.
При этом из материалов по настоящему делу не усматривается и Фондом на это не указано, что Учреждение культуры, либо застрахованное лицо создали искусственную ситуацию в целях получения средств Фонда.
Как установил суд первой инстанции, наступивший страховой случай имеет место быть, а, следовательно, отсутствует факт излишне понесенных Фондом расходов на выплату страхового обеспечения в заявленной сумме, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал Фонду в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Несогласие заявителя апелляционной жалобы с выводами суда первой инстанции, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом первой инстанции норм права, в связи с чем, доводы заявителя апелляционной жалобы признаются необоснованными.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы, были проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, поскольку не опровергают юридически значимых обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Таким образом, основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
При рассмотрении судом апелляционной инстанции настоящего дела по правилам, установленным гл. 29 АПК РФ, в материалы дела поступило Заявление Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области от 20.01.2023 "О процессуальном правопреемстве", в котором последнее просит суд апелляционной инстанции произвести в рамках дела N А72-12232/2022 замену заявителя - ГУ - УРО ФСС РФ, ОГРН 1027301167046, ИНН 7325019720, на его правопреемника - ОСФР по Ульяновской области, ОГРН 1027301162580, ИНН 7325000479, в связи с реорганизацией первого в форме присоединения к последнему.
Факт состоявшейся реорганизации ГУ - УРО ФСС РФ, ОГРН 1027301167046, ИНН 7325019720, в форме присоединения к ОСФР по Ульяновской области, ОГРН 1027301162580, ИНН 7325000479, подтверждается имеющимися в деле доказательствами:
-Выписками из ЕГРЮЛ в отношении ГУ - УРО ФСС РФ, ОГРН 1027301167046, ИНН 7325019720, и в отношении ОСФР по Ульяновской области, ОГРН 1027301162580, ИНН 7325000479;
-Постановлением Правительства РФ от 12.12.2022 N 378п "О переименовании Отделения ПФР по Ульяновской области";
-Распоряжением Правления ПФР от 12.12.2022 N 895р "Об утверждении Положения об Отделении Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области.
Частью 1 ст. 48 АПК РФ предусмотрено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в качестве приложения к Заявлению ОСФР по Ульяновской области от 20.01.2023 "О процессуальном правопреемстве" документы (доказательства) в порядке, предусмотренном ст.ст. 71 и 162 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения данного Заявления.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 48, 229, 266, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести в рамках дела N А72-12232/2022 замену заявителя - Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ОГРН 1027301167046, ИНН 7325019720, на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области, ОГРН 1027301162580, ИНН 7325000479.
Решение Арбитражного суда Ульяновской области, в виде резолютивной части от 21.10.2022 (мотивированное решение от 08.11.2022) по делу N А72-12232/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Ю. Харламов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-12232/2022
Истец: ГУ - УРО Фонд социального страхования по Ульяновской области, ГУ Ульяновское РО ФСС РФ
Ответчик: ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "УЛЬЯНОВСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ ИМЕНИ НАРОДНОЙ АРТИСТКИ СССР В.М.ЛЕОНТЬЕВОЙ", ОГАУК "Ульяновский театр кукол имени народной артистки СССР В.М.Леонтьевой"
Третье лицо: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ