г. Москва |
|
10 февраля 2023 г. |
Дело N А40-173032/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Попова В.И., рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Газпромтранс" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.10.2022 по делу N А40-173032/22 принятое
по заявлению ООО "Газпромтранс" к ГУ ГУ ПФР N 4 по г.Москве и Московской области,
третье лицо МРИ ФНС России по КН N 6
об обязании начислить и уплатить проценты
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпромтранс" (далее- заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к ГУ ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области (далее - заинтересованное лицо, Фонд) об обязании начислить и уплатить проценты в сумме 56.886,82 рублей.
Определением заявление Общества было принято к производству с рассмотрением в порядке упрощенного производства.
Решением от 17.10.2022 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, не усмотрев к тому правовых и фактических оснований.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
От фонда и третьего лица поступили отзывы на апелляционную жалобу.
От заявителя поступили дополнение к апелляционной жалобе, пояснения и ходатайство о замене ответчика по делу.
Суд апелляционной инстанции отказал в приобщении дополнений к апелляционной жалобе и пояснений, поскольку нормами действующего процессуального законодательства не предусмотрена возможность представления дополнений к апелляционной жалобе и пояснений, кроме того, данные дополнения направлены в суд за пределами срока обжалования судебного акта.
Дело рассмотрено апелляционным судом в соответствии с ч.1 ст.272.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из ходатайства заявитель на основании Федерального закона от 14 июля 2022 года N236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" и в связи с прекращением деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения просит заменить ответчика ГУ ГУ ПФР N 4 по г.Москве и Московской области на надлежащего ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Москве и Московской области, в подтверждение чего приложена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
В силу ч.1 ст.48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и, указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Учитывая приведенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает необходимым удовлетворить ходатайство о процессуальном правопреемстве, заменив ответчика по настоящему делу на правопреемника- Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области в связи с завершением реорганизации в форме присоединения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев и оценив все представленные по делу доказательства, полагает, что обжалуемый судебный акт Арбитражного суда города Москвы подлежит отмене по следующим основаниям.
Обращаясь в суд, заявитель обосновал свои требования на следующих обстоятельствах спора и нормах права.
12.02.2020 Общество обратилось в Фонд с Заявлением о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в сумме 200 517,08 руб. и 393 170.73 руб. (в общем размере 593 687.81 рубль). Излишняя уплата взносов образовалась в отношении взносов на обязательное медицинское страхование и взносов в ПФР на страховую часть пенсии, перечисленных Заявителем за период 2016 год.
Спор о возврате суммы взносов, возврат которой произведен с нарушением срока, установленного законодательством, в общем размере 593 687, 81 рубль, между сторонами отсутствует.
01.02.2022 МИФНС по КН N 6 платежными поручениями N 421622 и N 421621 произведён возврат денежных средств в полном объеме 593 687, 81 рубль.
11.03.2022 Заявитель обратился письмом N 1/09-02/5726 в Фонд с заявлением о начислении и уплате процентов в размере 56 886,82 рубля, за несвоевременный возврат сумм страховых взносов в размере 593 687,81 рубль. Расчёт суммы процентов прилагался.
Фондом не осуществлено начисление и выплата процентов, а письмом от 29.03.2022 N 204-5/100 сообщено, что Законом N 250-ФЗ и Федеральным законом от 03..07.2016 N243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" не предусмотрена уплата процентов плательщикам страховых взносов, за нарушение срока возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, которые были установлены ФЗ N 212-ФЗ, соответствующих пеней и штрафов за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г.
25.04.2022 Заявитель обратился в МИ ФНС N 6 по КН с заявление о начислении и уплате процентов размере 56886,82 рубля, на основании положений статьи 78 НК РФ.
МИФНС по КН N 6, письмом от 27.05.2022 N 11-31/09391 оставила заявление Общества без исполнения, указав, что решение о перечислении на расчетный счет Общества процентов 56 882, 82 руб., в инспекцию от ПФР не поступало.
Не согласившись с указанными действиями Фонда, Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об обязании начислить и уплатить проценты в размере 56 886,82 руб. за нарушение срока возврата страховых взносов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, решение о возврате принято Фондом в установленные законом сроки, более того, организация сама затягивала процесс возврата излишне уплаченных денежных средств, не представляя в Пенсионный фонд РФ запрошенные документы. Документы были предоставлены только после направления ходатайства от 23.07.2021 г. об истребовании документов в Арбитражный суд города Москвы.
Рассмотрев повторно спор, суд апелляционной инстанции считает указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, на основании следующего.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Федеральный закон от 24.07.2009 N212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона N 250-ФЗ.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N3-П к отчетным (расчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, подлежит применению Федеральный закон от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Из положений ст.20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" следует, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На основании п.1, 3 ст.21 Федерального закона N 250-ФЗ, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней, со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет его в соответствующий налоговый орган, который в свою очередь оформляет поручение на возврат суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и пени и направляет его в территориальный орган Федерального казначейства, для осуществления возврата, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом, решение о возврате должно приниматься при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
В силу прямого указания пункта 4 статьи 21 Федерального закона N250-ФЗ обязанность по исполнению решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов возложена на налоговый орган.
В соответствии с ч. 17 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного частью 11 настоящей статьи, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
В силу пункта 7 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, процентов на эту сумму.
В данном случае речь идет о несвоевременном возврате переплаты по страховым взносам, возникшей до 01.01.2017, следовательно, органом, полномочным принимать решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) взносов, пеней до 01.01.2017 и о начислении процентов на сумму несвоевременно возвращенных взносов и пеней является именно Ответчик, а органом, обязанным исполнять указанное решение, после 01.01.2017 является МРИ ФНС России по КН N 6.
Кроме того, в рамках дела N А40-103070/21 по иску ООО "Газпромтранс" к ГУ- ГУ ПФР N 4 по Москве и МО об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы, на сумму которых по настоящему делу начислены проценты, ПФР, как ответчик, признал иск и возвратил истцу причитающиеся средства, в связи с чем, в силу фактического удовлетворения требований истца, суд определением от 22.02.2022 по делу N А40-103 070/21 прекратил производство по данному делу.
С учетом вышеизложенного, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требования общества об обязании ответчика принять решение о начислении и выплате ему процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных страховых взносов и пеней в размере 56.886,82 руб.
При этом, спора о размере начисленных процентов между сторонами не имеется.
Учитывая приведенные нормы права и обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения заявленных по делу требований.
Расходы по госпошлине подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 48, 110, 266, 268, 269-271 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести процессуальную замену на стороне ответчика с ГУ ГУ ПФР N 4 по г.Москве и Московской области на отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области (ОГРН 1027703026075).
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17.10.2022 по делу N А40-173032/22 отменить.
Заявленное требование ООО "Газпромтранс" удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Москве и Московской области (ОГРН 1027703026075) принять решение о начислении и выплате ООО "Газпромтранс" (ОГРН 1027728000871) процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных страховых взносов и пеней в размере 56.886,82 руб.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Москве и Московской области (ОГРН 1027703026075) в пользу ООО "Газпромтранс" (ОГРН 1027728000871) 2 275 руб. государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления в суд, и 3000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Судья |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-173032/2022
Истец: ООО "ГАЗПРОМТРАНС"
Ответчик: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ N4 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Межрегиональная федеральная налоговая служба по крупнейшим налогоплатильщикам N 6