г. Москва |
|
09 февраля 2023 г. |
Дело N А40-207654/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "МАНП"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2022 по делу N А40- 207654/2021
по заявлению: акционерного общества "Мосагронаучприбор"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по городу Москве и Калужской области
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: |
Шеховцов Р.А. по доверенности от 31.12.2022; |
от заинтересованного лица: |
Османов Ш.О. по доверенности от 11.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2022, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований акционерного общества "Мосагронаучприбор" (заявитель, общество, АО "МАНП") о признании незаконным постановления Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по городу Москве и Калужской области (заинтересованное лицо, управление, Росприроднадзор) от 03.09.2021 N 07-35/601 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях КоАП РФ), отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, АО "МАНП" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт, которым требования заявителя удовлетворить.
Определением от 16.05.2022 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, разрешающего спор по существу по делу N А40-138955/2021; определением суда от 28.12.2022 производство по делу возобновлено, судебное заседание назначено на 02.02.2023 в 14 час. 50 мин.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции (02.02.2023) обеспечена явка представителей сторон, которые поддержали свои требования и возражения.
Повторно исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции признает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в силу следующего.
Как следует из фактических материалов дела, постановлением Управления от 03.09.2021 N 07-35/601 Заявитель был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей за нарушение п. 7 ст. 22 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", которое заключается в несоблюдении условий эксплуатации зоны санитарной охраны, а именно расположение на территории высокоствольных деревьев.
Полагая указанное постановление незаконным, АО "МАНП" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Материалами дела установлено, что основным видом деятельности общества является транспортная обработка грузов. Объекту общества, расположенному по адресу: г. Москва, поселение Вороновское, деревня Львово, присвоена III-я категория негативного воздействия на окружающую среду.
В период с 17.03.2021 по 01.04.2021 в отношении общества управлением проведена плановая проверка соблюдения норм и требований природоохранного законодательства.
По результатам проведенной проверки управление 01.04.2021 составило акт проверки N 142-пр и выдало обществу предписание N 07-36/224 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона N 294-ФЗ к акту проверки прилагается ряд документов, в том числе предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание.
Тем самым, как следует из этих и иных положений законодательства, оспариваемые пункты предписания должны быть основаны на акте проверки, зафиксированных в нем нарушений, соответствующих обстоятельств, выявленных при проведении проверки.
Как следует из текста постановления Росприроднадзора от 03.09.2021 N 07-35/601 следует, что административное правонарушение, за которое АО "МАНП" привлечено к административной ответственности, заключается в нарушении условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. При этом совершенное АО "МАНП" неправомерное действие выражается в том, что на территории зоны санитарной охраны расположена посадка высокоствольных деревьев.
В постановлении Росприроднадзора от 03.09.2021 N 07-35/601 также указано, что обстоятельства правонарушения, совершенного АО "МАНП", подтверждают следующие документы:
- акт проверки от 01.04.2021 N 142-пр;
- протокол об административном правонарушении от 18.08.2021 N 07-33/507.
Акт проверки от 01.04.2021 N 142-пр составлен по результатам проверки, проведенной в отношении АО "МАНП" должностными лицами Росприроднадзора в период с 17.03.2021 по 01.04.2021.
Судебной коллегией установлено, что описание правонарушения, изложенное в постановлении Росприроднадзора от 03.09.2021 N 07-35/601, не соответствует описанию выявленного правонарушения, изложенному в акте проверки от 01.04.2021 N 142-пр.
Следовательно, акт проверки от 01.04.2021 N 142-пр не подтверждает обстоятельства, указанные в постановлении Росприроднадзора от 03.09.2021 N07-35/601.
Между тем, в решении суда не дана оценка указанному противоречию между сведениями, указанными в постановлении Росприроднадзора от 03.09.2021 N 07-35/601, и сведениями, содержащимися в акте проверки от 01.04.2021 N142-пр.
Напротив, в решении указано, что представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях АО "МОСАГРОНАУЧПРИБОР" события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ." (стр. 5 абз. 13)
Акт проверки от 01.04.2021 N 142-пр, указанный в постановлении Росприроднадзора от 03.09.2021 N 07-35/601 в качестве документа, подтверждающего обстоятельства правонарушения, содержит следующее его описание:
"_ АО "МАНП" в нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, не разработан проект зоны санитарной охраны, а также не соблюдены условия эксплуатации зоны санитарной охраны (в части накопления в зоне санитарной охраны отходов)."
АО "МАНП" осуществляет пользование недрами на основании лицензии МОС 70321 ВЭ от 28.08.2020, предоставляющей право добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой промышленности.
Раздел 14 лицензии МОС 70321 ВЭ от 28.08.2020, в котором перечислены обязанности АО "МАНП" выполнить определенные действия и указаны сроки их исполнения, не содержит каких-либо требований, касающихся разработки проекта зоны санитарной охраны.
Согласно п. 5 приложения N 1 к указанной лицензии проект зоны санитарной охраны имеется и соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
Заключением заместителя главного государственного санитарного врача Управления Роспотребнадзора по городу Москве от 22.05.2015 N 77.01.10.000.Т.001766.05.15 подготовленный АО "МАНП" проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения признан соответствующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Между тем, в решении суда не указано, проводилась ли арбитражным судом проверка факта нарушения обязательных требований, указанных в акте проверки от 01.04.2021 N 142-пр и что в результате такой проверки было установлено.
Так в решении указано следующее: "в ходе проверки АО "МАНП" было установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду на объекте АО "МАНП" расположенном по адресу: г. Москва, поселение Вороновское, д. Львово (код объекта 45-0177-005289-П) главным инженером АО "МАНП" Царевым М.Н., в нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами не соблюдены условия эксплуатации зоны санитарной охраны: на территории расположено посадка высокоствольных деревьев, что является нарушением п. 7 ст. 22 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", 3.2.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевой назначения".
При этом в решении суда не указано, какие из имеющихся в материалах дела документов, оформленных по результатам проведенной в отношении АО "МАНП" проверки, подтверждают данное обстоятельство.
Кроме того, судом не учтено, что АО "МАНП" за нарушение указанное в Акте от 01.04.2021 N 142-пр выдавалось предписание от 01.04.2021 N 07-36/224, незаконность которого признана вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-138955/2021 от 28.06.2022.
При вынесении решения по делу N А40-138955/2021 суд также пришел к выводу о том, что "ни в акте проверки, ни в предписании, ни в данных о мероприятии по контролю N 772104799756, содержащихся в ЕРКНМ, не содержится сведений о том, что управление выдало обществу предписание об устранении нарушения в части посадки высокоствольных деревьев в зоне санитарной охраны источника питьевого водоснабжения".
Данный вывод носит преюдициальный характер, в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленного Обществом требования.
На основании изложенного апелляционную жалобу АО "МАНП" следует удовлетворить, а решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2022 по делу N А40-207654/2021 отменить с принятием по делу нового судебного акта о признании оспариваемого постановления Росприроднадзора от 03.09.2021 N 07-35/601, незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2022 по делу N А40- 207654/2021 отменить.
Признать незаконным постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по городу Москве и Калужской области по делу об административном правонарушении от 03.09.2021 N 07-35/601 о привлечении акционерного общества "Мосагронаучприбор" к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-207654/2021
Истец: АО "МОСАГРОНАУЧПРИБОР"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО Г. МОСКВЕ И КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ