г. Москва |
|
10 февраля 2023 г. |
Дело N А40-175927/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А.Чеботаревой,
судей: |
И.В.Бекетовой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Айком"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.12.2022 по делу N А40-175927/22 (108-2956)
по заявлению ООО "Айком" (ОГРН 1197746440352, ИНН 9702002333)
к ИФНС России N 2 по г.Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Липатов А.О. по дов. от 15.08.2022; |
от ответчика: |
Клушина Е.К. по дов. от 03.11.2022; Ковалева Е.А. по дов. от 29.04.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Айком" (далее- заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 2 по г.Москве (далее- заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения N1503 от 14.04.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 01.12.2022 требования Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Общества, налоговым органом нарушены существенные условия процедуры рассмотрения материалов камеральной проверки, а именно необеспечение Инспекцией заявителю возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя, а также возможности представлять объяснения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители налогового органа возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, представили отзыв на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основе представленной налогоплательщиком 24.12.2021 уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее -НДС) за 3 квартал 2021 года, по результатам которой налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки от 18.02.2022 N 885 и вынесено Решение N 1503, согласно которому Заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ), в виде штрафа в размере 280 630 руб., предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Кодекса, в виде штрафа в размере 165 449 руб., а также Обществу доначислен налог в размере 1 403 150 руб. и пени с размере 113 125,04 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось с апелляционной жалобой в УФНС России по г. Москве, решением которого N 21-10/068993@ от 14.06.2022 апелляционная жалоба Общества была оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение действующему законодательству не противоречит, доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя не представлено.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Первичная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2021 года сдана Обществом 26.10.2022, то есть с нарушением срока, установленного п. 5 ст. 174 НК РФ.
Таким образом, ООО "Айком" был нарушен срок представления налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2021 года.
Заявителем были предприняты попытки представления уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2021 года (номер корректировки 1) 15.11.2021 и 17.11.2021 по телекоммуникационным каналам связи.
Однако в приеме уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2021 года налоговым органом было отказано, в связи с ошибками, допущенными при заполнении декларации. Уведомления об отказе в приеме налоговой декларации от 15.11.2021, 17.11.2021 были сформированы в автоматическом режиме и направлены в адрес Общества.
18.11.2021 Общество вновь представило первичную налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2021 года (номер корректировки 0) с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет в размере 3 009 059 руб. Однако, в связи с нарушением срока представления налоговой декларации, датой представления ООО "Айком" первичной налоговой декларации считается 18.11.2021.
В связи с выявлением ошибок (противоречий, несоответствий) в документах в адрес ООО "Айком" налоговым органом было направлено требование о представлении пояснений N 14298 от 25.11.2021. Требование было получено Обществом 26.11.2021, о чем свидетельствует квитанция о приеме электронного документа. Ответ на требование был представлен Заявителем 06.12.2021, за рамками срока, установленного ст. 88 НК РФ.
В ответе Заявитель указал, что в течении двух недель (до 20.12.2021) обязуется представить корректировочную декларацию по НДС за 3 квартал 2021 года. В то же время Общество указывает на представление декларации за рамками двух недель - не позднее 24.12.2021.
Камеральная налоговая проверка проведена Инспекцией на основании уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2021 года (номер корректировки 1), представленной 24.12.2021.
29.12.2021 Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование о представлении пояснений и документов N 11/15626-8 от 29.12.2021.
В ответ на требование Общество представило пояснения без приложения истребованных документов.
Также Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование N 55 от 14.01.2022, в котором налоговый орган сообщает о выявлении ошибок и противоречий в уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2021 года и необходимости представления пояснений или внесения соответствующих исправлений. Однако, ответ на требование N 55 от 14.01.2022 Обществом представлен не был.
Впоследствии в адрес ООО "Айком" было направлено требование о представлении пояснений N 11/333-8 от 27.01.2022, которое получено Заявителем 03.02.2022, о чем свидетельствует квитанция о приеме электронного документа.
В ответ на требование от 27.01.2022 Заявителем представлены счета-фактуры и первичные документы.
18.02.2022 Инспекцией составлен Акт налоговой проверки N 885 и направлен в адрес налогоплательщика заказным письмом Почтой России 28.02.2022 по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, на дату направления акта (129110, г. Москва, Проспект Мира, 70, оф. 34, эт. 1А, пом. III, ком. 2), что подтверждается реестром внутренних почтовых отправлений N 325 от 28.02.2022.
На основании п. 5 ст. 100 НК РФ в случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма - 07.03.2022. Учитывая дату фактического получения почтовой корреспонденции заявителем 04.03.2022, срок представления возражений на акт проверки истек 04.04.2022.
Вместе с актом налоговой проверки N 885 от 18.02.2022 в адрес Заявителя было направлено извещение от 24.02.2022 N 1436, которым до сведения ООО "Айком" доведена информация о дате и времени рассмотрения материалов налоговой проверки -14.04.2022.
При этом Решением МИФНС России N 23 по Московской области N 812548А от 12.05.2022 о приостановлении государственной регистрации изменений в учредительные документы общества на основании п. 4.4. ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" произведена государственная регистрация изменений сведений о новом адресе местонахождении действующего исполнительного органа юридического лица - ООО "Айком". Дата внесения записи в ЕГРЮЛ -12.05.2022, запись N 2225001049381. В связи с чем, только с 12.05.2022 адресом местонахождения организации ООО "Айком" является 143441, г. Московская область, Красногорский район, п/о Путилково, 69 км МКАД, стр. 17, эт. 3, пом. N 21-28.
Таким образом, с учетом получения налогоплательщиком Акта налоговой проверки и извещения, Общество не было лишено возможности обеспечить явку представителя на дату рассмотрения материалов проверки, а также представить возражения на акт проверки в Инспекцию нарочно, непосредственно к дате рассмотрения материалов проверки.
Электронный документооборот не является единственным возможным способом связи организации с налоговым органом. ООО "Айком" также не было лишено возможности направить возражения на акт проверки посредством почтовой связи.
14.04.2022 в 19:15:45 по московскому времени, соответственно уже после вынесения Решения от 14.04.2022 N 1503, Заявителем представлены письменные пояснения по Акту налоговой проверки от 18.02.2022 N 885 (вх. N 030238 от 15.04.2022).
Из содержания возражений на Акт налоговой проверки следует, что документ подписан электронной цифровой подписью 14.04.2022 в 19:15 ч., уже после истечения срока представления возражений на акт проверки и после вынесения Инспекцией и направления обжалуемого Решения в адрес Заявителя.
В своих возражениях ООО "АйКом" пояснило, что из-за технических ошибок в книгу продаж за 2 квартал 2021 года корректировка N 1 не зачислены счета-фактуры на аванс КВО 02. Данные пояснения были приобщены к возражениям на акт камеральной налоговой проверки от 18.02.2022 N 885, которые были направлены в ИФНС России N 2 по г. Москве посредством сервиса АО "ПФ" СКВ Контур". Исходя из выписки операций по расчету с бюджетом за период с 01.01.2022 по 20.04.2022 корректирующие налоговые декларации были приняты ИФНС России N 2 по г. Москве без замечаний.
В выписке операций по расчету с бюджетом по состоянию на 20.04.2022, (получено ООО "АйКом" 22.04.2022), были отражены суммы корректировок увеличения суммы НДС за 2021 год на 129 357 руб. Графа 1 "Дата записи операций в карточку "Расчеты с бюджетом" - 15.04.2022. Графа 4 "Дата представления в налоговый орган" - 14.04.2022. Далее: увеличение суммы НДС на основании корректирующей декларации по НДС - графа 10 (дебет) - на 129 422 руб. (42 858 +42 857 + 42 857 + 284 + 283 + 283 = 129 422); уменьшение - графа 11 (кредит) - на 65 руб. (23 + 21 +21 = 65). Итого: увеличение налога на добавленную стоимость за 2021 год на основании корректировок - на 129 357 руб.
Общество указывало, что в период проведения налоговой проверки наблюдались трудности с получением доступа к сервисам АО "ПФ" СКБ Контур", а также замедления работы сервисов, связанного с массовыми хакерскими DDos-атаками на российские IТ-компании.
Однако, учитывая, что Заявитель знал о технических сбоях сервиса АО "ПФ" СКБ Контур, но не предпринял иных попыток по направлению возражений в адрес Инспекции, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Общества.
При этом датой начала возникновения технических затруднений при отправке и приеме корреспонденции, согласно представленному письму АО "ПФ СКБ Контур", является 11.04.2022.
Следовательно, Общество располагало возможностью представить возражения на акт проверки до 11.04.2022.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки Инспекцией в соответствии с п.7 ст. 101 НК РФ вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.04.2022 N 1503, которое направлено в адрес Общества по телекоммуникационным каналам связи 14.04.2022, а также заказным письмом Почтой России 15.04.2022 и получено Заявителем по почте 22.04.2022.
На основании пункта 1 статьи 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 руб.
В ходе проведения проверки Инспекцией установлено, что Общество неправомерно отразило вычет по счетам-фактурам, которые не отражены в разделе 9 "книга продаж" налоговой декларации во 2 квартале 2021 (данные суммы НДС не исчислены и не уплачены). В связи с чем не подтверждено получение авансовых платежей, а также уплата НДС по ним, в связи с чем Общество завысило сумму налога, исчисленную с сумм оплаты, частичной оплаты, подлежащую вычету с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) за 3 квартал 2021 года в размере 1 403 150 руб. и, тем самым, занизило сумму налога, исчисленную к уплате в бюджет по стр. 040 (Раздел 1) за 3 квартал 2021 на сумму 1 403 150 руб.
В соответствии с Письмом ФНС России от 20.09.2016 N СД-4-3/17657@ "О направлении информации для использования в работе примеров отражения записей по счетам-фактурам в книге покупок и книге продаж с указанием кодов видов операций": KBО 22 используется при отражении продавцом операций по возврату авансовых платежей в случаях, перечисленных в абзаце 2 п. 5 ст. 171 НК РФ, а также операций, перечисленных в п. 6 ст. 172 НК РФ.
При указании продавцом в книге покупок записи с КВО 22, в книге продаж этого продавца отражается корреспондирующая запись с КВО 02. КВО 02 используется при отражении операций по оплате, частичной оплате (полученной или переданной) в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг, имущественных прав, включая операции, осуществляемые на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента) или на основе договоров транспортной экспедиции, за исключением операций, перечисленных по кодам 06, 28.
В соответствии с п. 3 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Правила ведения книги продаж), регистрации в ней подлежат составленные и (или) выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС в соответствии с НК РФ, в том числе при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) и т.д.
Согласно п. 17 Правил ведения книги продаж при получении денежных средств в виде оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав продавцы регистрируют в книге продаж счета-фактуры, выставленные покупателю на полученную сумму оплаты, частичной оплаты.
В соответствии с п. 22 Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 "1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" счета-фактуры, зарегистрированные продавцами (в том числе налоговыми агентами, указанными в пунктах 4 и 5 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации) в книге продаж при получении суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передаче имущественных прав, в том числе при использовании покупателем безденежной формы расчетов, регистрируются ими в книге покупок при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученной суммы оплаты, частичной оплаты с указанием соответствующей суммы налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 6 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с суммы оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг). При этом в соответствии с п. 6 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, указанные в п. 8 ст. 171 НК РФ, производятся с даты отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Таким образом, счета-фактуры с суммой НДС, исчисленного с авансов, подлежали отражению в книге продаж, а соответствующие суммы НДС уплате во 2 квартале 2021 года, однако, в разделе 9 "книга продаж" налоговой декларации вышеуказанные счета-фактуры не отражены, в связи с чем, не подтверждено получение авансовых платежей, а также не уплачен налог на добавленную стоимость по ним, что подтверждается КРСБ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Согласно данным о состояния расчетов с бюджетом по НДС по сроку уплаты переплаты по НДС не имелось.
Следовательно, отражение Обществом налогового вычета по НДС в налоговой декларации за 3 квартал 2021 года (номер корректировки 1) в размере 1 403 150,12 руб. является необоснованным.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения N 1503 от 14.04.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения, поскольку они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении, что указывает на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела.
Ссылка в жалобе на Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", некорректна, поскольку документ утратил силу (п. 83 Постановления Пленума ВАС N 57 от 30.07.2013 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового Кодекса Российской Федерации" (далее -Постановление N 57)).
П. 41 Постановления N 57 указывает, что при проверке соблюдения налоговым органом обязанности по извещению лица, в отношении которого была проведена налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля судам следует учитывать, что статьи 101 и 101.4 НК РФ не содержат оговорок о необходимости извещения названного лица исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение о месте и времени рассмотрения указанных материалов не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01.12.2022 по делу N А40-175927/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175927/2022
Истец: ООО "АЙКОМ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 2 ПО Г. МОСКВЕ