город Ростов-на-Дону |
|
12 февраля 2023 г. |
дело N А53-44774/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей Долговой М.Ю., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания Булатовой К.В.,
при участии:
от Савиной О.А.: представитель Дахкильгов И.В. по доверенности от 12.11.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Савиной Оксаны Александровны на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.12.2022 по делу N А53-44774/2021 о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации имущества в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Савиной Оксаны Александровны (СНИЛС 041-306-459 11, ИНН 616301660050),
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Савиной Оксаны Александровны (далее - должник) рассматривается вопрос об утверждении плана реструктуризации догов гражданина.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.12.2022 в утверждении плана реструктуризации долгов отказать. Признать Савину Оксану Александровну несостоятельной (банкротом). Ввести в отношении Савиной Оксаны Александровны процедуру реализации имущества гражданина. Утвердить финансовым управляющим Савиной Оксаны Александровны - Федорова Сергея Владимировича, из числа членов Союза арбитражных управляющих "Возрождение".
Решение мотивировано тем, что план реструктуризации собранием кредиторов одобрен не был, доказательств возможности его надлежащего исполнения должником не представлено, в связи с чем целям процедуры банкротства в условиях отказа кредитора от утверждения плана отвечает введение процедуры реализации имущества гражданина.
Савина Оксана Александровна обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить, утвердить план реструктуризации долгов.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что должник имеет стабильный источник дохода для целей погашения задолженности, включенной в реестр, в связи с чем введение процедуры реализации повлечет нарушение прав должника. Более того, в случае введения процедуры реализации имущества и продажи принадлежащих должнику транспортных средств погашение требований кредиторов в полном объеме не представляется возможным.
В отзыве на апелляционную жалобу финансовый управляющий Федоров Сергей Владимирович поддержал заявленные доводы, указал на наличие у должника необходимого для погашения требований кредиторов в рамках процедуры реструктуризации дохода, в связи с чем полагал возможным утвердить предложенный должником план реструктуризации долгов.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Ростовской области 02.02.2022 (резолютивная часть объявлена 26.01.2022) в отношении Савиной Оксаны Александровны введена процедура, реструктуризация долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден Федоров Сергей Владимирович
Финансовым управляющим в материалы дела представлен отчет о результатах проведения реструктуризации долгов гражданина по состоянию на 24.10.2022, заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.
От должника поступило ходатайство об утверждении плана реструктуризации долгов. Согласно заявленным доводам, задолженность будет погашаться из личных средств должника за счет трудовой и иной оплачиваемой деятельности, доход от которой подтверждается справками налогового органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I -VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Федерального закона.
Согласно статье 213.2 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.
В силу статьи 2 Закона о банкротстве реструктуризация долгов гражданина -реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.
Согласно пункту 2 статьи 213.12 Закона о банкротстве проект плана реструктуризации долгов гражданина с приложением документов, предусмотренных названным Федеральным законом, направляется гражданином, конкурсным кредитором или уполномоченным органом финансовому управляющему, гражданину (в случае, если проект плана реструктуризации долгов гражданина представлен конкурсным кредитором или уполномоченным органом), конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается указанным лицам лично лицом, предложившим указанный план реструктуризации самостоятельно.
Согласно пункту 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего следующим требованиям:
гражданин имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов;
гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;
гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов;
план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.
В силу абзаца 1 пункта 1, пункта 2, абзаца 1 пункта 5 статьи 213.14 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган.
Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем три года. В случае, если план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном пунктом 4 статьи 213.17 названного Федерального закона, срок реализации этого плана должен составлять не более чем два года (пункт 2).
В отношении кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, план реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать преимущественное удовлетворение их требований за счет выручки от реализации предмета залога. Денежные средства, вырученные от реализации предмета залога, в полном объеме, но не более чем в размере основной суммы задолженности по обеспеченному залогом обязательству и причитающихся процентов (платы за пользование денежными средствами) направляются конкурсному кредитору, права которого обеспечены залогом имущества гражданина. Исключение в плане реструктуризации долгов такого преимущественного удовлетворения возможно только с согласия кредитора, требование которого обеспечено залогом соответствующего имущества гражданина (пункт 3). План реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа пропорционально сумме требований кредиторов, включенных в план реструктуризации долгов гражданина (пункт 5).
План реструктуризации долгов гражданина, одобренный собранием кредиторов, подлежит утверждению арбитражным судом после удовлетворения гражданином требований по текущим обязательствам, подлежащих удовлетворению в соответствии с названным Федеральным законом, погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди, требования которых включены в реестр требований кредиторов (пункт 1 статьи 213.17 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 3 статьи 213.17 Закона о банкротстве, арбитражный суд по результатам рассмотрения плана реструктуризации долгов гражданина выносит одно из следующих определений:
об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;
об отложении рассмотрения вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;
об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина, о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
В силу пункта 12 статьи 213.8 Закона о банкротстве, принятие решения об утверждении или об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов.
По общему правилу, предусмотренному в пункте 1 статьи 213.17 Закона о банкротстве, план реструктуризации долгов гражданина, одобренный собранием кредиторов, подлежит утверждению арбитражным судом.
Согласно статье 213.18 Закона о банкротстве арбитражный суд выносит определение об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина в случае:
представления не соответствующего требованиям названного Федерального закона плана реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности;
неисполнения гражданином обязанности по уведомлению кредиторов об обстоятельствах, предусмотренных пунктом 2 статьи 213.13 названного Федерального закона, при наличии соответствующего ходатайства конкурсного кредитора или уполномоченного органа;
нарушения установленного статьей 213.16 названного Федерального закона порядка принятия собранием кредиторов решения об одобрении плана реструктуризации долгов гражданина; наличия в плане реструктуризации долгов гражданина и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений;
противоречия условий плана реструктуризации долгов гражданина названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" в силу недопустимости злоупотребления правом (статья 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) арбитражный суд не утверждает план реструктуризации долгов (в том числе одобренный собранием кредиторов), если такой план является заведомо экономически неисполнимым или не предусматривает для должника и находящихся на его иждивении членов семьи (включая несовершеннолетних детей и нетрудоспособных) средств для проживания в размере не менее величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации, а также если при его реализации будут существенно нарушены права и законные интересы несовершеннолетних.
В случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его 6 среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа (пункт 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве).
Суд утверждает план реструктуризации долгов (как одобренный, так и не одобренный собранием кредиторов) только в том случае, если он одобрен должником, поскольку должник является непосредственным его участником и исполнение плана обычно осуществляется им самим, а также поскольку должник обладает наиболее полной информацией о своем финансовом состоянии и его перспективах.
Как следует из материалов дела, в реестр требований кредиторов Савиной О.А. включены следующие требования кредиторов:
1) ПАО "Сбербанк" в размере 535 037,85 руб., в том числе 521 701,48 руб. - задолженность, 12 910,28 руб. - проценты, 426,09 руб. - неустойка, в третью очередь реестра требований (определение от 27.04.2022);
2) АО "Российский сельскохозяйственный банк" в размере 278 613,78 рублей, в том числе 272 463,53 рублей - основной долг, 5 814,26 рублей - проценты, 335,99 рублей - неустойка, в третью очередь реестра требований (определение от 05.05.2022).
В ходе процедуры реструктуризации долгов гражданина финансовым управляющим в соответствии со статьей 213.12 Закона о банкротстве проведен анализ финансового состояния должника, сформирован реестр требований кредиторов, организованы и проведены собрания кредиторов должника.
Как следует из представленного отчета финансового управляющего должника, Федоровым С.В. инициированы собрания кредиторов должника с повестками - утверждение плана реструктуризации долга должника.
Собрание кредиторов, назначенное на 20.09.2022, было признано несостоявшимся из-за отсутствия кворума.
Собранием кредиторов, состоявшимся 24.10.2022, принято решение не утверждать план реструктуризации долгов Савиной О.А., не обращаться в суд с ходатайством об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина.
Решение об обращении в суд с ходатайством о завершении процедуры реструктуризации долгов и введении процедуры реализации имущества гражданина конкурсными кредиторами не принималось.
Так должником предложен следующий план реструктуризации долгов, для исполнения которого должником будут использоваться следующие меры, направленные на восстановление его платежеспособности и удовлетворения требований кредиторов:
1. По состоянию на дату собрания кредиторов задолженность гражданина составляет 813 651,63 руб.
1.1. Требования кредиторов (ч.2 раздела 3 реестра требования кредиторов):
N п/п |
Наименование/ ФИО кредитора |
Сумма основного долга + % + гос. пошлина, сумма штрафов, неустоек (руб.) |
Сумма общая (руб.) |
1. |
ПАО "Сбербанк" |
535 037,85 руб. |
535 037,85 руб. |
4. |
АО "Российский сельскохозяйственный банк" |
278 613,78 руб. |
278 613,78 руб. |
Итого: |
813 651,63 руб. |
813 651,63 руб. |
2. Должник имеет постоянный доход:
Вид дохода |
Источник дохода |
Сумма (за вычетом подоходного налога) |
Заработная плата |
ИП Терегеря Юрий Иванович |
21 118,00 руб. |
Иные источники дохода (указать) |
Специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" |
34 783,00 руб. |
Итого: |
55 901,00 руб. |
3. В рамках плана реструктуризации долгов, утвержденного арбитражным судом, должник обязан осуществлять платежи в денежной форме пропорционально требованиям и процентам всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных должнику на дату направления плана реструктуризации долгов должника конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган. Платежи должны осуществляться ежемесячно в течение всего срока реструктуризации, начиная с месяца, следующего за месяцем утверждения плана реструктуризации арбитражным судом в соответствии с графиком платежей
4. Срок реализации настоящего Плана реструктуризации долгов гражданина составляет: 24 мес.
5. Расчет ежемесячных выплат и график платежей:
Заработная плата, пенсия и иные источники дохода |
55 901,00 руб. |
Прожиточный минимум на дату составления плана (руб.) |
15 172,00 руб. |
Сумма ежемесячного дохода оставляемая должнику (руб.) |
21 998,85 руб. |
Сумма ежемесячного распределения кредиторам (руб.) |
33 902,15 руб. |
5.1. Расчет суммы ежемесячных платежей:
N п/п |
Кредитор |
Основной долг, штрафы, неустойки (руб.) |
Общая сумма долга |
Доля требований кредиторов в реестре требований кредиторов (%) |
Ежемесячный платеж в пользу кредиторов |
1. |
ПАО "Сбербанк" |
535 037,85 руб. |
535 037,85 руб. |
65,76% |
22 293,24 руб. |
4. |
АО "Российский сельскохозяйственный банк" |
278 613,78 руб. |
278 613,78 руб. |
34,24% |
11 608,91 руб. |
Итого: |
813 651,63 руб. |
813 651,63 руб. |
100% |
33 902,15 руб. |
5.2. График ежемесячных платежей приведен в приложении N 1 к настоящему плану.
6. В случае существенного изменения финансового положения, должник обязан в срок не позднее 15 дней, с момента существенного изменения финансового положения, уведомить конкурсных кредиторов и уполномоченный орган. Существенным изменением финансового положения считать уменьшение или увеличение доходов должника более, чем на 20% в течение последних 3 месяцев.
7. Реализация настоящего плана реструктуризации долгов позволяет удовлетворить требования конкурсных кредиторов в размере 100 %.
8. План реструктуризации преследует цель восстановления платежеспособности должника, которая будет считаться достигнутой, если по окончании срока его реализации должник не будет иметь просроченных обязательств и будет способен продолжить исполнять свои обязательства, срок получения которых (без учета п.2 статьи 213.11 Закона о банкротстве) к моменту окончания срока реализации плана не наступил.
9. Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых не включены в план реструктуризации долгов, в соответствии с п.4 213.19 Закона о банкротстве вправе предъявить свои требования в течение срока, на который утвержден настоящий план в порядке установленном законе о Банкротстве. В случае, если требования соответствующих кредиторов будут установлены судом, в план реструктуризации долгов могут быть внесены изменения в порядке, установленном ст. 213.20 Закона о банкротстве.
Согласно приложению N 1 к Проекту плана реструктуризации долгов график платежей представлен следующим образом:
График платежей | |||||
Дата платежа |
ПАО "Сбербанк" |
АО "Российский сельскохозяйственный банк" |
Итоговый ежемесячный платеж |
Задолженность |
|
1. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
779 749,48 руб. |
2. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
745 847,33 руб. |
3. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
711 945,18 руб. |
4. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
678 043,03 руб. |
5. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
644 140,87 руб. |
6. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
610 238,72 руб. |
7. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
576 336,57 руб. |
8. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
542 434,42 руб. |
9. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
508 532,27 руб. |
10. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
474 630,12 руб. |
11. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
440 727,97 руб. |
12. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
406 825,82 руб. |
13. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
372 923,66 руб. |
14. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
339 021,51 руб. |
15. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
305 119,36 руб. |
16. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
271 217,21 руб. |
17. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб.. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
237 315,06 руб. |
18. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
203 412,91 руб. |
19. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
169 510,76 руб. |
20. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
135 608,61 руб. |
21. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
101 706,45 руб. |
22. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
67 804,30 руб. |
23. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
33 902,15 руб. |
24. |
20 число каждого месяца |
22 293,24 руб. |
11 608,91 руб. |
33 902,15 руб. |
0,00 руб. |
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для утверждения плана реструктуризации. При этом, вывод суда первой инстанции основан на формальном установлении факта принятия одним из кредиторов решения не утверждать план реструктуризации.
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что решение об обращении в суд с ходатайством о завершении процедуры реструктуризации долгов и введении процедуры реализации имущества гражданина конкурсными кредиторами не принималось. Также кредиторами ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не было представлено возражений относительно утверждения плана реструктуризации долгов.
В свою очередь, пунктом 31 постановления N 45 предусмотрено, что неодобрение плана реструктуризации долгов гражданина не является препятствием для утверждения этого плана судом. В частности, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов (пункт 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве).
Оценив условия представленного в материалы дела проекта, а также исследовав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что условия рассматриваемого плана предусматривают полное удовлетворение требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.
Представленный должником план реструктуризации соответствует требованиям статьи 213.14 Закона о банкротстве и предусматривает полную оплату должником кредиторской задолженности, в том числе преимущественное удовлетворение залогового кредитора, пропорциональное погашение требований кредиторов, учтенных в реестре требований кредиторов должника, не содержит недостоверных сведений.
В соответствии с пунктом 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" суд, рассматривающий дело о банкротстве, утверждает план реструктуризации долгов (как одобренный, так и не одобренный собранием кредиторов) только в том случае, если он одобрен должником, поскольку должник является непосредственным его участником и исполнение плана обычно осуществляется им самим, а также поскольку должник обладает наиболее полной информацией о своем финансовом состоянии и его перспективах.
Одобрение плана должником может быть выражено как в форме письменного заявления (абзац седьмой пункта 1 статьи 213.15), так и сделано устно в ходе судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении плана. В последнем случае факт одобрения плана должником отражается в протоколе судебного заседания.
Утверждение плана без одобрения должника возможно только в исключительном случае, если будет доказано, что несогласие должника с планом является злоупотреблением правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, если не обладающий ликвидным имуществом должник, стабильно получающий высокую заработную плату, в целях уклонения от погашения задолженности перед кредиторами за счет будущих доходов настаивает на скорейшем завершении дела о его банкротстве и освобождении от долгов.
Согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" в силу недопустимости злоупотребления правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) арбитражный суд не утверждает план реструктуризации долгов (в том числе одобренный собранием кредиторов), если такой план является заведомо экономически неисполнимым или не предусматривает для должника и находящихся на его иждивении членов семьи (включая несовершеннолетних детей и нетрудоспособных) средств для проживания в размере не менее величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации, а также если при его реализации будут существенно нарушены права и законные интересы несовершеннолетних (абзац шестой статьи 213.18 Закона о банкротстве).
Савина О.А. дала согласие на утверждение плана реструктуризации.
В обоснование предложенного плана реструктуризации долгов, должником представлены сведения о заработной плате. Так, согласно справке 2-НДФЛ за 11 месяцев 2022 года доход должника от трудовой деятельности у ИП Терегеря Ю.И. составил 241 021,80 руб. (21 911 руб. ежемесячно). В соответствии со справкой N 24528136 о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход за 2022 год от 26.12.2022 общая сумма дохода Савиной О.А. составила 297 900 руб. (средняя ежемесячная сумма дохода 24 825 руб.). Соответственно, сумма получаемого должником дохода позволяет осуществить поэтапное погашение требований кредиторов.
Признаков неправомерных действий должника, влекущих невозможность погасить задолженность в полном объеме, выявлено не было. Более того, должник в данном случае имеет право выбора способа удовлетворения денежных требований кредиторов. Воспрепятствование должнику, как более слабой стороне спора, в реализации плана реструктуризации может свидетельствовать о злоупотреблении правом со стороны кредитора, что не допустимо в силу действующего законодательства. Очевидно, что утверждение плана реструктуризации является компромиссом между должником - обязанным и стремящимся исполнять свои обязательства, но испытывающим в этом объективные затруднения - и его кредиторами.
В данном случае суд апелляционной инстанции исходит из необходимости соблюдения баланса интересов кредиторов и должника и целей процедур банкротства (максимальное удовлетворение требований кредиторов).
В случае реализации плана кредитор получит удовлетворение своих требований, одновременно не ущемляются права должника на достойное существование.
Реализация плана при его неисполнении не влечет нарушение интересов кредитора, который может удовлетворить свои требования в ходе следующей процедуры - реализации имущества.
Должник в настоящее время трудоустроен, имеет следующие источники доходов:
ежемесячный доход от трудовой деятельности у ИП Терегеря Ю.И.;
дополнительных доход от профессиональной деятельности.
При этом, судебная коллегия учитывает, что профессиональная деятельность, от осуществления которой должник получает доход, представляет собой услуги такси на личном транспорте. В связи с этим, реализация в ходе процедуры транспортных средств лишит должника источника дохода.
Суд апелляционной инстанции также исходит из того, в силу статьи 213.24 Закона о банкротстве процедура реструктуризации долгов гражданина может быть прекращена практически в любое время, поскольку реализация имущества должника вводится судом как в случае непредставления плана реструктуризации, так и в случае отмены арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина.
План реструктуризации, предложенный Савиной О.А., предусматривает погашение задолженности всех кредиторов, при этом должник сохранит в собственности имущество, т.е. баланс интересов всех лиц, участвующих в деле, будет соблюден. Представленные в дело доказательства совокупного ежемесячного дохода должника, наличие дополнительного дохода, позволяют сделать вывод о реальности исполнения плана реструктуризации долгов при наличии необходимого прожиточного минимума.
Более того, статьей 213.23 Закона о банкротстве предусмотрено, что в случае неисполнения гражданином обязательства перед конкурсным кредитором или уполномоченным органом в соответствии с условиями плана реструктуризации долгов гражданина конкурсный кредитор или уполномоченный орган, обязательства перед которыми не исполнены и требования которых включены в план реструктуризации долгов гражданина, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации долгов гражданина.
Таким образом, права кредиторов в рассматриваемом случае не нарушаются, поскольку в случае неисполнение плана реструктуризации долгов, кредиторы в силу положений статьи 213.23 Закона о банкротстве имеют возможность обратиться с ходатайством об отмене плана. Данное заявление кредиторы имеют возможность сделать на любом этапе исполнения плана реструктуризации долгов гражданином.
Таким образом, законодатель предусмотрел способ защиты прав кредиторов от возможных негативных последствий применения реабилитирующей процедуры при банкротстве гражданина.
Аналогичная позиция отражена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.10.2022 N Ф08-11519/2022 по делу N А63-19950/2020, от 11.08.2022 N Ф08-7796/2022 по делу N А63-4398/2021, Арбитражного суда Московского округа от 23.05.2022 N Ф05-8088/2022 по делу N А40-125775/2020, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.11.2016 N Ф03-5186/2016 по делу N А73-14230/2015.
Таким образом, срок и содержание плана реструктуризации долгов гражданина, представленного должником, соответствуют требованиям статьи 213.14 Закона о банкротстве, а сам должник соответствует требованиям, предусмотренным статьей 213.13 данного Федерального закона.
На основании вышеизложенного, учитывая наличие у Савиной О.А. воли на урегулирование спора с кредиторами мирным способом, что позволит ей сохранить используемое для профессиональной деятельности имущество, а также то, что такие стремления и поведение должника отвечают стандартам разумного и добросовестного поведения применительно к сложившейся ситуации, суд апелляционной инстанции приходит выводу о целесообразности утверждения представленного должником плана реструктуризации долгов.
Кроме того, суд апелляционной инстанции исходит из того, что основной задачей института потребительского банкротства является социальная реабилитация гражданина - предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по старым обязательствам, что в определенной степени ущемляет права кредиторов должника. Вследствие этого к гражданину-должнику законодателем предъявляются повышенные требования в части добросовестности, подразумевающие помимо прочего честное сотрудничество с финансовым управляющим и кредиторами, открытое взаимодействие с судом (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2018 N 310-ЭС17-14013, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019).
В рассматриваемом случае доказательств недобросовестности должника, умысла на уклонение от погашения требований кредиторов не представлено, анализ финансового состояния должника признаков преднамеренного и фиктивного банкротства не выявил. Сокрытие или уничтожение принадлежащего должнику имущества, равно как сообщение им недостоверных сведений финансовому управляющему, также не установлено.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о возможности утверждения плана реструктуризации долгов гражданина. Суд исходит из соблюдения баланса интересов всех лиц и наибольшей возможности удовлетворения требований кредиторов.
С даты утверждения арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина наступают последствия, установленные статьей 213.19 Закона о банкротстве.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.12.2022 по делу N А53-44774/2021 отменить.
Утвердить план реструктуризации долгов гражданки Савиной Оксаны Александровны.
Суду первой инстанции назначить судебное заседание по рассмотрению отчета финансового управляющего по результатам исполнения плана реструктуризации.
Обязать финансового управляющего и должника подготовить и направить в арбитражный суд отчет о результатах исполнения гражданином утвержденного арбитражным судом плана реструктуризации долгов с приложением копий документов, подтверждающих погашение требований кредиторов, а также доказательства направления отчета кредиторам, требования которых включены в план реструктуризации долгов гражданина.
С даты вынесения настоящего определения наступают последствия, установленные статьей 213.19 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
М.Ю. Долгова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-44774/2021
Должник: Савина Оксана Александровна
Кредитор: АО "РОССИЙСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ БАНК", ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ", Савина Оксана Александровна
Третье лицо: НП "ОБЪЕДИНЕНИЕ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "ВОЗРОЖДЕНИЕ", Федоров С В, финансовый управляющий Федоров Сергей Владимирович