город Москва |
|
9 февраля 2023 г. |
дело N А40-142121/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 31.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.02.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального таможенного управления на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2022
по делу N А40-142121/22,
по заявлению ООО "Онлог Систем"
к Федеральной таможенной службе, Центральному таможенному управления
о признании недействительными акта и решения;
при участии:
от заявителя - Комарова Л.А. по доверенности от 21.06.2022;
от заинтересованного лица - 1. Ханов Р.М. по доверенности от 12.12.2022, 2. Жезлова А.А. по доверенности от 12.12.2022, Ханов Р.М. по доверенности от 12.12.2022;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2022 решение Центрального таможенного управления от 11.01.2022 N 10100000/01 о приостановлении действия свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов N RU/0089/ТИП1 от 17.12.2019, выданного ООО "Онлог Систем" и на Центральное таможенное управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Онлог Систем" в установленном законом порядке в течение 10 дней со дня вступления судебного акта в законную силу.
Центральное таможенное управление не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Через канцелярию суда от Федеральной таможенной службы и общества поступили отзывы на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые приобщены к материалам дела.
Из материалов дела следует, что 17.12.2019 ООО "Онлог Систем" включено в реестр УЭО, о чем выдано свидетельство о включении в реестр УЭО N RU/0089/ТИП1. В период с 03.12.2021 по 24.12.2021 решением таможенного органа от 30.11.2021 N 10100000/210/301121/Р000412 на основании ст. 333 Таможенного кодекса ЕАЭС, ст. 229 Федерального закона N 289-ФЗ от 03.08.2018 "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", результатов внеплановой выездной проверки ООО "Онлог Систем" по вопросу соблюдения условий включения в реестр УЭО и исполнения им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, по результатам которой составлен акт N 10100000/210/241221/А000142.
Согласно акту в рамках проведения проверки таможенным органом выявлен факт несоблюдения обществом условий включения в реестр УЭО, определенных в подп. 7 п. 1 ст. 433 Таможенного кодекса ЕАЭС, и требований, закрепленных ч. 8 ст. 383 Федерального закона N 289-ФЗ.
На основании акта от 24.12.2021 управлением принято решение о приостановлении действия свидетельства о включении в реестр УЭО от 11.01.2022 N 10100000/01.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 430 Таможенного кодекса ЕАЭС уполномоченным экономическим оператором является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС и включенное в реестр УЭО в порядке и при соблюдении условий, которые установлены главой 61 Таможенного кодекса ЕАЭС.
При включении юридического лица в реестр УЭО выдается свидетельство о включении в реестр УЭО.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 442 Таможенного кодекса ЕАЭС уполномоченный экономический оператор обязан соблюдать условия включения в реестр УЭО, предусмотренные подп. 7 п. 1 ст. 433 Таможенного кодекса ЕАЭС.
11.01.2022 управлением принято решение N 10100000/01 о приостановлении действия свидетельства N RU/0089/ТИШ от 17.12.2019 о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, выданного ООО "Онлог Систем", в связи с несоблюдением ООО "Онлог Систем" положений подп. 7 п. 1 ст. 433 Таможенного кодекса ЕАЭС и п. 1 ч. 8 ст. 383 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части осуществления раздельного учёта операций с иностранными товарами и товарами ЕАЭС.
Решение от 11.01.2022 принято на основании выводов акта внеплановой выездной таможенной проверки (Центрального таможенное управления) N 10100000/210/241221/А000142 от 24.12.2021.
ООО "Онлог Систем", не согласившись с актом от 24.12.2021 направлены возражения от 29.12.2021 исх. N 145-ОН, которые не приняты во внимание Центральным таможенным управлением согласно заключению от 20.01.2022.
Направленная обществом жалоба N 12-ОН от 11.02.2022 в порядке подчинённости в Федеральную таможенную службу оставлена без удовлетворения согласно решению N 15-67/110 от 22.04.2022.
Судом первой инстанции установлено, что перед началом проведения выездной внеплановой проверки заявитель получил решение о проведении выездной внеплановой таможенной проверки от 30.11.2021 на основании п. 1 ч. 7 ст. 229 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно п. 1 ч. 7 ст. 229 Закона N 289-ФЗ основанием назначения данной проверки является представление уполномоченным экономическим оператором таможенному органу информации об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр уполномоченных экономических операторов, о его адресе.
Однако в предмете проведения проверки решения о проведении проверки значится соблюдение уполномоченным экономическим оператором условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов и исполнение иных обязанностей, предусмотренных Таможенным кодексом, что в буквальном значении противоречит основанию назначения данной проверки (п. 1 ч. 7 ст. 229 Закона N 289- ФЗ).
В соответствии с ч. 28 ст. 237 Закона N 289-ФЗ на основании акта таможенной проверки и с учётом заключения уполномоченное лицо таможенного органа, проводившего таможенную проверку, принимает решение в сфере таможенного дела при наличии оснований его принятия, предусмотренных Таможенным кодексом и (или) ст. 218 Закона N 289-ФЗ, за исключением случаев, если в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, назначена новая таможенная проверка.
Возражения общества на акт от 24.12.2021 направлены ответчику 29.12.2021.
Заключение от 20.01.2022 на возражения заявителя представлены последнему 21.01.2022.
В силу п. 3 ч. 29 ст. 237 Закона N 289-ФЗ решение в сфере таможенного дела принимается в течение 15 рабочих дней со дня вручения (направления) проверяемому лицу или его представителю заключения по возражениям по акту таможенной проверки - в случае, если такое заключение составлялось.
Следовательно, решение по данному таможенному делу в отношении ООО "Онлонг Систем" на основании заключения Центрального таможенного управления от 20.01.2022 должно было быть принято только после получения обществом заключения.
Однако таможенным органом в нарушение п. 3 ч. 29 ст. 237 Закона N 289-ФЗ принято решение N 10100000/01 о приостановлении действия свидетельства N RU/0089/ТИП1 от 17.12.2019 о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, выданного ООО "Онлог Систем", ранее установленного законом срока, т.е. 11.01.2021 или до вручения общества заключения по возражениям по акту таможенной проверки от 20.01.2022.
В силу подп. 7 п. 1 ст. 433 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, условиями включения в реестр уполномоченных экономических операторов является наличие у юридического лица системы учета товаров, отвечающей требованиям установленным законодательством государств-членов о таможенном регулировании требованиям, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций и обеспечивающей доступ (в том числе удаленный) таможенных органов к таким сведениям. Комиссия вправе определять типовые требования к системе учета товаров.
Требования к системе учета товаров в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", другими нормативными правовыми актами РФ.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствие с ч. 3 ст. 10 Закона N 402-ФЗ, бухгалтерский учёт ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учёта.
План счетов бухгалтерского учета предусматривает полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией, исходя из Инструкции по применению Плана счетов, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).
Порядок ведения разделенного учета предусмотрен отраслевыми стандартами РФ, которые Общество также вправе учитывать в силу ч. 2 ст. 8, ст. 4, ч. 1 ст. 21 Закона N 402-ФЗ, п.7.1 ПБУ1/2008.
Учетной политикой общества предусмотрено, что бухгалтерский учёт ведётся с использованием лицензионного программного продукта 1С: предприятие 8.3 (бухгалтерия) (8.3.18.1208), в котором учтены необходимые требования законодательства о ведении бухгалтерского учета, который применяется в автоматизации процесса бухгалтерского учёта в соответствии с ЕОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 "информационная технология.
Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 631-ст) (ГОСТ Р ИСО/ИЭК 12207-2010").
В Программе 1С: бухгалтерия автоматизирован процесс заполнения учетных регистров и отражения фактов хозяйственной жизни организации при поступлении и списании материальных ценностей, автоматически осуществляется учёт торговых операций по поступлению и реализации товаров, включая оптовую, комиссионную торговлю, учёт агентских договоров.
Для импортных товаров в Программе 1С: бухгалтерия учитываются данные о стране происхождения и номере грузовой таможенной декларации. Программой 1С: бухгалтерия предусмотрена система аналитических счетов, которая включает в себя - счета, субсчета и субконто нескольких порядков, специальные справочники - как объекты аналитического учета.
Таким образом, общество на законном основании использует и пользуется Программой 1С: бухгалтерия, которая автоматически позволяет заявителю вести раздельный учет, предусмотренной Программой 1С: бухгалтерия.
Порядок ведения раздельного учета, изложенный в учётной политике заявителя для целей бухгалтерского учета, утвержденной приказом 25/ОД от 31.12.2020: "раздельный учет товаров импортного происхождения и товаров стран Таможенного союза обеспечен в разрезе справочника "номенклатура" по раздельной аналитике в каждом из субсчетов.
Раздельный учет внутри групп товаров импортного происхождения и товаров стран Таможенного союза осуществляется по отдельным товарным партиям", в полном объеме отражён истцом в Программе 1С: бухгалтерия.
Учет товаров осуществляется на 41 счете Плана счетов бухгалтерского учета. Применяются два субсчета 41.01 "товары на складах" и 41.05 "импортные товары в пути".
Раздельный учёт товаров импортного происхождения и товаров стран Таможенного союза обеспечен в разрезе справочника "номенклатура" по раздельной аналитике в каждом из субсчетов.
Раздельный учёт внутри групп товаров импортного происхождения и товаров стран Таможенного союза осуществляется по отдельным товарным партиям.
Товары, принятые на ответственное хранение или на комиссию, учитываются на забалансовых счетах 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на хранение" и 004 "товары, принятые на комиссию" в соответствии с ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утв. приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.06.2001 N 44н.
Товары учитываются по фактической себестоимости, в которую включаются все затраты, связанные с их приобретением, в том числе затраты на заготовку и доставку до центральных складов (баз), производимые до момента передачи товаров в продажу; произведенные затраты относятся непосредственно в дебет счета 41 "товары"; счет 15 "заготовление и приобретение материальных ценностей" не используется в силу п. п. 9, 11 ФСБУ 5/2019 "запасы".
Справочник "номенклатура" с указанными группами и подгруппами привязан к счетам, субсчетам и субконто по учету всех товаров, которые применяет общество в соответствии со своей учётной политикой: 41.01 "товары на складах", 41.05 "импортные товары, 002 "товарно-материальные ценности, принятые на хранение", 004 "товары, принятые на комиссию", 004.01 "товары на складе", 004.02 "товары, переданные на комиссию".
Факты хозяйственной жизни по товарам отражаются в бухгалтерском учете общества при использовании Программы 1С: бухгалтерия с применением справочника "номенклатура" в разрезе групп "товары импорт" и "товары таможенного союза". Вследствие чего, регистры бухгалтерского учета формируются в аналитике с применением раздельного учета товаров, а именно: с отдельным отражением операций по импортным товарам и с отдельным отражением операций по товарам государств - членов Евразийского экономического союза, а внутри групп товаров с отдельным отражением партии товара, с указанием номера таможенных деклараций, страны происхождения и наименования склада.
Система раздельного учета товаров, предусмотренная учётной политикой общества для целей бухгалтерского учёта, утвержденной приказом 25/ОД от 31.12.2020, реализованная в Программе 1С: бухгалтерия, в полном объеме соблюдается и соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере бухгалтерского учёта.
На основании изложенного выводы таможенного органа относительно отсутствия у общества раздельного учета товаров иностранного происхождения и товаров ЕАЭС на забалансовых счетах, являются необоснованными.
Таможенным органом не учтены технологическая особенность программного инструмента 1С: бухгалтерия, так в данной программе для цели формирования оборотно-сальдовой ведомости по 002 счету бухгалтерского учета с отдельными данными по импортным товарам и товарам ЕАЭС, с отображением принадлежности товара к виду склада, необходимо воспользоваться Справочником "номенклатура", выбрав соответствующую группу товаров, а также применить Справочник "склады", выбрав соответствующее название склада, в этом случае сформируется отчет, в котором в полной мере отображается вся необходимая информация по раздельному учету товаров принадлежность товара к виду склада. Также документальным подтверждением о наличии у общества раздельного учёта товаров являются регистры бухгалтерского учета под названием "отчет по проводкам по счету 002 "товарно-материальные ценности, принятые на хранение" (отчёты 6, 7, 8), копии которых представлены в дело.
Указанные отчеты содержат полную информацию о раздельном учете товаров, а именно: происхождение товаров: группа "товары импорт" (товары импортного происхождения); номер таможенной декларации в группе "товары импорт"; наименования товаров, задекларированных под номером таможенной декларации (10702070/221121/0381079/1 в группе "товары импорт" по: лифты пассажирские в разобранном виде. Грузоподъемность 1000 кг., скорость 1,0-м/с, количество остановок 9 и т д.); наименование склада в группе "товары импорт" в разрезе каждого наименования товара: "закупка по агентскому договору", "импортные товары в пути".
Из содержания отчётов 6, 7, 8 поступление товаров на ответственное хранение по дебету счета 002, передача товаров по кредиту счета 002, числящиеся на начало и конец периода отчета остатки товаров в разрезе складов, отражаются в составе группы "товары импорт" и в составе группировки по складу "закупка по агентскому договору".
Из содержания отчетов 9 и 10 проведение бухгалтерских проводок по дебету 41.01 "товары на складах" и кредиту 41.05 "импортные товары в пути" следует, что не изменяется статус "импортного товара" на данных счетах бухгалтерского учета ввиду того, что любые факты хозяйственной жизни по товарам отражаются в бухгалтерском учёте согласно системе аналитических счетов раздельного учета товаров, утвержденной учётной политикой истца, а именно: с применением справочника "номенклатура" в разрезе групп "товары импорт" и "товары таможенного союза". Довод таможни о том, что при работе с инструментом программного средства общества 1С: бухгалтерия "ГТД по импорту" декларации на товары 10702070/221121/0381079 не найдена" судом правомерно не принята в качестве достоверного доказательства об отсутствии раздельного учёта иностранного происхождения и товаров ЕАЭС, поскольку учёт товаров, задекларированных по таможенной декларации 10702070/221121/0381079 отражён с применением программного продукта 1С: бухгалтерия в системе агентских договоров (по поставке товаров, не принадлежащих Заявителю на праве собственности: на счете 002 "товарно-материальные ценности, принятые на хранение"), в то время как программный инструмент 1С: бухгалтерия: "ГТД по импорту", на который указывает таможенный орган предназначен только для учёта товаров, принадлежащих организации на праве собственности, учитываемых на счёте 41 "товары", а также на субсчетах к счёту 41, что подтверждено обществом в судебном заседании в суде первой инстанции, посредством входа в программу 1С: бухгалтерия.
При этом хозяйственные операции, осуществляемые обществом по агентскому договору, отражаются в Программе 1С: бухгалтерия с помощью документа: "поступление (акт, накладная) с видом операции: товары, услуги, комиссия (раздел покупки)".
Вследствие чего, в системе учёта агентских договоров Программы 1С: бухгалтерия, номер таможенной декларации и страна происхождения товара отображаются в иных разделах: поступление: товары, услуги, комиссия; отчет комитенту (отчет о закупках).
В данном случае заявитель выступает как комиссионер, закупающий для комитента товары у иностранной организации, и осуществляет таможенное декларирование товаров и помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (уплачивает ввозную таможенную пошлину и НДС).
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что решение от 11.01.2022 N 10100000/01 о приостановлении действия свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов N RU/0089/ТИП1 от 17.12.2019 является незаконным и необоснованным, поскольку оно не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя и подлежало правомерной отмене.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2022 по делу N А40-142121/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-142121/2022
Истец: ООО "ОНЛОГ СИСТЕМ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА, ЦТУ РОССИИ
Третье лицо: фас россии