г. Москва |
|
09 февраля 2023 г. |
Дело N А40-98034/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.10.2022 по делу N А40-98034/22
по заявлению ГК "КАНТЕМИРОВСКИЙ" N 13
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) Чубова С.А., 2) Шилобреев А.В., 3) Игнатьев Е.М., 4) Косарь С.А., 5) ДГИ г. Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Борисовец Ю.Н. по доверенности от 25.01.2021; |
от заинтересованного лица: |
Удилова Е.Л. по доверенности от 24.01.2023; |
от третьих лиц: |
1.не явился, извещен; 2. Шилобреев А.В. паспорту, 3. Игнатьев Е.М. по паспорту, 4.-5. не явились, извещены |
УСТАНОВИЛ:
ГК "КАНТЕМИРОВСКИЙ" N 13 (заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве (ответчик, Управление) о возврате документов, представленных на государственную регистрацию права собственности на здание кадастровый номер 77:05:005009:1148, г. Москва, ул. Каспийская, д. 2, корп. 1, стр. 2, оформленное письмом от 07.02.2022, об обязании.
Решением от 19.10.2022 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представители заявителя и третьих лиц - Шилобреев А.В. и Игнатьев Е.М. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители третьих лиц Чубова С.А., Косарь С.А. и ДГИ г. Москвы в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, письмом от 07.02.2022 N КУВД-001/2022-2485249/1 Управление Росреестра по Москве возвратило кооперативу без рассмотрения представленные на государственную регистрацию права собственности документы (Опись MFC-0558/2022-119326-1 от 25.01.2022) в отношении объекта с кадастровым номером 77:05:005009:1148, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Каспийская, д.2, строен.2.
В качестве причины возврата указано, что представленный в Управление Росреестра по Москве Акт приемки государственной приемочной комиссией законченного строительством (реконструкцией) объекта содержит неоговоренные исправления в тексте документа, в том числе в дате составления акта, номере ГСК (лист 1), плане объекта.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, кооператив обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ГК "КАНТЕМИРОВСКИЙ" N 13 требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого ненормативного акта регистрирующего органа.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон о недвижимости) представленные документы возвращаются без рассмотрения, в случае если такие заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание.
Из анализа указанной статьи следует, что само по себе наличие зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений в документах не является основанием для их возврата. Только в исключительных случаях, когда исправления не позволяют однозначно истолковать их содержание, документы подлежат возврату.
Согласно письму от 07.02.2022 Управление ссылается на неоговоренные исправления в дате составления Акта, номере ГСК (1 лист), плане объекта.
В Описи от 25.01.2022 указано, что заявителем представлены в Управление документы, в том числе оригинал Акта приёмки в эксплуатацию государственной приёмочной комиссии законченного строительством (реконструкцией) объекта ГК "Кантемировский" N 13 от 08 июня 1976 года, утвержденный начальником Управления Госархстройнадзора от 11.06.1976 г. (Акт), а также копия данного Акта, полученная из ГосАрхива. Дата Акта - "08.06.1976" не содержит никаких исправлений.
Таким образом ссылка ответчика на неоговоренные исправления в дате Акта является необоснованной.
Управление указывает на неоговоренные исправления в номере ГСК. При этом Управлением не означено каким образом указанное обстоятельство препятствует осуществлению регистрационных действий. Из Акта следует, что Застройщиком является Гаражно-строительный кооператив N 13 по ул. Кантемировской Красногвардейского района. По тексту акта следует, что государственная комиссия приняла в эксплуатацию полуподземные гараж боксового типа на 110 а.м. Исправление в номере ГСК "1" на "3" не препятствует однозначно истолковать содержание Акта. Заявителем представлены также иные документы, справка о присвоении адреса объекта, технический паспорт БТИ по состоянию на 19.01.1976 г., Акт отвода земли N 42/9-к от 11.09.1973, Распоряжение N 1087 от 01.06.1972, Разрешительное письмо N 8/813р от 10.07.1972 г., Распоряжение N 347 от 27.02.1973 г. (опись MFC-0558 2021-1854436-1)
Заявителем представлена Архивная копия акта, что дополнительно подтверждает его подлинность и достоверность сведений.
При этом ранее Управлением здание поставлено на кадастровый учет N 77:05:0005009:1148.
Управлением в отношении указанного Акта проводилась правовая экспертиза. Данный Акт явился одним из оснований для регистрации права собственности членов кооператива на помещения гаража по адресу: г. Москва, ул. Каспийская, д.2, строен. 1. Копия выписки из ЕГРН на указанное здание представлена.
Акт приемки выдан в 1976 году в соответствии с законодательством, действовавшим в указанный период, до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 69 Закона о недвижимости предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Порядок приемки объектов в эксплуатацию в 1976 гг. осуществлялся в соответствии с Постановлениями Совмина СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" (статьи 1,8), согласно которым объекты, законченные строительством (реконструкцией, расширением) в соответствии с утвержденным проектом и подготовленные к эксплуатации, предъявляются заказчиком (застройщиком) к приемке государственным приемочным комиссиям.
Указанный Акт государственной приемочной комиссии подписан членами государственной приемочной комиссии, представителями Управления начальника инспекции Архитектурно-строительного контроля гор. Москвы, Исполкома Красногвардейского райсовета, Госсанинспекции, Государственного пожарного надзора, Застройщика, Проектной организации, производителя работ, то есть оформлен в соответствии с требованиями Постановления Совета Министров ССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов".
В данный период существовал такой порядок оформления Акта приемки в эксплуатацию. Права Заявителя, возникшие на основании правоустанавливающих документов, до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными.
В судебных актах Нагатинского суда по делу N 2а-149/2019 и Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2022 по делу N А40-98680/21-41-624 установлены обстоятельства предоставления земельных участков под строительство объектов, наличие у заявителя права бессрочного пользования земельными участками, на которых находятся объекты в т.ч. стр.2 и принятия объектов в эксплуатацию по Акту от 11.06.1976.
Дополнительно исходя из анализа пп. 9, 10 Закона о регистрации недвижимости следует, что регистратор вправе дополнительно запросить в порядке межведомственного взаимодействия информацию (документы), необходимые ему для принятия решения.
Доводы Управления о наличии исправлений в Акте государственной приёмки здания от 08 июня 1976 года, утвержденном 11 июня 1976 года, не позволяющие однозначно истолковать его содержание, правомерно отклонены судом первой инстанции противоречат материалам дела, учитывая, что в суде первой инстанции обозревался оригинал Акта.
Указанные исправления допускались в период выдачи данного документа.
Как верно указал суд первой инстанции, основания для применения ст. 25 Закона о регистрации недвижимости отсутствуют, поскольку исправления в наименованиях кооператива позволяют однозначно установить его содержание. Тем более, указанный документ Управлением Росреестра по Москве уже был принят как правоустанавливающий при формировании регистрационного дела правоустанавливающих документов гаражного кооператива "Кантемировский" N 13 при регистрации прав членов кооператива на помещения гаражей, которые в том числе привлечены в дело в качестве третьих лиц.
В соответствии с п.3. ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; и т.д. То есть законом установлена обязанность регистрирующего органа принять заявление о государственной регистрации прав и рассмотреть его по существу. Соответственно этой обязанности корреспондирует право Кооператива на подачу данного заявления и получение результата в виде внесения сведений в ЕГРН либо приостановления регистрации с указанием конкретных причин.
Акт государственной приемки здания от 08 июня 1976 года является правоустанавливающим документом, подтверждающим правомерность возведения объектов гаражного назначения 1 очереди гаражного кооператива, а именно не только спорного строения (стр.2), но основного здания гаража по адресу: ул. Каспийская, д 2, корп. 1, кадастровый номер 77:05:0005009:1147, состоящее из помещений гаражного назначения, принадлежащих физическим лицам.
При этом заявитель указывает, что по состоянию на 31.08.2022 в кооперативе остались физические лица, которые до настоящего момента не оформили свои права на помещения гаражей. И при обращении данных физических лиц за регистрацией прав на помещения гаража возникнет вопрос в отношении правоустанавливающего документа, подтверждающего правомерность возведения здания гаража - Акта государственной приемки здания от 08 июня 1976 года, утвержденного 11 июня 1976 года.
Кроме того, в рамках дела N A40-102388/21 суды подтвердили правомерность и законность правоустанавливающих документов гаражного кооператива. Суд посчитал, что в силу закона возникло право обшей долевой собственности физических лиц - собственников гаражных боксов.
Таким образом, основания для возврата и оставления без рассмотрения представленных кооперативом документов в рассматриваемом случае у Управления отсутствовали.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление принять заявление ГК "Кантемировский" N 13 о государственной регистрации права собственности для рассмотрения по существу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.10.2022 по делу N А40-98034/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-98034/2022
Истец: ГАРАЖНЫЙ КООПЕРАТИВ " КАНТЕМИРОВСКИЙ" N 13
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Игнатьев Евгений Маркиянович