г. Пермь |
|
13 февраля 2023 г. |
Дело N А50-21505/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляевой Е.И., судей Лесковец О.В., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черногузовой А.В.,
при участии от заявителя - Кейзеров Д.М., паспорт, диплом, доверенность от 03.09.2019;
от Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, Правительства Пермского края в лице Администрации губернатора Пермского края - Шардаков И.Н., служебное удостоверение, доверенность от 13.01.2023, доверенность от 26.01.2023,
от Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - Кучукбаева М.А., паспорт, диплом, доверенность от 27.01.2023,
от иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Фадеева Евгения Николаевича,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 декабря 2022 года
по делу N А50-21505/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Фадеева Евгения Николаевича (ОГРНИП 304590523700093, ИНН 590501939730)
к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (ИНН 5902293192, ОГРН 1055900361835), Правительству Пермского края в лице Администрации губернатора Пермского края (ИНН 5902293202, ОГРН 1055900364156)
заинтересованные лица: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Заря" (ОГРН 1175958004639, ИНН 5947001570), Администрация Большесосновского муниципального округа Пермского края,
о признании недействительным решения об отказе в переводе земельных участков в иную категорию
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Фадеев Евгений Николаевич (заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (ответчик, Министерство) от 11.07.2022 N 31-02-1-4-1257 "Об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую", устранении допущенных нарушений прав.
До принятия по делу решения заявитель уточнил заявленные требования, просил признать недействительным приказ Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 11.07.2022 N 31-02-1-4-1257 "Об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую", в порядке устранения допущенных нарушений прав возложить на Министерство обязанность в течение 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект акта о переводе земельных участков с кадастровым номером 59:15:1040102:288 площадью 3872 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, Большесосновский район, Левинское сельское поселение, урочище "Табариха", и с кадастровым номером 59:15:1040102:290 площадью 7882 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, Большесосновский муниципальный район, урочище "На гальках", из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, для геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаной смеси на Ершовском участке в Большесосновском муниципальном районе Пермского края в форме постановления Правительства Пермского края с приложением пояснительной записки и направить его в Правительство Пермского края, возложить обязанность на Правительство Пермского края в лице Администрации Губернатора Пермского края обязанность в течение 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу принять постановление о переводе земельных участков с кадастровым номером 59:15:1040102:288 площадью 3872 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, Большесосновский район, Левинское сельское поселение, урочище "Табариха", и с кадастровым номером 59:15:1040102:290 площадью 7882 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, Большесосновский муниципальный район, урочище "На гальках", из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, для геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаной смеси на Ершовском участке в Большесосновском муниципальном районе Пермского края, путем совершения действий по его подписанию, выдаче заявителю, направлению в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости. Уточнение заявленных требований судом принято в порядке ст.49 АПК РФ.
Определением от 25.10.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Пермского края в лице Администрации Губернатора Пермского края. Также к участию в деле привлечены Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, ООО "Агрофирма "Заря", Администрация Большесосновского муниципального округа Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Указывает, что заявителю выдана лицензия на право пользования недрами (геологическое изучение, разведка и добыча гравийно-песчаной смеси) на Ершовском участке в Большесосновском муниципальном районе Пермского края, заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 59:15:1040102:288, категория земель "сельскохозяйственного назначения", собственник ООО "Агрофирма "Заря", а также земельного участка с кадастровым номером 59:15:1040102:290, категория земель "сельскохозяйственного назначения", собственник - муниципальное образование Большесосновский муниципальный округ Пермского края, в установленном порядке заявитель обратился в Министерство с заявлением о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, представив необходимые для принятия соответствующего решения документы.
Заявитель не согласен с выводами, приведенными в обжалуемом решении, о пересечении границ земельных участков с границами земель лесного фонда, учтенных в ЕГРН с кадастровым номером 59:15:0000000:130, полагает наличие пересечения, наложения не доказанным ответчиком. Отмечает, что информация о наложении земельных участков на земли лесного фонда получена судом первой инстанции из дополнения к отзыву Минприроды Пермского края на исковое заявление, однако из представленных документов такое наложение не следует. Считает, что судом обоснованность возражений не проверена, приложенные доказательства не оценены. В действительности участки, используемые заявителем, сформированы без наложения на иные земли, в том числе земли лесного фонда, участок лесного фонда предоставлен заявителю как недропользователю в аренду в установленном порядке. С целью установления фактических обстоятельств после вынесения обжалуемого решения заявителем сделаны запросы, получены ответы из Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 19.12.2022, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 22.12.2022, согласно пересечение границ земельных участков с землями лесного фонда не выявлено.
Заявитель указывает, что основания для отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую отсутствовали, перевод не противоречит документам территориального планирования, в том числе генеральному плану Левинского сельского поселения 2018 года, органом местного самоуправления перевод участков в другую категорию предварительно согласован, однако суд не рассмотрел спор, не дал оценку приведенным ответчиком доводам о правомерности оспариваемого решения об отказе в переводе.
Также заявитель отмечает, что судом не определено однозначно процессуальное положение Правительства Пермского края в лице Администрации губернатора Пермского края, в тексте обжалуемого решения я Правительство Пермского края в лице Администрации губернатора Пермского края указано в качестве ответчика, а тексте определения от 25.10.2022 о привлечении к участию в деле - в качестве заинтересованного лица. Полагает, что при рассмотрении апелляционной жалобы необходимо однозначно определить статус данного лица, участвующего в деле.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края возражает против доводов апелляционной жалобы, просит в удовлетворении жалобы отказать. Отмечает, что Министерство обоснованно отказало в переводе испрашиваемых земель из одной категории в другую, не допустив нарушения законных прав и интересов заявителя. Кроме того, обращает внимание, что наличие у заявителя необходимого пакета документов для перевода не может повлиять на законность решения об отказе о переводе земельного участка из одной категории в другую, поскольку на момент принятия решения Министерством документами территориального планирования не предусмотрено изменение назначения земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края пояснило, что сведения о наложении земельных участков на земли лесного фонда представлены ввиду расхождения информации ГКУ Очерское лесничество "Управление лесничествами Пермского края" по материалам лесоустройства 2002 года, с материалами таксации, выполненными ООО "Земля" в более поздний период. В действительности наложения, пересечения границ указанных в заявлении земельных участков с землями лесного фонда не имеется.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств - копии договора аренды лесного участка от 06.06.2022, межевого плана от 06.04.2022, текстовой части решения Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края от 25.04.2018 N 288 "Об утверждении Генерального плана Левинского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края", приложенных к апелляционной жалобе документов.
Судом апелляционной инстанции на обсуждение участвующих в деле лиц также поставлен вопрос о приобщении к материалам дела постановления Администрации Большесосновского муниципального округа от 28.04.2022 N 01-03-178 "О подготовке Генерального плана Большесосновского муниципального округа".
Представители участвующих в деле лиц против удовлетворения ходатайства заявителя, приобщения к материалам дела дополнительных доказательств не возражали. Копии документов, приложенных к жалобе, договора аренды лесного участка от 06.06.2022, межевого плана от 06.04.2022, текстовой части решения Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края от 25.04.2018 N 288 "Об утверждении Генерального плана Левинского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края", постановления Администрации Большесосновского муниципального округа от 28.04.2022 N 01-03-178 "О подготовке Генерального плана Большесосновского муниципального округа" приобщены апелляционным судом к материалам дела в качестве дополнительных доказательств в целях правильного рассмотрения дела (ст.268 АПК РФ).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявитель является обладателем лицензии на право пользования недрами от 02.07.2020 ПЕМ 80338 ТР для геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаной смеси на Ершовском участке в Большесосновском муниципальном районе Пермского края.
Также заявителем заключены договоры аренды земельных участков: договор аренды от 01.01.2022 участка с кадастровым номером 59:15:1040102:288 площадью 3 872 кв.м, категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, являющегося собственностью ООО "Агрофирма "Заря", для геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаной смеси на Ершовском участке в Большесосновском муниципальном районе Пермского края в соответствии с лицензией ПЕМ 80338 ТР; договор аренды N 44/04-2022 от 13.04.2022 участка с кадастровым номером 59:15:1040102:290 площадью 7 882 кв.м, категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, являющийся муниципальной собственностью.
Предприниматель Фадеев Е.Н. 07.12.2021, 21.04.2022 обратился в Администрацию Большесосновского муниципального округа с просьбой об учете при разработке генерального плана Большесосновского муниципального округа мероприятий по переводу земельных участков с кадастровыми номерами N N 59:15:1040102:288, 59:15:1040102:290 из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики_" с дачей согласия на такой перевод.
16.05.2022 заявителем получено согласие администрации N 01-08-1271 о переводе в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:15:1040102:290.
18.05.2022 заявитель обратился в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края с заявлением о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 59:15:1040102:288, 59:15:1040102:290 из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики_" в целях реализации права пользования недрами согласно лицензии от 02.07.2020 ПЕМ 80338 ТР для геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаной смеси на Ершовском участке в Большесосновском муниципальном районе Пермского края.
11.07.2022 Министерством издан приказ N 31-02-1-4-1257 об отказе в переводе земельных участков с указанием причин - установленное несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования Большесосновского муниципального округа Пермского края.
Полагая, что оснований для отказа в переводе земельных участков в иную категорию не имелось, отказом нарушено право заявителя на использование недр, осуществление геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаной смеси на Ершовском участке в Большесосновском муниципальном районе Пермского края, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявление о признании приказа недействительным.
Разрешая спор, суд первой инстанции посчитал оспариваемый приказ правомерным с учетом выявления пересечения границ земельных участков с землями лесного фонда, оснований для удовлетворения требований заявителя не установил.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения рассматриваются арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). На заявителя возлагается бремя доказывания нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации классифицируются по целевому назначению на категории, в том числе могут быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения и землям промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Такие земли могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (статьи 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с правилами статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
По смыслу действующего правового регулирования земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 Земельного кодекса Российской Федерации ограничивается его целевым назначением.
Отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, регулируются Федеральным законом N 172-ФЗ.
Статьей 7 указанного Закона предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, указанных в данной норме.
К числу таких исключительных случаев, допускающих перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, нормой 7 Федерального закона N 172-ФЗ отнесена добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Из изложенных норм следует, что действующим законодательством допускается перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий в случае добычи на земельном участке полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждено пересечение границ земельных участков, указанных в заявлении о переводе, с земельным участком лесного фонда, учтенным в сведениях ЕГРН с кадастровым номером 59:15:0000000:130. При этом суд исходил из информации ГКУ Очерское лесничество "Управления лесничествами Пермского края" от 28.10.2022 N 382, сообщения администрации Большесосновского муниципального района от 26.10.2021, объяснений заинтересованного лица Минприроды Пермского края.
Материалами настоящего дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 59:15:1040102:288 площадью 3872 кв.м с местоположением - Пермский край, р-н Большесосновский, Левинское с/п, урочище "Табариха", учтен в ЕГРН 17.11.2021, в сведениях ЕГРН приведена информация об образовании участка путем раздела иного участка с кадастровым номером 59:15: 1040102:283; земельный участок с кадастровым номером 59:15:1040102:290 площадью 1868,03 кв.м с местоположением - Пермский край, р-н Большесосновский, Левинское с/п, урочище "На гальках" учтен в ЕГРН 11.04.2022. Согласно межевому плану от 06.04.2022 границы участков уточнены, по сведениям ЕГРН от 11.05.2022 пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером 59:15:0000000:130 отсутствует (л.д.43, 47, 51, 55).
По договору аренды от 06.07.2022 предпринимателю Фадееву Е.Н. передан в аренду лесной участок площадью 1,4164 га с местоположением - Пермский край, Большесосновский муниципальный округ, Очерское лесничество, Большесосновское участковое лесничество (СХПК "Левинское"), кварталы N 7 (часть выдела 19), N 8 (части выделов 4,9), кадастровый номер 59:15: 0000000:130 (учетный номер части - 24), целевое назначение лесов - эксплуатационные леса, вид разрешенного использования - осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых, заготовка древесины. Участок передан для геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаной смеси на Ершовском участке сроком на 2 года с даты государственной регистрации права аренды.
При сравнении графических частей земельный участков с кадастровыми номерами N N 59:15:1040102:288, 59:15:1040102:290 (ЕГРН) со схемой расположения и границами лесного участка с кадастровым номером N 59:15: 0000000:130 (учетный номер части - 24) (приложение к договору аренды лесного участка) пересечение границ участков судом апелляционной инстанции не установлено.
Ответчиком, заинтересованным лицом Минприроды Пермского края достоверных доказательств имеющегося наложения участков не представлено. Напротив, из письма Минприроды Пермского края от 19.12.2022 следует, что в результате камерального сопоставления сведений о границах земель лесного фонда, содержащихся в материалах лесоустройства Очерского лесничества Пермского края, с границами участков с кадастровыми номерами N N 59:15:1040102:288, 59:15:1040102:290 не выявлено; согласно сведениям публичной кадастровой карты пересечение указанных участков с границами Очерского лесничества отсутствует. В отзыве на апелляционную жалобу Минприроды Пермского края также указало, что расхождение с имеющейся в материалах дела информацией ГКУ Очерское лесничество "Управления лесничествами Пермского края" от 28.10.2022 стало возможным, поскольку наложение проверялось по лесоустройству 2002 года, а дальнейшая информация была подготовлена по материалам таксации ООО "Земля", согласованных протоколом N 56-Т от 25.06.2021 и введенных в действие актом N Т-22-1-71 от 26.07.2021.
Учитывая, что надлежащих доказательств наложения границ земельных участков на границы лесного участка ответчиком не представлено, принимая во внимание, что лесной участок с кадастровым номером 59:15: 0000000:130 (учетный номер части - 24) предоставлен заявителю в аренду для геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаной смеси на Ершовском участке, апелляционным судом приведенные в обжалуемом решении выводы о правомерности приказа от 11.07.2022 по причине некорректного формирования участков признаны ошибочными.
Согласно статье 2 Федерального закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую установлено частью 3 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
При исследовании фактических обстоятельств дела апелляционным судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 59:15:1040102:288, 59:15:1040102:290 согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости относятся к землям сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование участка с кадастровым номером 59:15:1040102:288 - для сельскохозяйственного производства, участок принадлежит на праве собственности ООО "Агрофирма "Заря", предоставлен предпринимателю по договору аренды; разрешенное использование участка с кадастровым номером 59:15:1040102:290 - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, участок предоставлен предпринимателю муниципальным образованием Большесосновский муниципальный округ Пермского края по договору аренды от 13.04.2022.
Статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что пользователь недр, получивший участок недр для геологического изучения (геологический отвод), имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Таким образом, пользователь недр вместе с получением соответствующей лицензии приобретает с соблюдением установленных законодательством процедур право пользования земельным участком в границах геологического отвода и (или) горного отвода.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 172-ФЗ установлено, что одним из оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую является установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно оспариваемому приказу от 11.07.2022 "Об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую" единственным основанием отказа послужило выявленное ответчиком несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельных участков документам территориального планирования Большесосновского муниципального округа.
Частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
Доказательств утверждения схемы территориального планирования Большесосновского муниципального округа в деле не имеется. На наличие такой схемы ответчик не ссылается.
Постановлением Администрации Большесосновского муниципального округа от 28.04.2022 N 01-03-178, размещенным на официальном сайте муниципального округа в сети интернет, предусмотрена организация работы по подготовке проекта Генерального плана Большесосновского муниципального округа, создание комиссии по подготовке плана, утвержден план мероприятий по подготовке проекта плана. Согласно данному плану рассмотрение, утверждение проекта Генерального плана, его размещение во ФГИС ТП, а также опубликование утвержденного проекта в средствах массовой информации должны быть завершены в декабре 2022 года. На дату рассмотрения дела судом указанные мероприятия не проведены, план не утвержден. На наличие проекта Генерального плана округа ответчик, Администрация Большесосновского муниципального округа не ссылаются.
Отказывая в переводе участков из категории "земли сельскохозяйственного назначения", ответчик указал на то, что решением Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края от 25.04.2018 N 288 утвержден Генеральный план Левинского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края, в соответствии с которым участки с кадастровыми номерами NN 59:15:1040102:288, 59:15:1040102:290 отнесены к зоне сельскохозяйственного использования.
В материалах дела имеется карта функциональных зон (л.д.121-122), утвержденная в составе Генерального плана сельского поселения, согласно которой применительно к территории земельных участков с кадастровыми номерами N N 59:15:1040102:288, 59:15:1040102:290 изменение функциональной зоны с "сельскохозяйственного использования" на иную не предусмотрено.
Вместе с тем противоречие Генерального плана сельского поселения тем целям, для которых заявителем инициирован перевод земельных участков в иную категорию, в данном случае отсутствует.
Согласно материалам дела лицензия от 02.07.2020 выдана предпринимателю Фадееву Е.Н. по результатам проведения Минприроды Пермского края аукциона на право пользования участком недр местного значения с целью геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаной смеси на Ершовском участке в Большесосновском муниципальном районе Пермского края (л.д.33-34); срок действия лицензии - на срок разработки месторождения (л.д.22).
Приведенный выше Генеральный план сельского поселения утвержден 25.04.2018, то есть задолго до проведения органом, компетентным в вопросах пользования недрами, аукциона на право пользования участком недр местного значения и выдачи лицензии. Иные документы территориального планирования, в том числе генеральный план муниципального округа не разработаны, не утверждены.
Доказательств того, что соответствующий проект генерального плана разрабатывается, и таким проектом предусмотрено использование территории, частично вошедшей в границы горного отвода, в иных целях, исключающих разведку, разработку и добычу гравийно-песчаной смеси, ответчиком суду не представлено. Администрацией Большесосновского муниципального округа выдано заявителю согласие (письмо N 01-08-1271) о переводе в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:15:1040102:290, отнесенного к публичной собственности.
Таким образом приведенные ответчиком доводы о наличии соответствующих противоречий (несоответствий) в данном случае не подтверждены.
Действия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих те или иные полномочия, должны быть согласованными и непротиворечивыми, позволяющими осуществлять субъектам предпринимательской деятельности реализацию прав, которые им принадлежат в связи с получением лицензий.
Невнесение изменений в генеральный план сельского поселения, отсутствие разработанного и утвержденного генерального плана муниципального округа таким образом не позволяют осуществить заявителю пользование недрами, права на которое заявителю предоставлены. Вместе с тем длительный характер осуществления данных мероприятий сам по себе не должен являться препятствием в реализации прав субъектами экономической деятельности.
Учитывая, что противоречие между документами территориального планирования Большесосновского муниципального района и целями, для которых заявителем инициирован перевод земельных участков, отсутствует, несоответствия судом не установлено, оспариваемый приказ противоречит закону, а также нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, является недействительным.
Доводы ответчика о том, что несоответствие документов территориального планирования указанным заявителем целям является достаточным для принятия решения об отказе вы переводе участков из категории в категорию, до предусмотрения документами территориального планирования изменения функционального использования земель принятие решения о переводе участков законом не предусмотрено, апелляционным судом рассмотрены и отклонены с учетом изложенного выше.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
По смыслу приведенной нормы определение надлежащего способа устранения нарушения права входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем по делу восстановительной мерой.
С учетом предмета спора, нормативного регулирования спорных правоотношений, а также принимая во внимание, что указанное в приказе от 11.07.2022 основание для отказа являлось единственным, иные основания, по которым решение о переводе земельных участков не может быть принято, участвующими в деле лицами не приведены, суд апелляционной инстанции возлагает на ответчика и Правительство Пермского края обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя путем подготовки и принятия решения (акта, постановления) о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 59:15:1040102:288, 59:15:1040102:290 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения в порядке и сроки, определенные Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и приказом Агентства по управлению имуществом Пермского края от 13.04.2012 N СЭД-31-02-374.
Доводы заявителя о том, что в определении от 25.10.2022 Правительство Пермского края в лице Администрации губернатора Пермского края привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в то время как заявитель ходатайствовал о привлечении данного лица в качестве ответчика, апелляционным судом рассмотрены и отклонены, так как с учетом заявленных по делу требований, а также порядка принятия решения о переводе земельных участков из одной категории в другую, утвержденного в Пермском крае (приказ Агентства по управлению имуществом Пермского края от 13.04.2012 N СЭД-31-02-374), Правительство Пермского края в лице Администрации губернатора Пермского края является вторым ответчиком по делу.
Обжалуемое решение подлежит отмене ввиду несоответствия выводов, приведенных в решении, обстоятельствам дела (п.3 ч.1 ст.270 АПК РФ).
Судебные относятся на ответчика Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края в порядке ст.110 АПК РФ.
Так как Правительством Пермского края права заявителя не нарушены, его статус ответчика по делу связан исключительно с необходимостью исполнения судебного акта, расходы заявителя по уплате государственной пошлины по заявлению, по апелляционной жалобе отнесению на данного ответчика не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 02 декабря 2022 года по делу N А50-21505/2022 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным приказ Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 11.07.2022 N 31-02-1-4-1257.
Обязать Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края и Правительство Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Фадеева Евгения Николаевича путем подготовки и принятия решения (акта, постановления) о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 59:15:1040102:288, 59:15:1040102:290 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения в порядке и сроки, определенные Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и приказом Агентства по управлению имуществом Пермского края от 13.04.2012 N СЭД-31-02-374.
Взыскать с Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (ОГРН: 1055900361835, ИНН: 5902293192) в пользу ИП Фадеева Евгения Николаевича (ОГРНИП 304590523700093, ИНН 590501939730) расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 300 (триста) руб., по апелляционной жалобе 150 (сто пятьдесят) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.И. Гуляева |
Судьи |
О.В. Лесковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-21505/2022
Истец: Фадеев Евгений Николаевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГУБЕРНАТОРА ПЕРМСКОГО КРАЯ, МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Администрация Большесосновского муниципального района Пермского края, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ, ООО "Агрофирма "Заря", Правительство Пермского края в лице Администрации губернатора Пермского края