г. Воронеж |
|
13 февраля 2023 г. |
Дело N А35-9747/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Капишниковой Т.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,
при участии:
от закрытого акционерного общества "Касторное-АГРО-Инвест":
Брыкин Е.И. - представитель по доверенности N ДКАС-211/22 от 25.04.2022 сроком до 13.04.2025;
от Администрации Александровского сельсовета Советского района Курской области: Щедрина О.М - представитель по доверенности N 1 от 02.12.2022 сроком на один год;
от акционерного общества "Агрокомплекс "Мансурово": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Александровское": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Касторное-АГРО-Инвест" на решение Арбитражного суда Курской области от 18.11.2022 по делу N А35-9747/2021 по заявлению закрытого акционерного общества "Касторное-АГРО-Инвест" (ОГРН 1054600008671, ИНН 4608004863) к администрации Александровского сельсовета Советского района Курской области (ОГРН 1024600839328, ИНН 4621000201) о признании незаконным решения, выраженного в письме, об отказе в выкупе земельных долей; об обязании устранить допущенные нарушения,
третьи лица: акционерное общество "Агрокомплекс "Мансурово" (ОГРН 1107746588718, ИНН 7728743011), общество с ограниченной ответственностью "Александровское" (ОГРН 1144628000175, ИНН 4621009109),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Касторное-АГРО-Инвест" (далее - ЗАО "Касторное-АГРО-Инвест", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к администрации Александровского сельсовета Советского района Курской области (далее - Администрация Александровского сельсовета, Администрация) о признании незаконным решения, выраженного в письме N 855 от 09.12.2021 об отказе в выкупе земельных долей с регистрационными номерами 46:21:060000:6-46/036/2020-45, 46:21:060000:6-46/036/2020-46, 46:21:060000:6-46/036/2020-47, 46:21:060000:6-46/036/2020-48 площадью 5,5 га каждая в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:21:060000:6, расположенный по адресу: Курская обл., р-н Советский, Александровский с/с, СПК "Каменогорский"-2; об обязании Администрации устранить допущенные нарушения путем: принятия решения о продаже земельных долей с регистрационными номерами 46:21:060000:6-46/036/2020-45, 46:21:060000:6-46/036/2020-46, 46:21:060000:6-46/036/2020-47, 46:21:060000:6-46/036/2020-48 площадью 5,5 га каждая в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:21:060000:6, расположенный по адресу: Курская обл., р-н Советский, Александровский с/с, СПК "Каменогорский"-2, в общую долевую собственность Общества; направления в адрес Общества проекта договора купли-продажи земельных долей с регистрационными номерами 46:21:060000:6-46/036/2020-45, 46:21:060000:6-46/036/2020-46, 46:21:060000:6-46/036/2020-47, 46:21:060000:6-46/036/2020-48 площадью 5,5 га каждая в земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 46:21:060000:6, расположенном по адресу: Курская обл., р-н Советский, с/с Александровский, СПК "Каменогорский"-2 (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены: акционерное общество "Агрокомплекс "Мансурово" (далее - АО "Агрокомплекс "Мансурово"), общество с ограниченной ответственностью "Александровское" (далее - ООО "Александровское").
Решением Арбитражного суда Курской области от 18.11.2022 по делу N А35-9747/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Касторное-АГРО-Инвест" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе ее заявитель оспаривает вывод суда первой инстанции об отсутствии у Администрации правовых оснований для заключения с Обществом договора купли-продажи спорных земельных долей по причине установления факта использования земельного участка третьими лицами.
В отзывах и мнении на апелляционную жалобу Администрация Александровского сельсовета, АО "Агрокомплекс "Мансурово" и ООО "Александровское" оспаривают доводы апелляционной жалобы заявителя.
В ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции представитель ЗАО "Касторное-АГРО-Инвест" поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации Александровского сельсовета полагал обжалуемое решение законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
АО "Агрокомплекс "Мансурово" и ООО "Александровское" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, представив ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных участников процесса о времени и месте судебного разбирательства, поступившие ходатайства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов и мнения на апелляционную жалобу, заслушав правовые позиции представителей заявителя и заинтересованного лица, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решениями Советского районного суда Курской области от 29.05.2020 по делу N 2-104/2020, от 29.05.2020 по делу N 2-103/2020, от 25.05.2020 по делу N 2-91/2020, от 29.05.2020 по делу N 2-99/2020 признано право муниципальной собственности муниципального образования "Александровский сельсовет" Советского района Курской области на четыре земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:21:060000:6, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Курская область, Советский район, Александровский сельсовет, СПК "Каменогорский-2", площадью 5,5 га каждая, ранее принадлежавшие гражданам Подколзину В.Н., Харченкову В.М., Положенцевой О.Т., Илларионовой В.С. (невостребованные доли) (т.2 л.д.94-115).
11.09.2020 произведена государственная регистрация права общей долевой собственности муниципального образования "Александровский сельсовет" Советского района Курской области на четыре доли общей площадью 22 га (5,5 га каждая) (далее - Земельные доли), номера регистрации: 46:21:060000:6-46/036/2020-45, 46:21:060000:6-46/036/2020-46, 46:21:060000:6-46/036/2020-47, 46:21:060000:6-46/036/2020-48 (т.1 л.д.16-66).
11.08.2021 ЗАО "Касторное-АГРО-Инвест" обратилось в Администрацию Александровского сельсовета с заявлением от 09.08.2021 о предоставлении Обществу, в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", как сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок в сельскохозяйственном производстве более трех лет до момента возникновения права муниципальной собственности, земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:21:060000:6 и заключении договора купли-продажи земельных долей с приложением доказательств, подтверждающих факт использования соответствующей части земельного участка (т.1 л.д.67-97, т.2 л.д.120-200).
Ссылаясь на то, что решение о продаже обществу земельных долей на льготных условиях не принято, ЗАО "Касторное-АГРО-Инвест" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия Администрации Александровского сельсовета незаконным.
В ходе рассмотрения спора Администрация подготовила письменный ответ на заявление Общества от 09.08.2021 о продаже четырех земельных долей (письмо от 09.12.2021 N 855 - т.2 л.д.63-64), в котором указала, что поскольку решение о продаже земельных долей не принималось, а информация о продаже земельных долей и возможности их приобретения в установленном порядке не опубликовывалась в средствах массовой информации и на официальном сайте Администрации, у Общества право на обращение в Администрацию с заявлением о приобретения земельных долей по льготной цене не возникло, дополнительно сообщив, что земельный участок с кадастровым номером: 46:21:060000:6, доли в праве собственности на который намерено приобрести Общество, также обрабатывают иные сельскохозяйственные предприятия (АО "Агрокомплекс Мансурово" и ООО "АГРО-Инвест-Кшень"), из чего следует, что предоставление земельных долей без публикации в средствах массовой информации существенным образом нарушит права данных землепользователей.
Помимо прочего, администрация сослалась на то, что приложенная к заявлению карта-схема расположения обрабатываемого заявителем земельного участка площадью 49,173 га не подтверждает того, что Общество использует всю площадь исходного земельного участка, следовательно, факт использования обществом именно испрашиваемых земельных долей не нашел своего подтверждения.
В связи с подготовкой письменного ответа на заявление ЗАО "Касторное-АГРО-Инвест" уточнило заявленные требования и просило суд признать незаконным, выраженное в письме N 855 от 09.12.2021 решение Администрации Александровского сельсовета об отказе в выкупе земельных долей.
Арбитражный суд Курской области в удовлетворении уточненных требований отказал.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта и исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следуя положениям части 1 статьи 198 АПК РФ, для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом положений статей 11 и 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации оспариваемое решение принято Администрацией Александровского сельсовета в пределах предоставленных полномочий, что Обществом в суде апелляционной инстанции не оспаривается.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, урегулированы Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу подпункта 8 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.
С учетом положений подпункта 4 пункта 3 статьи 1 и пункта 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ и их разъяснений, приведенных в Определении Верховного Суда РФ от 22.12.2020 N 310-ЭС20-19627 по делу N А35-2260/2018, пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного РФ Федерации 27.12.2017, и позиции, содержащейся в письме Министерства экономического развития России от 25.11.2011 N Д23-4894 "О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", применительно к представленным ЗАО "Касторное-АГРО-Инвест", основным видом деятельности которого является выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур, в составе приложений к заявлению доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта использования Обществом части земельного участка с кадастровым номером 46:21:060000:6, а именно его части площадью 22 га (5,5 га*4) до регистрации права муниципальной собственности на земельные доли, отклонив доводы Администрации Александровского сельсовета об обратном.
При этом суд области с учетом действующего нормативно-правового регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения справедливо обратил внимание, что отсутствие договора аренды земельного участка в спорный период не может служить основанием для отказа в предоставлении земельных долей.
Содержащееся в оспариваемом решении, в числе прочих, основание отказа в предоставлении испрашиваемых земельных долей, выраженное в непринятии Администрацией решения о продаже спорных земельных долей, также получило надлежащую критическую правовую оценку с учетом отсутствия у органа публичной власти в рассматриваемом случае усмотрения и свободы в реализации правомочий собственника земельных долей, ввиду наличия публичной императивной обязанности, установленной пунктом 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ, по опубликованию в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещении на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информации о возможности приобретения земельных долей на условиях, предусмотренных данным пунктом, не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на Земельные доли.
В свою очередь, судом первой инстанции с учетом представленной в материалы дела совокупности доказательств (т.3 л.д.145,147-204, 213-235, т.4 л.д.10-12) установлено, что спорный земельный участок используется и иными, помимо ЗАО "Касторное-АГРО-Инвест", лицами - АО "Агрокомплекс "Мансурово" и ООО "Александровское".
Как разъяснено в пункте 10 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные лица вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Данной нормой, равно как и иными положениями Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, прямо не урегулирована ситуация, когда фактически такой участок используется несколькими лицами, отвечающими требованиям указанного закона. При этом согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 12 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в случае, если никто из указанных в данном пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии соблюдения при этом требований к образуемым земельным участкам.
Принимая во внимание изложенное и особенности правового режима земельной доли, ограниченный законом перечень ситуаций, в которых допускается оборот доли без выделения земельного участка, необходимость обеспечения приоритетного выдела земельных участков в счет земельных долей, в ситуации, когда имеется несколько лиц, добросовестно фактически осуществляющих пользование участком (его частью), находящимся в долевой собственности, орган местного самоуправления в установленном законом порядке обязан образовать земельный участок (участки) из земельного участка, находящегося в долевой собственности, права на который (которые) могут быть реализованы в порядке пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Возможность выставления земельной доли на торги в указанном случае законом не предусмотрена.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, добросовестность использования ЗАО "Касторное-АГРО-Инвест" спорного земельного участка и наличие у последнего права на выкуп земельных долей в рассматриваемом случае не нивелирует использования АО "Агрокомплекс "Мансурово" и ООО "Александровское" спорного земельного участка и наличие у данных лиц аналогичного права на выкуп земельных долей, что с учетом приведенных разъяснений Верховного Суда РФ в такой ситуации обуславливает приоритет выдела земельных участков в счет земельных долей с возложением на соответствующий орган местного самоуправления обязанности по образованию земельного участка (участков) из земельного участка, находящегося в долевой собственности.
Более того, суд области обоснованно обратил внимание, что несоблюдение Администрацией порядка, установленного пунктом 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ, обусловило отсутствие у неопределенного круга заинтересованных в приобретении земельных долей лиц соответствующей информации и лишило их возможности подтвердить свое право на льготное приобретение спорных земельных долей, что, в свою очередь, свидетельствует о невозможности предоставлений долей обратившемуся лицу.
Приведенное обстоятельство свидетельствует о бездействии Администрации, но не обуславливает незаконность оспариваемого решения, поскольку норма пункта 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ не предполагает преимущественную продажу земельных долей первому обратившемуся лицу (без соблюдения установленной законом процедуры по размещению информации о земельных долях), имеющему право на приобретение таковых в льготном порядке.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта, по доводам заявителя не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выступали предметом подробного исследования и оценки судом первой инстанции, и по мнению суда апелляционной инстанции им была дана надлежащая правовая оценка.
При этом доводы апелляционной жалобы не опровергают окончательного вывода суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Доводы заявителя жалобы проверены судом апелляционной инстанции и не могут повлиять на результат рассмотрения спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ее заявителя. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 216196 от 16.12.2022 государственная пошлина подлежит возвращению ЗАО "Касторное-АГРО-Инвест" из дохода федерального бюджета в размере 1500 руб.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 18.11.2022 по делу N А35-9747/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Касторное-АГРО-Инвест" (ОГРН 1054600008671, ИНН 4608004863) из дохода федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-9747/2021
Истец: ЗАО "Касторное-АГРО-Инвест"
Ответчик: Администрация Александровского сельсовета Советского района Курской области
Третье лицо: АО "Агрокомплекс "Мансурово", ООО "Александровское", Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд