город Самара |
|
13 февраля 2023 г. |
Дело N А55-23285/2022 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кузнецова С.А., рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Самарской области в виде резолютивной части от 30.09.2022 (.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.02.2023.
(судья Лигерман А.Ф.) по делу N А55-23285/2022 в порядке упрощенного производства по иску общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская Транспортная Компания" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская Транспортная Компания" (далее - ООО "Восточно-Сибирская Транспортная Компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 65 507, 52 руб. пени за просрочку доставки груза.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области в виде резолютивной части от 30.09.2022 (мотивированное решение от 28.10.2022) иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 58 956,77 руб. пени, 2 620 руб. расходов по государственной пошлине, в остальной части иска отказано.
Ответчик обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе и в дополнении к ней ответчик просит решение Арбитражного суда Самарской области отменить, принять новый судебный акт, в иске отказать.
Апелляционная жалоба и дополнение к ней мотивированы неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истец в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при перевозке ответчиком грузов по железнодорожным накладным, представленным в материалы дела, перечень которых приведен в расчете истца ОАО "РЖД" были нарушены установленные сроки перевозки, в связи с чем, истцом были начислены пени в размере 65 507,52 руб.
Поскольку претензия с требованием об уплате пеней за просрочку доставки грузов, была оставлены ОАО "РЖД" без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Аналогичная норма права содержится также и в Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации, в ст. 33 которого указано, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Согласно статье 97 УЖТ РФ, За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ N 30 от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245, нормативные сроки доставки грузов, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.
Учитывая допущенную просрочку в доставке вагонов истец, руководствуясь положениями статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, просил взыскать с ответчика пени за просрочку доставки груза.
Арбитражным судом первой инстанции проверен расчет, произведенный истцом, и признан верным. Ответчик указанный расчет не оспаривал. Документы, опровергающие доводы истца, либо свидетельствующие о правомерности задержки в пути следования, ответчиком не представлены.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности начисления истцом ответчику неустойки в размере 65 507,52 руб.
Довод ответчика о необоснованности исковых требований ввиду того, что заявленная просрочка образовалась в период действия моратория, суд первой инстанции отклонил по следующим основаниям.
Как установлено пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Постановлением от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" в соответствии с пунктом 1 ст. 9.1 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Правительство Российской Федерации ввело мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 3 статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ установлено, что на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ, в частности, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Таким образом, освобождение должника от ответственности в виде уплаты неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций предусмотрено только за неисполнение или ненадлежащее исполнение им денежных обязательств. Норм, освобождающих должника от ответственности за неисполнение обязательств неденежного характера Законом N 127-ФЗ, Постановлением N 497 не предусмотрено.
В данном случае истец просил взыскать с ответчика неустойку за нарушение сроков оказания услуг, то есть за неисполнение должником неденежного обязательства имущественного характера, в связи с чем, оснований для освобождения ответчика от взыскания неустойки не имеется.
Ответчиком заявлено о несоразмерности размера неустойки последствиям нарушения обязательств, в связи с чем, ответчик просил снизить их на основании ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование указанного ходатайства ответчик ссылался на значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, а также на длительность неисполнения обязательства.
По мнению ответчика размер пени, взыскиваемый с железнодорожного перевозчика, сильно отличается от аналогичной ответственности перевозчиков других видов
В условиях резкого и глобального падения доходов от оказываемых ответчиком услуг, ОАО "РЖД" продолжает нести расходы по содержанию путей и инфраструктуры в надлежащем состоянии.
Указанные обстоятельства, по мнению ОАО "РЖД", свидетельствуют о наличии оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец возражал относительно уменьшения размера пени. Свои возражения истец мотивировал тем, что отсутствие в деле сведений о причинении истцу убытков вследствие допущенных ответчиком нарушений в совокупности с установленными обстоятельствами просрочки ответчиком доставки порожних вагонов, по мнению истца, не является достаточным основанием для вывода о необходимости уменьшения заявленной неустойки ввиду того, что согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации истец не обязан доказывать причинение ему убытков.
Истец считал, что явное завышение размера неустойки отсутствует в силу того, что законом изначально ограничен размер спорной неустойки суммой провозной платы.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что снижение пени на 10% до 58 956,77 руб. позволит сохранить баланс интересов сторон, не допустив при этом извлечение какой-либо финансовой выгоды одной стороны за счет другой в связи с начислением денежных санкций.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 1, 330, 333, 785, 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 9, 65, 70, 71, 110, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 29, 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, статьями 9.1, 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пунктами 69, 73, 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2004 N 154-О, от 21.12.2000 N 263-О, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил иск частично, взыскал с ответчика в пользу истца 58 956,77 руб. пени, 2 620 руб. расходов по государственной пошлине, а в остальной части иска отказал.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку подателя апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-15498/2022, поскольку данный судебный акт отменен судом апелляционной инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнении к ней, являлись предметом исследования суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе и в дополнении к ней не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области в виде резолютивной части от 30.09.2022 (мотивированное решение от 28.10.2022) по делу N А55-23285/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Судья |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23285/2022
Истец: ООО "Восточно-Сибирская Транспортная Компания"
Ответчик: ОАО "РЖД" в лице Куйбышевской железной дороги
Третье лицо: ОАО "РЖД"