г. Москва |
|
13 февраля 2023 г. |
Дело N А41-80866/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Бикметова Д.Д.,
при участии в судебном заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области- Миронова С.Э., представитель по доверенности N 28 ДОВ-367 от 22.11.2022, паспорт, диплом;
от ПАО "ФСК ЕЭС"- Стикачев А.С., представитель по доверенности N 48-21 от 25.05.2021, паспорт, диплом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "ФСК ЕЭС" на решение Арбитражного суда Московской области от 02.12.2022 по делу N А41-80866/22 по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к ПАО "ФСК ЕЭС" об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к ПАО "Россети" со следующими требованиями:
- обязать за свой счет в течение 30-ти (тридцати) календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу в выделе 5 квартала 3 Анциферовского участкового лесничества (защитные леса, лесопарковые зоны) вблизи д. Смолево городского округа Орехово-Зуево Московской области древесину складировать в штабеля и отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, утилизировать порубочные остатки.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.12.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 02 июня 2021 г. государственным лесным инспектором Московской области при патрулировании лесного участка, расположенного в выделе 5 квартала 3 Анциферовского участкового лесничества (защитные леса, лесопарковые зоны) вблизи д. Смолево городского округа Орехово-Зуево Московской области выявлен факт нарушения лесного законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно, при эксплуатации ЛЭП, ПАО "Россети" (ПАО "ФСК ЕЭС") допустило нарушение правил пожарной безопасности в которое выразилось в том, что просека, на которой находится линия электропередач 220 кВ "Шатура- Нежино" не свободна от горючих материалов, а именно: срубленные деревья частично сложены в штабеля и не отделены противопожарной минерализованной полосой не менее 1,4 метра, имеются порубочные остатки.
25 июня 2021 года в отношении ПАО "Россети" (ПАО "ФСК ЕЭС") был составлен протокол об административном правонарушении N 9-167/2021.
25 июня 2021 года ПАО "Россети" (ПАО "ФСК ЕЭС") было выдано предписание об устранении нарушений законодательства об обязании очистить земельный участок в охранной зоне воздушной электропередачи 220 кВ "Шатура-Нежино" от горючих материалов: древесину сложить в штабеля и отделить противопожарной минерализованной полосой не менее 1,4 метра в срок до 16 августа 2021 года, утилизировать порубочные остатки.
Данное предписание ПАО "Россети" (ПАО "ФСК ЕЭС") не обжаловано и не отменено.
19 августа 2021 г. заместителем начальника Шатурского территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области было вынесено Постановление о назначении административного наказания N 9-167/2021.
Согласно данному постановлению ПАО "Россети" (ПАО "ФСК ЕЭС") было признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и назначено наказание-в-виде административного штрафа в размере 80 000 рублей 00 копеек.
Не согласившись с указанным постановлением ПАО "Россети" (ПАО "ФСК ЕЭС") обратилось в суд Московской области с требованием отменить Постановление о назначении административного наказания от 19 августа 2021 г. N 9-167/2021.
Решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области по делу N 12-788/2021, постановление о назначении административного наказания от 19 августа 2021 г. N 9-167/2021 г. изменено на штраф в размер 60 000 рублей, в остальной части оставлено без изменения.
30 августа 2021 года государственным лесным инспектором Московской области в отношении ПАО "Россети" (ПАО "ФСК ЕЭС") был составлен протокол N 9-284/2021, в связи с неисполнением предписания.
28 сентября 2021 г. Постановлением мирового судьи судебного участка N 393 Обручевского района города Москвы ПАО "Россети" (ПАО "ФСК ЕЭС") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. г. 1-9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено наказание в размере 10 000 рублей 00 копеек.
Истец указывает, что ПАО "Россети" (ПАО "ФСК ЕЭС"), как пользователь лесных участков, обязано содержать просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями с Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, Правил использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, Правил пожарной безопасности в лесах, Лесным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ.
Не соблюдение ПАО "Россети" вышеуказанных требований послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств устранения ответчиком нарушений лесного законодательства.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно Положению о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Комитет, осуществляя свои полномочия в пределах земель лесного фонда на территории Московской области, в соответствии с пунктом 14.5 Положения может обращаться в установленном порядке в суд, в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Исходя из статей 8 и 9 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, использование которых возможно после приобретения таких участков на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с пунктом 5 статьи 21 Лесного кодекса в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Согласно п. 9 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.
В соответствии с пунктом 11 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
Согласно пункту 17 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, граждане, юридические лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, обеспечивают:
регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами;
восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек;
принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий.
Указанные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности леса.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов.
Согласно пункту 1 статьи 51 ЛК РФ, леса подлежат охране от пожаров.
В силу части 3 статьи 53 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса (часть 1 статьи 45 ЛК РФ); в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (часть 4 статьи 45 ЛК РФ); порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 ЛК РФ).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила N 1614).
В соответствии с пунктом 45 Правил N 1614 при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 Правил.
Пунктом 26 Правил N 1614 установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Таким образом, древесина, порубочные остатки (ветки, вершинки деревьев) являются горючими материалами, от которых просеки, на которых находятся линии электропередач, в период пожароопасного сезона должны быть свободны, сетевые организации обязаны обеспечить содержание просек в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственник имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
По смыслу приведенных правовых норм, обязанность по надлежащему содержанию просек, на которых находятся линии электропередач, возлагается на лицо, в собственности которого эти линии находятся. Являясь собственником линии электропередачи, ответчик обязан обеспечить соблюдение требований лесного законодательства при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, а также осуществлять контроль за соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах при выполнении работ по расширению просек. В случае нарушения данных требований ответственность возлагается на ответчика.
Однако, ответчик не обеспечил расчистку ЛЭП от порубочных остатков, что подтверждается актом осмотра территории лесного участка от "02" июня 2021 г. и на приложенном к нему фотоматериале.
Доказательства объективной невозможности соблюдения ответчиком норм законодательства, устанавливающих требования пожарной безопасности в лесах, в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие его виновность в совершении вменяемого правонарушения, не установлены.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что принуждение к исполнению предписания (требований, содержащихся в предписании) в порядке искового производства не допускается, апелляционным судом отклоняется, поскольку предметом спора по настоящему делу является обязание за свой счет в течение 30-ти (тридцати) календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу в выделе 5 квартала 3 Анциферовского участкового лесничества (защитные леса, лесопарковые зоны) вблизи д. Смолево городского округа Орехово-Зуево Московской области древесину складировать в штабеля и отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, утилизировать порубочные остатки.
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 02.12.2022 по делу N А41-80866/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-80866/2022
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчик: ПАО "ФСК ЕЭС"