город Москва |
|
13 февраля 2023 г. |
Дело N А40-181578/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу Федеральной службы охраны
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2022 по делу N А40-181578/22,
по иску Федеральной службы охраны
к ООО "Крафт"
о взыскании штрафа;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2022 в удовлетворении заявленных Федеральной службой охраны требований о взыскании штрафа в связи с не поставкой товара по государственному контракту в сумме 299.124, 20 руб., отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Через канцелярию суда от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между ООО "Крафт" и Федеральной службой охраны заключен государственный контракт N КСОЗ-21-5010-002-00-388 от 14.12.2021 на поставку Товара для государственных нужд, по условиям которого ответчиком взяты обязательства по поставке товара для государственных нужд на сумму 2.991.242 руб.
Приложением N 1 (Спецификация) контракта определены сроки исполнения ответчиком обязательств по поставке всего объема товара - до 01.12.2022.
Ответчиком в адрес истца направлено письмо от 26.04.2022 N 6 с просьбой расторгнуть указанный контракт в связи с существенным изменением закупочных цен на продукцию и материалы иностранного производства, а также в связи с наложением санкций на поставку товара, что обусловлено сложившейся геополитической ситуацией в мире и просит не применять штрафные санкции на основании постановления правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом".
Соглашением от 06.06.2022 N КСОЗ-21-5010-002-01-388 контракт расторгнут. На основании п. 8 Соглашения в связи с неисполнением поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик уплачивает штраф в размере 10 % цены контракта на основании п. 8.2 контракта, что составляет 299.124, 20 руб.
В соответствии с ч. ч. 6, 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пени).
В адрес ответчика направлена претензия от 04.07.2022 N 9/6/УМТО2354 с требованием об уплате штрафа.
Ответчиком претензия оставлена без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованиями о взыскании штрафа в связи с не поставкой товара по государственному контракту в сумме 299.124, 20 руб.
Судом первой инстанции оценены обстоятельства дела, представленные доказательства и им дана надлежащая правовая оценка с учетом положений п. 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, согласно которого списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
В соответствии с п. 9.1 ст. 34 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Такие случаи предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, которым утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Подпунктом "г" п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 предусмотрено списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Согласно п.п. "д" п. 3 постановления списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в случае и порядке: если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Согласно п. 4 указанного постановления списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение.
Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).
В свою очередь, требующийся товар является продукцией европейского производства (страна происхождения товара - Словакия, Германия).
Ответчиком производителю обуви осуществлено авансирование в иностранной валюте для запуска производства в размере 50 % от стоимости, по курсу 83, 12 руб. за 1 евро на 24.12.2021.
Окончательный расчёт с производителем должен осуществляться в иностранной валюте на момент готовности продукции.
В связи с обстоятельствами, начавшимися в феврале 2022, странами Европейского союза применены санкции и фактически введен запрет на осуществление деятельности российских автотранспортных предприятий, авиаперевозчиков и судоходных операторов на территории Европейских стран, то есть фактически ограничение и запрет на осуществление перевозок, включая авиаперевозки, контейнерные перевозки, автоперевозки, что повлекло за собой разрыв всех логистических цепочек и невозможность доставки импортных товаров.
Производителями специальной обуви в одностороннем порядке изменены условия работы с дилерами в разных странах, в том числе и в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах ответчик по объективным причинам не смог выполнить взятые на себя обязательства по государственному контракту на согласованных условиях.
Об этом доведено истцу письмами исх. N 4 от 22.03.2022, исх. N 5 от 07.04.иИсх. N 6 от 26.04.2022, исх. N 7 от 26.05.2022.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отклоняются, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2022 по делу N А40-181578/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181578/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "КРАФТ"