г. Санкт-Петербург |
|
13 февраля 2023 г. |
Дело N А56-44852/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Пономарев Д.Н., удостоверение;
от заинтересованного лица: Савельева А.Е., по доверенности от 20.12.2012;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42801/2022) Федерального государственного учреждения по обеспечению исполнения функций уполномоченного Российской Федерации по Сайменскому каналу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2022 по делу N А56-44852/2022 (судья Боканова М.Ю.), принятое
по заявлению Федерального государственного учреждения по обеспечению исполнения функций уполномоченного Российской Федерации по Сайменскому каналу
к Управлению Федерального казначейства по Ленинградской области
о признании незаконным представления,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение по обеспечению исполнения функций уполномоченного Российской Федерации по Сайменскому каналу (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании представления Управления Федерального казначейства по Ленинградской области (далее - Управление, УФК про Ленинградской области) от 22.03.2022 N 45-09-05/18-1327.
Решением суда от 29.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в обоснование которой сослалось на не принятие во внимание отсутствие в штатном расписании должности водителя, транспортными средствами управляют сотрудники, определенные приказом руководителя. В нормативных документах, регламентирующих оформление путевых листов, не установлен запрет на указание двух фамилий в путевом листе. Идентифицировать, кто из сотрудников управлял транспортным средством, возможно по подписи и ее расшифровке на бланке путевого листа в графах приемки и сдачи транспортного средства. По пункту 2 оспариваемого представления считает, что выводы Управления не являются обоснованными, так как ни один нормативный документ, указанный в представлении, не содержит четкого указания каким образом вносить изменения в учетную политику учреждений. Кроме того в проверяемый период (2020 год) и до настоящего времени Учреждением изменения в Учетную политику вносятся только приказами об изменении Учетной политики, утвержденной приказом от 28.12.2018 N 42. Таким образом, положение п. 11 Стандарта нельзя считать нарушенным.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель управления просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, УФК про Ленинградской области на основании приказа от 19.11.2021 N 483, в период с 26.11.2021 по 23.12.2021 в отношении Учреждения проведена выездная ревизия финансово-хозяйственной деятельности.
Результаты указанной проверки отражены в Акте выездной проверки от 21.01.2022.
По итогам проверки Управлением вынесено представление от 22.03.2022 N 45-09-05/18-1327, в котором зафиксировано, что
в нарушение пункта 3, подпункта 2 пункта 7 и пункта 16 приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", пункта 10 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными бюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, пункта 2 приложения к Постановлению Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" Учреждением при заполнении путевых листов легковых автомобилей нарушены требования, предъявляемые к оформлению фактов хозяйственной жизни экономического субъекта первичными учетными документами на сумму 130 084,90 руб.,
в нарушение статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 11 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", пункта 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными бюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, Учреждением нарушены требования по оформлению учетной политики.
В соответствии с представлением от 22.03.2022 N 45-09-05/18-1327 Учреждению следует осуществить действия, направленные на возврат в доход федерального бюджета 130 084,90 руб. и принять меры по устранению причин и условий нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в срок до 01.09.2022 (пункт 1);
осуществить действия, направленные на принятие мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения устранению причин и условий нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в срок до 01.09.2022 (пункт 2).
Не согласившись с вынесенным представлением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого представления, в связи, с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе, контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, финансовый орган публично-правового образования, бюджету которого предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация) (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Следовательно, представление органами внутреннего государственного (муниципального) контроля выдается, в том числе при выявлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и заключенных во исполнение указанных договоров (соглашений) государственных (муниципальных) контрактов.
УФК по Ленинградской области при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет свои полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий в соответствии с Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092.
Согласно статье 9 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (пункт 14 статьи 2 Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ).
При эксплуатации автомобиля путевой лист является первичным учетным документом; на основании этого документа начисляется заработная плата водителю и списываются горюче-смазочные материалы.
Управление при проведении проверочного мероприятия установило, что при заполнении путевых листов легковых автомобилей нарушены требования, предъявляемые к оформлению путевых листов на сумму 130 084,90 рублей.
При проведении проверки установлены случаи принятия к учету путевых листов легкового автомобиля с указанием в строке "Водитель" двух фамилий на определенный период времени от пяти до семи календарных дней, при этом отметка медицинского работника, проводившего предрейсовый медицинский осмотр, в части отнесения их к каждому водителю транспортного средства, указана одни раз без даты и времени прохождения медицинского осмотра.
По актам о списании материальных запасов на основании путевых листов с указанием в строке "Водитель" двух фамилий списано автомобильного топлива всего на сумму 130 084,90 руб.; номера путевых листов: март 2020 N 0027, 0029, 0031; апрель 2020 N 0033, 0036, 0039; май 2020 N 0040, 0045, январь 2020 N 0002, 0005, 0007, 003, 0008; февраль 2020 N 0010, 0012, 0014, 0016, март 2020 N 0018, 0020, 0022, 0024, апрель 2020 N 0026, 0028, 0030, 0032, май 2020 N 0034, 0038, 0035, 0037, июнь 2020 N 0041, 0047, 0042, 0044, июль 2020 N 0048, 0053, 0051, 0052, авгусг 2020 N 0058, сентябрь 2020 N 0060, 0066, 0068, октябрь 2020 N 0075, 0070, 0071, ноябрь 2020 N 0078, 0080, 0079, 0083, декабрь 2020 N 0087, 0089, 0091, 0085, 0093).
Кроме того, в путевых листах в нарушение Правил не заполнены строки выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку; зафиксированы случаи оформления двух путевых листов на одного водителя на одну дату на разные транспортные средства.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 259-ФЗ обязательные реквизиты, и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - Приказ N 152).
Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях (пункт 9 Приказа N 152).
Согласно подпункту 4 пункта 6 Приказа сведения о транспортном средстве включают: дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя (пункт 13).
В соответствии с пунктом 15 Правил в случае оформления на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя транспортного средства дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки проставляются в путевом листе водителя транспортного средства, который первым выезжает с парковки, а дата, время и показания одометра при заезде транспортного средства на парковку - в путевом листе водителя транспортного средства, который последним заезжает на парковку.
Из положений Приказа Минтранса России от 11.09.2020 N 368 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2020 N 60678) следует, что путевой лист содержит следующие обязательные реквизиты:
- наименование и номер путевого листа;
- сведения о сроке действия путевого листа;
- сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
- сведения о транспортном средстве;
- сведения о водителе;
- сведения о перевозке.
В п. 5 Приказа содержаться сведения о водителе включают:
1) фамилию, имя, отчество (при наличии);
2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (если обязательность проведения послерейсового медицинского осмотра водителя предусмотрена законодательством Российской Федерации).
Таким образом, сама форма путевого листа (обязательные реквизиты путевого листа) требует внесение сведений о водителе и о прохождении предрейсового медицинского осмотра водителей.
Учреждение осуществляет эксплуатацию транспортных средств в своей деятельности, и применив к установленным обстоятельствам указанные положения Закона N 259-ФЗ, Приказа N 152 суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии у Управления законных оснований для выдачи оспариваемого представления в указанной части.
Кроме того, в оспариваемом представлении Управление пришло к выводу о нарушение Учреждением требований по оформлению учетной политики.
Управление указало, что во исполнение федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274 "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" в целях установления единого порядка организации бюджетного учета утверждена Учетная политика для целей бюджетного учета.
Учетная политика для целей бюджетного учета формируется главным бухгалтером субъекта учета или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета и утверждается руководителем.
Бюджетный учет ведет структурное подразделение - бухгалтерия, возглавляемая главным бухгалтером.
Ответственным за ведение бюджетного учета является главный бухгалтер. Бюджетный учет ведется в электронном виде с применением программных продуктов 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, редакция 1.0, 1С: Зарплата и кадры государственного учреждения, редакция 3.1.
В составе Учетной политики утверждены приложения: Положение о комиссии по поступлению и выбытию активов; состав инвентаризационной комиссии; состав комиссии по списанию бланков строгой отчетности; состав комиссии для проведения внезапной ревизии кассы; состав инвентаризационной комиссии по инвентаризации дебиторской задолженности; рабочий план счетов; перечень хозяйственного и производственного инвентаря, который включается в состав основных средств; положение о служебных командировках; порядок принятия обязательств; порядок проведения инвентаризации имущества финансовых активов и обязательств; номера журналов операций; перечень неунифицированных форм первичных документов; перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов; положение о внутреннем финансовом контроле; порядок расчета резервов по отпускам; порядок признания и отражения в учете и бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты; график документооборота и бухгалтерии на 2019 год; положение о представительских расходах.
В Учетной политике отражены: порядок отнесения объектов к основным средствам, порядок принятия к учету основных средств, порядок поступления основных средств, внутреннего перемещения основных средств, выбытия, передачи и списания основных средств, порядок проведения инвентаризации имущества. Имеется утвержденный график документооборота и другие приложения в соответствии с действующим законодательством.
Приказом Учреждения от 29.12.2018 N 42 "Об утверждении учетной политики для целей бюджетного учета" утверждена учетная политика с 01.01.2019 и отменена учетная политика, действующая в 2018 году (приказ от 27.12.2017 N37).
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" учетная политика должна применяться последовательно из года в год.
В соответствии с пунктом 11 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.
В соответствии с пунктом 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными бюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н организация и ведение бухгалтерского учета осуществляется субъектом учета (централизованной бухгалтерией) в соответствии с учетной политикой, сформированной в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов и настоящей Инструкцией.
Как правильно указал суд первой инстанции, Учреждение не опровергло тот факт, что учетная политика в нарушение указанных положений закона разрабатывалась неоднократно.
Учетную политику формируют один раз - при создании организации и применяют последовательно из года в год.
Поэтому доводы подателя жалобы о том, что учетная политика может приниматься из года в год, что данные понятия равнозначны, основаны на неверном толковании закона.
Учетная политика может быть дополнена или изменена в определенных законом случаях.
Дополнить учетную политику возможно, если появился новый вид деятельности, новый продукт, а изменить только в трех случаях: если в законодательстве изменились требования к бухгалтерскому учету; выбран новый способ ведения бухгалтерского учета; существенно изменились условия деятельности экономического субъекта (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402 ФЗ).
В нарушении ст. 65 АПК РФ учреждением не доказано, что имелись основания для дополнения или изменения учетной политики и в связи с чем учетная политика принималась неоднократно.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, правильно применены и истолкованы нормы материального права, подлежащие применению в данном споре и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, в связи, с чем обжалуемое решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета РФ на основании платежного поручения N 163452 от 02.12.2022.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2022 по делу N А56-44852/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному учреждению по обеспечению исполнения функций уполномоченного Российской Федерации по Сайменскому каналу из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины как излишне уплаченной.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-44852/2022
Истец: ФГУ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСПОЛНЕНИЯ ФУНКЦИЙ УПОЛНОМОЧЕННОГО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САЙМЕНСКОМУ КАНАЛУ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ