г. Вологда |
|
13 февраля 2023 г. |
Дело N А66-6882/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зреляковой Л.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 октября 2022 года по делу N А66-6882/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью УК "Домоуправление" (адрес: 172007, Тверская область, город Торжок, улица Мира, дом 48, квартира 41; ИНН 6915014867, ОГРН 1156915000032; далее - ООО УК "Домоуправление", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (адрес: 170100, Тверская область, Тверь, улица Советская, дом 33; ИНН 6950125150, ОГРН 1106952029315; далее - ТУ Росимущества в Тверской области, Управление), а при недостаточности у основного должника лимитов бюджетных обязательств с Федерального агентства по управлению государственным имуществом (адрес: 109012, город Москва, Никольский переулок, дом 9; ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994) за счет средств казны Российской Федерации 840 511 руб. 49 коп., в том числе 471 364 руб. 80 коп. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.07.2014 по 30.04.2022, 369 146 руб. 69 коп. пеней за период с 12.08.2014 по 31.03.2022 (с учетом уточнения иска).
Решением суда от 13 октября 2022 года исковые требования удовлетворены частично. Суд решил взыскать с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области в пользу ООО УК "Домоуправление" 249 326 руб. 09 коп., в том числе 194 458 руб. 80 коп. задолженности, 54 867 руб. 29 коп. пеней, а также 5876 руб. расходов по уплате государственной пошлины, а при недостаточности у основного должника лимитов бюджетных обязательств взыскать указанные суммы в пользу ООО УК "Домоуправление" с Федерального агентства по управлению государственным имуществом за счет казны Российской Федерации. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано. ООО УК "Домоуправление" из федерального бюджета возвращено 91 руб. государственной пошлины.
ТУ Росимущества в Тверской области с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что договор управления в адрес ответчика не направлялся. Законом прямо установлен запрет на нецелевое использование бюджетных средств. Обществом неверно определен размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, подлежащей применению при расчете пеней. Доказательства выставления в адрес ответчика платежных документов на оплату капитального ремонта не представлены.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Общество на основании лицензии от 06.05.2015 N 000100 осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами (МКД).
На основании протокола от 28.09.2015 N 5 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 16-Г по Калининскому шоссе в городе Торжке Тверской области между Обществом и собственниками помещений в указанном МКД заключен договор управления многоквартирным домом от 01.10.2015, по которому истец как управляющая компания обязался за ежемесячную плату оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД.
В указанном МКД находится нежилое помещение площадью 692,3 кв. м, представляющее собой защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для укрытия населения в особый период (подтверждено Журналом учета защитных сооружений гражданской обороны Тверской области, паспортом защитного сооружения гражданской обороны, инвентаризационной карточкой защитного сооружения).
Распоряжением Комитета по управлению имуществом МО город Торжок Тверской области от 11.07.2014 N 47/1 указанное помещение исключено из реестра муниципальной собственности, поскольку в силу пункта 2 раздела III приложения N 1 к постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Факт нахождения объекта в федеральной собственности подтвержден инвентаризационной карточкой защитного сооружения.
Протоколом от 04.06.2021 N 6 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 16-Г по Калининскому шоссе в городе Торжке Тверской области приняты решения: об изменении способа формирования фонда капитального ремонта со счета регионального оператора на специальный счет; о внесении взносов собственниками помещений в МКД на проведение капитального ремонта МКД на проведение капитального ремонта МКД в размере 7,60 руб., превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества МКД; о выборе владельца специального счета - Общества, уполномоченного на открытие специального счета и совершение финансовых операций по нему, на проведение претензионной и исковой работы; о выборе кредитной организации для открытия специального счета; о выборе уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет Общества.
Таким образом, полномочия по сбору средств на капитальный ремонт данного МКД, ранее осуществлявшиеся региональным оператором - Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области - перешли к Обществу.
В связи с неуплатой ответчиком взносов на капитальный ремонт с июля 2014 года, Общество неоднократно направляло в адрес ответчика претензии с требованием об их уплате, которые остались без удовлетворения.
Оставление претензионных требований без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, доля которых определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения предусмотрена также в части 1 статьи 158 ЖК РФ.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 153 ГК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании пункта 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счёт в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В соответствии с частью 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Частью 7 статьи 170 этого же Кодекса предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 названной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 данного Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Согласно частям 1 и 2 статьи 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Согласно изменениям в часть 1 статьи 181 ЖК РФ, внесенных Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ, собственники помещений в МКД, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Таким образом, согласно изменениям, внесенным в ЖК РФ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственника в силу закона.
На основании части 8.1 статьи 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций иинженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного названным Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Во исполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Тверской области принят и действует Закон Тверской области от 28.06.2013 N 43-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области" (далее - Закон N 43-ЗО), постановлением Правительства Тверской области от 24.02.2013 N 690-пп утверждена региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы (далее - Региональная программа).
В соответствии с пунктом 8.2 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Тарифы на оплату капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области утверждены постановлением Правительства Тверской области от 15.10.2013 N 490-пп "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 год", в редакции постановлений Правительства Тверской области N 374 от 29.07.2014, N 541 от 17.11.2015, N 273 от 19.08.2016.
В зависимости от типа МКД минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД на 1 кв. м общей площади помещения составляет 7,70 рублей на 1 кв. м (МКД, оснащенные лифтовым оборудованием), 5,60 рублей на 1 кв. м (МКД, не оснащенные лифтовым оборудованием и имеющие два и более видов благоустройств), 4,40 рублей на 1 кв. м (МКД неблагоустроенные, не оснащенные лифтовым оборудованием, с одним видом благоустройства либо двумя видами благоустройства, одним из которых является газоснабжение).
Исходя из названного размера платы, а также площади помещения, истцом произведен расчет задолженности Управления по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 01.07.2014 по 30.04.2022 в сумме 471 364 руб. 80 коп.
Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
На основании статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
Как верно определил суд, с учетом даты обращения истца в суд с иском (20.05.2022), а также с учетом 30-дневного срока на добровольное удовлетворение требований истца, срока уплаты взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов (10-е число месяца, следующего за расчетным) срок исковой давности за период до марта 2019 года включительно следует признать пропущенным.
Задолженность за период с апреля 2019 года по апрель 2022 года составляет 194 458 руб. 80 коп.
С расчетом суда апелляционная коллегия согласна.
Истцом также заявлено требование о взыскании 369 146 руб. 69 коп. неустойки, начисленной за период с 12.08.2014 по 31.03.2022.
Пунктом 1 статьи 329 ГК РФ установлено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
Проверив период просрочки и арифметическую часть требований, суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 ГК РФ с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.
В данном случае пени подлежат начислению на задолженность с неистекшим сроком исковой давности, возникшую с апреля 2019 года по апрель 2022 года. В части взыскания пеней за пределами срока исковой давности требования Общества правомерно оставлены без удовлетворения.
В статье 18 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что до 01.01.2021 Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени).
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 424), согласно пункту 3 которого положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право исполнителей коммунальных услуг на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 01.01.2021.
В пунктах 4 и 5 данного постановления установлено, что положения договоров управления многоквартирными домами, устанавливающие право лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение, не применяются до 01.01.2021.
Приостанавливаются до 01.01.2021 взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период.
Как следует из ответа на вопрос N 7 Обзора N 2, Постановлением N 424 приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период.
Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2020 до 01.01.2021, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 06.04.2020, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном законодательством и условиями договора, за весь период просрочки, исключая период действия моратория.
С учетом вышеизложенных норм права, пени за спорный период, исключая срок исковой давности и действие моратория, составили 54 867 руб. 29 коп.
С правовой аргументацией выводов суда первой инстанции апелляционная инстанция согласна.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений.
Оспаривая расчет пени, апеллянт контррасчет пени не представлял ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
Поскольку судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены верно, правых оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13 октября 2022 года по делу N А66-6882/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Л.В. Зрелякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-6882/2022
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ДОМОУПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В г.МОСКВА