город Воронеж |
|
13 февраля 2023 г. |
Дело N А14-13671/2022 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Афониной Н.П.,
без вызова сторон в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.10.2022 по делу N А14-13671/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к акционерному обществу "Вагонная ремонтная компания-2" (ОГРН 1117746294126, ИНН 7708737517) о взыскании 18 806 руб. убытков,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями к акционерному обществу "Вагонная ремонтная компания-2" (далее - АО "ВРК-2", ответчик) о взыскании 18 806 руб. убытков.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 24.10.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на незаконность и необоснованность обжалуемого решения, просил его отменить.
Суд приобщил к материалам дела поступивший от АО "ВРК-2" отзыв на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривалась в порядке упрощенного производства судьей единолично, без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (заказчик) и АО "ВРК-2" (подрядчик) заключен договор на ремонт колесных пар грузовых вагонов N 3746364 от 20.12.2019, согласно п.1.1. которого заказчик поручает и обязуется оплатить, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнять работы по ремонту колесных пар грузовых вагонов.
Подрядчиком должны быть выполнены следующие работы и связанные с ними услуги (п.1.2. договора):
- ремонт колесных пар грузовых вагонов;
- определение ремонтопригодности колесных пар грузовых вагонов ( в том числе входной контроль, дефектоскопия (неразрушающий контроль), измерение геометрических параметров) только на забракованные колесные пары грузовых вагонов, предоставляемые для проведения ремонта;
- исследование дефектных запасных частей;
- погрузка/выгрузка колесных пар при ввозе их для выполнения работ, а также при вывозе отремонтированных и неремонтопригодных колесных пар, а также узлов деталей и металлолома, образовавшихся в процессе ремонта колесных пар вагонов;
- хранение отремонтированных и неремонтопригодных колесных пар, а также узлов деталей и металлолома, образовавшихся в процессе ремонта колесных пар вагонов, на территории ремонтного предприятия подрядчика.
Согласно п.1.3. работы выполняются силами подрядчика в соответствии с требованиями следующих руководящих документов: Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), утвержденный Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 19 - 20 октября 2017 г. N 67) и иными действующими нормативными документами МПС России и внутренними документами заказчика (далее - Руководящие документы).
Согласно пункту 2.3 договора N 3746364 от 20.12.2019 окончательная цена настоящего договора определяется исходя из фактической потребности заказчика в работах, на основании подписанных получателем и подрядчиком актов о выполненных работах (оказанных услугах), составленных по форме Приложения N 11 к настоящему Договору (далее- акт формы N-ФПУ-26).
Пунктами 3.3-3.5.4 договора N 3746364 от 20.12.2019 сторонами согласован порядок сдачи-приемки работ и перечень документов, подтверждающий выполнение работ.
В период с 20.06.2020 по 21.07.2020 грузовые вагоны N 67693002 и N 55312730, принадлежащие ООО "Транспортные технологии", были отцеплены в текущий отцепочный ремонт эксплуатационным вагонным депо Казинка, по неисправности "тонкий гребень".
В рамках заключенного договора ответчиком были отремонтированы колесные пары N 0029-929577-10 и N 0029-728001-1996, что подтверждается актами выполненных работ N 1968 от 26.06.2020 и N 2587 от 28.07.2020.
Ссылаясь на то, что поскольку вопреки требованиям Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524)мм РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 (далее - Руководящий документ по ремонту колесных пар) вместо регламентированного текущего ремонта спорным колесным парам был произведен средний ремонт и ОАО "РЖД" было вынуждено оплатить безосновательно проведенные работы, истец обратился к ответчику с претензией от 08.04.2022.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими исковыми требованиями.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Исходя из правовой природы отношений, вытекающих из договора N 3746364 от 20.12.2019, к возникшему спору подлежат применению нормы Главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК РФ).
В соответствии со статьей 711 ГК РФ если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно пункту 5 статьи 709 ГК РФ если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы. Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.
Согласно п. 1.3. договора работы выполняются силами подрядчика в соответствии с требованиями следующих руководящих документов: Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), утвержденный Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 19 - 20 октября 2017 г. N 67) и иными действующими нормативными документами МПС России и внутренними документами заказчика (далее - Руководящие документы).
Согласно п. 1.4 Руководящего документа по ремонту колесных пар ремонт колесных пар, включая техническое диагностирование и ремонт буксовых узлов, производят на ремонтных предприятиях, имеющих соответствующее оборудование, оснастку, приспособления, инструменты и средства измерения, а также удостоверение установленной формы, которое выдается железнодорожной администрацией в соответствии с Положением об аттестации колесно-роликовых участков.
Неисправные (снятые с грузовых вагонов) колесные пары ОАО "РЖД" направляло в вагоноремонтные организации для определения причин возникновения их неисправностей с использованием поверенных средств измерения и проведения ремонта в рамках договора, заключенного между АО "ВРК-2" и ОАО "РЖД".
Процесс восстановления профиля поверхности катания колеса описан в разделе 19 Руководящего документа.
Восстановление профиля поверхности катания колеса может проводиться как при текущем ремонте колесных пар (п.12.4.1.2. РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 (п. 12.4.1.3. Руководящего документа), так и при среднем ремонте колесных пар (п. 12.5.2.4., п.12.5.1.8).
Условиями пункта 2.4 Руководящего документа "Руководство по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов", утвержденного МПС России 02.09.1997 N РД 32 ЦВ-056-97 (далее - Руководство РД 32 ЦВ-056-97)) предусмотрено, что при текущем отцепочном ремонте должны быть выявлены и устранены неисправности кузовов, рам вагонов, колесных пар, рам и надрессорных балок тележек, буксового узла, пружинно-фрикционного рессорного комплекта, тормозного оборудования, автосцепного устройства вне зависимости от причины поступления вагона в текущий отцепочный ремонт. Неисправности устранять в соответствии с требованиями настоящего Руководства и технологического процесса текущего отцепочного ремонта вагонов.
Из пункта 8 Руководства РД 32 ЦВ-056-97 следует, что при поступлении вагонов в текущий отцепочный ремонт у колесных пар осматривать средние части осей, места сопряжений ступиц колес с осью, диски и поверхности катания колес. Осмотр, дефектацию и замену колесных пар производить в соответствии с Инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар от 31.12.1977 N ЦВ/3429.
Согласно пункту 12 приложения N 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286 (далее - Правила N 286) каждая колесная пара должна удовлетворять требованиям, установленным конструкторской и эксплуатационной документации и настоящим Правилам и иметь на оси четко поставленные знаки о времени и месте формирования (капитального ремонта) и полного освидетельствования (среднего ремонта) колесной пары. Колесные пары должны подвергаться осмотру под железнодорожным подвижным составом, обыкновенному освидетельствованию (текущему ремонту), полному освидетельствованию (среднему ремонту).
Пунктом 14 приложения N 5 Правил N 286 предусмотрено, что не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности колесных пар, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, до их осмотра и признания годными для движения, за исключением случаев передислокации неисправных грузовых вагонов, отцепленных в пути следования в текущий ремонт, к ближайшему пункту текущего отцепочного ремонта или вагоноремонтному предприятию, с соблюдением мер, гарантирующих безопасность движения. Порядок передислокации таких вагонов определяется владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
В соответствии с пунктами 6, 7 Порядка оформления и передислокации неисправных грузовых вагонов, требующих проведения текущего отцепочного ремонта, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 25.05.2015 N 1327р, при выявлении на путях станции, в местах погрузки/выгрузки или в пути следования вагонов, требующих проведения текущего отцепочного ремонта, уполномоченные работники вагонного хозяйства переводят вагоны в нерабочий парк с оформлением уведомления на ремонт вагона формы ВУ-23ЭТД. Вагон подлежит ремонту на станции обнаружения технической неисправности, или, в случае невозможности его проведения на указанной станции, вагон должен быть отправлен для устранения неисправности на ближайшую станцию, на которой расположен участок текущего отцепочного ремонта.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2016 N 305-ЭС15-16906, отцепка вагонов по неисправности не зависит от волеизъявления ни собственника вагона, ни иного лица, а направлена на устранение выявленной неисправности с целью обеспечения безопасности движения вагонов.
С учетом вышеприведенного специального нормативного регулирования и сложившейся судебной практики, при проведении отцепочного ремонта колесных прав приоритет имеют специальные нормы, что обусловлено спецификой ремонтируемых объектов, задействованных в перевозках железнодорожным транспортом, и соответственно, повышенными требованиями безопасности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ).
Спорные колесные пары были отремонтированы в объеме среднего ремонта во исполнение требований 12.5.1.16.1 Руководящего документа по причине обнаружения соответствующих дефектов колесных пар.
В материалы дела истцом не представлено доказательств того, что при проведении спорных работ ответчик действовал с нарушением каких-либо технических правил.
Согласно пункту 2.3 договора N 3746364 от 20.12.2019 окончательная цена настоящего договора определяется исходя из фактической потребности заказчика в работах, на основании подписанных получателем и подрядчиком актов о выполненных работах (оказанных услугах), составленных по форме Приложения N 11 к настоящему договору (далее - акт формы N-ФПУ-26).
Согласно п. 4.1.1. договора исполнитель обязан производить ремонт колесных пар в соответствии с требованиями Руководящих документов, а также иных нормативных документов МПС России и внутренних документов Заказчика, регламентирующих порядок проведения ремонта колесных пар. Толщина гребня колесных пар после восстановления профиля поверхности катания колес обточкой должна быть не менее 30,0 мм., без восстановления профиля поверхности катания колес обточкой - не менее 28 мм.
При проведении среднего ремонта колесной паре устанавливать новые подшипники из расчета средней сменяемости подшипника не менее 0,8 на одной колесной паре, расчет фактической сменяемости производится Заказчиком ежемесячно на основании журнала монтажа букс с роликовыми подшипниками формы ВУ-90.
Ремонт колесных пар с толщиной обода менее 35 мм производится только по письменному указанию Получателя.
Пунктами 3.3-3.5.4 договора N 3746364 от 20.12.2019 сторонами согласован порядок сдачи-приемки работ и перечень документов, подтверждающий выполнение работ.
Все согласованные в договоре документы были направлены истцу посредством электронного документооборота. По всем спорным вагоном направленные истцу расчетно-дефектные ведомости и акты выполненных работ содержат сведения о том, что спорным колесным парам произведен средний ремонт.
Пунктом 3.5.2 договора N 3746364 от 20.12.2019 предусмотрена возможность направления мотивированного отказа от подписания копии акта формы N-ФПУ-26 в течение двух рабочих дней с даты получения от подрядчика, но не позднее 3-его числа месяца следующего за отчетным, которым истец не воспользовался. Напротив, со стороны истца все документы были согласованы и подписаны, а работа оплачена.
При этом, истцом не оспаривается сам факт проведения ремонта в объеме среднего ремонта, его качество или стоимость (п. 12, 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда"), истцом оспаривается его целесообразность.
С учетом положений пункта 2.3 договора оплата стоимости выполненного ремонта на основании подписанных документов подтверждает согласие истца с необходимостью проведенного объема выполненных работ и фактической потребности заказчика в проведенных работах.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, проанализировав условия договора, принимая во внимание содержание расчетно-дефектных ведомостей, актов о выполненных работах, установив, что ответчик, определив характер неисправности колесных пар, осуществил весь комплекс работ по контролю и выявлению неисправностей колесных пар вагонов и произвел ремонтные работы, указанные в расчетно-дефектных ведомостях, соответствующие выявленным дефектам, учитывая, что конечный результат выполненных подрядчиком работ должен соответствовать нормам безопасности, ввиду обязательности таких работ, отметив потребительскую ценность для заказчика результата работ и использование им результата работ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что истцом не доказана совокупность условий для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьи право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков, лицо, требующее их возмещения, должно доказать фактический состав (совокупность условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков (ст. 15 ГК РФ).
Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности, влечет отказ в удовлетворении исковых требований.
Сам по себе ремонт колесной пары в объеме среднего ремонта и выставление актов стоимостью среднего ремонта не является нарушением (противоправными действиями), влекущими возникновение у истца убытков.
В связи с изложенным, учитывая, что истцом не доказано наличие условий, необходимых для удовлетворения исковых требований о взыскании убытков в силу ст. ст. 15, 393 ГК РФ, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности правомерно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии со ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Таким днем является день составления актов выполненных работ, из которых ОАО "РЖД" узнало о проведении среднего ремонта колесным парам.
Поскольку истцом заявлено требование о взыскании убытков на основании ст. 15 ГК РФ, срок исковой давности по которому определяется ст. 196 ГК РФ и составляет три года, то срок исковой давности истцом не пропущен.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.10.2022 по делу N А14-13671/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-13671/2022
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: АО "Вагонная ремонтная компания - 2"