13 февраля 2023 г. |
Дело N А83-10877/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.02.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей Евдокимова И.В., Сикорской Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания: Кучиной А.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и индивидуального предпринимателя Темилова Февзи Фомаловича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.12.2022 по делу N А83-10877/2021 (судья Якимчук Н.Ю.)
по исковому заявлению Заместителя прокурора Республики Крым в интересах муниципального образования Черноморское сельское поселение Республики Крым в лице Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым
к Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, индивидуальному предпринимателю Темилову Февзи Фомаловичу,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца: Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым,
о признании недействительным договора, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Республики Крым (далее - прокурор) в интересах муниципального образования Черноморское сельское поселение Республики Крым в лице Черноморского сельского совета Черноморского Района Республики Крым обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского Района Республики Крым (далее - администрация) к индивидуальному предпринимателю Темилову Февзи Фомаловичу (далее - предприниматель, ИП Темилов Ф.Ф.), согласно которому просил суд признать договор от 17.04.2020 N 80 о предоставлении торгового места на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения, заключенный между Администрацией Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и индивидуальным предпринимателем Темиловым Февзи Фомаловичем, недействительным; применить последствия недействительной сделки путем возложения обязанности на предпринимателя освободить торговое место N 80, расположенное по адресу: Республика Крым, Черноморский район, пгт. Черноморское, ул. 60 лет Октября, в районе ТЦ "Мармелад" от торгового объекта путём его сноса (демонтажа).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01.12.2022 исковые требования удовлетворены в полном объёме, распределены судебные расходы.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация и предприниматель обратились с апелляционными жалобами, в которых просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований прокурора отказать в полном объёме.
Апелляционные жалобы мотивированы тем, что судом первой инстанции не установлены и не исследованы имеющие значение для дела обстоятельства. Так, по мнению апеллянтов, договор о предоставлении торговых мест является договором предоставляющим право на осуществление хозяйственной деятельности и к моменту рассмотрения дела судом он прекратился в силу окончания срока. Возможность оснащения торговых мест, выделенных для проведения ярмарки, павильонами - временными сооружениями для ведения хозяйственной деятельности, не противоречит оспариваемым договорам и Порядком проведения ярмарок. При этом в деле отсутствуют доказательства, что объект используемый предпринимателем является капитальным строением.
Определениями Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2023 и 25.01.2023 апелляционные жалобы приняты к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей иных лиц, участвующие в деле.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
17.04.2020 между Администрацией Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым (организатор) и ИП Темиловым Ф.Ф. (участник) заключен договор N 80 "О предоставлении торгового места на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения" (далее - Договор).
Согласно разделу 1 Договора организатор предоставляет участнику для участия в универсальной ярмарке торговое место N 112 в соответствии со схемой размещения торговых мест на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым.
В соответствии с п. 3.2 договора оплата по договору о предоставлении торгового места составляет 105 000 руб. в год, осуществляется по безналичному расчету платежным поручением путем перечисления участником ярмарки денежных средств на расчетный счет арендодателя.
Срок действия Договора установлен в разделе 5 Договора - до 31.12.2021. Торговое место предоставлено ИП Темилову Ф.Ф. в отсутствие расположенных на нем строений.
В соответствии с пунктом 1.2 Договора участник использует торговое место для осуществления следующего вида деятельности: реализация продовольственных товаров.
Прокуратурой Черноморского района проведена проверка соблюдения земельного законодательства при заключении администрацией с предпринимателем договора о предоставлении торгового места на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения, по результатам которой установлен факт предоставления земельного участка в аренду под видом права на размещение торгового места на универсальной ярмарке.
Проведенной проверкой с привлечением организатора ярмарки, а также специалистов муниципального земельного контроля администрации установлено, что ИП Темиловым Ф.Ф. на земельном участке, расположенном по адресу: Республика Крым, Черноморский район, пгт. Черноморское, ул. 60 лет Октября, в районе ТЦ "Мармелад", возведен торговый объект, имеющий признаки капитального строения.
Под указанными капитальными строениями расположен земельный участок ориентировочной площадью 50 кв. м, находящийся в муниципальной собственности, тогда как какого-либо разрешения на их размещение ИП Темилову Ф.Ф. администрация не давала.
Данные обстоятельства, по мнению прокурора, свидетельствует о предоставлении администрацией на длительный срок под видом права на размещение торгового места на универсальной ярмарки земельного участка в пользование отдельному субъекту предпринимательской деятельности, что приводит к ограничению конкуренции и не поступлению в бюджет муниципального образования платежей за фактическое использование земельных участков.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения заместителя прокурора Республики Крым в Арбитражный суд Республики Крым с данными исковыми требованиями.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, заслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 года N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" в силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований (пункт 1 статьи 52 АПК РФ)
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2011 года N 16402/10, требовать признания сделок недействительными, предоставлено прокурору в целях защиты публичной собственности и иных публичных интересов.
Обращаясь в Арбитражный суд Республики Крым с указанным исковым заявлением, прокурор выступает в защиту прав муниципального образования Черноморское сельское поселение Республики Крым в лице Черноморского сельского совета Республики Крым, наделенного в соответствии с уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности поселения.
Суд первой инстанции правомерно признал право прокурора по обращению в арбитражный суд с требованием о признании сделок недействительными, поскольку обращение с таким иском преследует цель защиты интересов публично-правового образования и общественных интересов, а также сопровождается соответствующим обоснованием того, какие публичные или общественные интересы являются нарушенными оспариваемыми сделками.
Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них регулируется Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381- ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 381-ФЗ ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
В силу части 6 статьи 11 Федерального закона N 381-ФЗ требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.
Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке (часть 2 статьи 11 Федерального закона N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона N 381-ФЗ места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 18.12.2014 N 532 утвержден Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них на территории Республики Крым.
В силу пункта 2 Порядка организации ярмарок и продажи товаров на них на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 18.12.2014 N 532, ярмарка - мероприятие, проводимое по решению исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым для розничной продажи товаров, организуемое в определенном месте (вне пределов розничных рынков) и на установленный срок с целью повышения доступности товаров для населения; в зависимости от товарной специализации ярмарки могут быть общей специализации (универсальные ярмарки) и специализированными: на универсальных ярмарках осуществляется реализация широкого круга товаров разных товарных групп. К ним относятся, в частности, еженедельные ярмарки.
Торговое место - место на ярмарке (в том числе павильон, киоск, палатка, тележка, автолавка, автофургон, лоток, корзина), отведенное участнику ярмарки для осуществления деятельности по продаже товаров.
Прокурорской проверкой установлено, что между администрацией и ИП Темиловым Ф.Ф. заключен договор о предоставлении торгового места на универсальной ярмарке на территории Черноморского сельского поселения N 80 от 17.04.2020.
В ходе проверок прокуратуры также установлено, что предпринимателем на земельном участке, расположенном по адресу: Республика Крым, Черноморский район, пгт. Черноморское, ул. 60 лет Октября, в районе ТЦ "Мармелад", возведен торговый объект, имеющий признаки капитального строения.
Довод апеллянтов о том, что торговый объект не является объектом недвижимости, для рассмотрения данного дела правового значения не имеет, соответствующие выводы суда первой инстанции в оспариваемом решении отсутствуют. При этом, какие-либо доказательства, указывающие на то, что спорный объект возводился, как объект недвижимости в материалах дела отсутствуют, а указание на признаки капитальности такими доказательства не являются.
Доказательства передачи организатором ярмарки предпринимателю на основании спорного договора торгового места - здания в материалах дела лицами, участвующими в деле, не представлены. При этом, администрацией предоставлен ИП Темилову Ф.Ф. исключительно земельный участок, без вспомогательных торговых сооружений.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что спорный торговый объект возведён предпринимателем, является обоснованным.
Апелляционный суд полагает, что системное толкование вышеуказанных норм, регулирующих правила организации ярмарок и продажи товаров на них, а также требования к организации продажи товаров на ярмарках, позволяют прийти к выводу о том, что оспариваемый договор не отвечает вышеизложенным требованиям, в связи с чем, он не является договором о предоставлении торгового места на универсальной ярмарке. Фактически организатор ярмарки предоставил ИП Темилову Ф.Ф. право разместить на земельном участке муниципальной собственности торговый объект, а предприниматель такой объект возвёл.
В силу пункта 1 статьи 166, статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду (прикрываемая сделка), с учётом её существа и содержания применяются относящиеся к ней правила.
Согласно указанной норме права, признаком притворности является отсутствие волеизъявления на её исполнение у обеих сторон, а также намерение сторон фактически прикрыть другую сделку.
В связи с притворностью, недействительной может быть признана лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки.
Намерения одного участника совершить притворную сделку для применения указанной нормы недостаточно.
По мнению судебной коллегии спорная сделка заключена сторонами с намерением прикрыть другую сделку по предоставлению земельного участка для размещения торгового объекта.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Апеллянтами не представлено доказательств наличия у предпринимателя оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ закреплено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно статье 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации; схема размещения нестационарных объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, которыми определено, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2), для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (пункт 4).
Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, определенной полномочным органом.
Согласно Постановления Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402 "Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым" размещение НТО (за исключением разносной торговли) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Крым или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемой, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, сохранения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения наиболее полного удовлетворения потребительского спроса (пункт 1 раздела II).
НТО размещаются на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании договора на размещение НТО, приложениями к которому являются эскиз фасада НТО в цвете в масштабе 1:50, а также схема размещения НТО с привязкой к местности в масштабе 1:500 (в случае установления обязанности ее предоставления органом местного самоуправления) (пункт 5 раздела II).
Согласно пункту 1 раздела V вышеуказанного Порядка с целью обеспечения прозрачности при предоставлении хозяйствующим субъектам права на установку НТО проводятся торги в виде конкурса или открытого аукциона на право размещения НТО.
Случаи предоставления места для размещения нестационарных торговых объектов без проведения конкурентных процедур и правила занятия новых мест размещения нестационарных торговых объектов приведены в разделе IV Порядка.
Из содержания пункта 2 раздела IV Порядка и обстоятельств настоящего дела усматривается, что основания предоставления предпринимателю места для размещения нестационарного торгового объекта без проведения конкурентных процедур отсутствуют.
Субъекты торговли, которым предоставлено право на размещение НТО без предоставления земельного участка или установления сервитута, обязаны вносить плату, определенную в договоре на размещение НТО. Размер платы в договоре на размещение НТО определяется по результатам Конкурса, начальная ставка которой определяется органами местного самоуправления по территориальному принципу с дифференциацией по типу торгового объекта и специализации в виде фиксированной суммы (пункты 2, 3 раздела VIII Порядка в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора).
По общему правилу, закрепленному в частях 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Суду не представлено доказательств наличия у ответчика права на предоставление ему места для размещения нестационарного торгового объекта без проведения конкурентных процедур.
В соответствии с положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 25) ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Например, ничтожно условие договора доверительного управления имуществом, устанавливающее, что по истечении срока договора переданное имущество переходит в собственность доверительного управляющего (пункт 74).
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (пункт 75).
Положения статьи 15 Федерального закона N 381-ФЗ, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" указывают на обязательность соблюдения конкурентных правил как на элемент защиты публичных интересов (неопределенного круга хозяйствующих субъектов и потребителей).
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права, а также разъяснений, приведенных в пунктах 73 - 75 Постановления Пленума N 25, апелляционный суд приходит к выводу о несоблюдении порядка заключения оспариваемого договора в связи с заключением его без торгов, и о наличии оснований для признания сделки недействительной в силу её ничтожности.
Под видом предоставления ответчику права на организацию и проведение ежедневной ярмарки на длительный срок, фактически осуществлялось пользование земельным участком для размещения торгового объекта субъектом предпринимательства, в данном случае ИП Темилову Ф.Ф., что привело к ограничению конкуренции.
С учётом изложенных выше обстоятельств, по мнению судебной коллегии, вывод суда первой инстанции о недействительности оспариваемого договора является верным.
Апелляционный суд отмечает, что истечение срока действия договора не влечет невозможность признания его недействительным, так как прекращение действия договора означает прекращение обязательств сторон в будущем, тогда как признание договора недействительной сделкой устанавливает отсутствие юридических и оснований для возникновения взаимных прав и обязанностей на момент совершения сделки.
При недействительности сделки, каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (статья 167 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 78 Постановления Пленума N 25 согласно абзацу первому пункта 3 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Согласно пункту 82 Постановления Пленума N 25 в случае недействительности договора, по которому полученное одной из сторон выражалось во временном возмездном пользовании индивидуально-определенной вещью, эта сторона возмещает стоимость такого пользования другой стороне, если оно не было оплачено ранее (пункт 2 статьи 167 ГК РФ). Переданная в пользование по такому договору вещь также подлежит возврату.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором исковые требования о применении последствий недействительности сделки путем возложения обязанности на ИП Темилова Ф.Ф. освободить торговое место N 80, расположенное по адресу: Республика Крым, Черноморский район, пгт. Черноморское, ул. 60 лет Октября, в районе ТЦ "Мармелад" от торгового объекта путём его сноса (демонтажа) являются обоснованными и подлежали удовлетворению.
С учётом изложенного, оспариваемое решение принято судом первой инстанции законно и обоснованно.
Предусмотренные статьей 270 АПК РФ основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.12.2022 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 АПК РФ подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.12.2022 по делу N А83-10877/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и индивидуального предпринимателя Темилова Февзи Фомаловича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ю.В. Колупаева |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-10877/2021
Истец: ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ЧЕРНОМОРСКИЙ СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ИП Темилов Февзи Фомалович
Третье лицо: Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Прокуратура Республики Крым