г. Челябинск |
|
13 февраля 2023 г. |
Дело N А47-14197/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поздняковой Е.А.,
судей Забутыриной Л.В., Румянцева А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Нурумовой К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего МУП ЖКХ "Тобольское" Беляевой Дарьи Саеновны на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.12.2022 по делу N А47-14197/2021 о частичном удовлетворении заявления об обязании Администрации муниципального образования Тобольский сельсовет Светлинского района Оренбургской области принять имущество и выплатить компенсацию.
Акционерное общество "Энергосбыт Плюс" (далее - АО "Энергосбыт Плюс") 11.11.2021 (по электронной почте) обратилось в суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Тобольское" (поселок Тобольский, район Светлинский, Оренбургская область, ИНН 5644020284, ОГРН 1115658007508).
В обоснование требований заявитель ссылался на наличие у должника кредиторской задолженности в размере 3 780 046 руб. 98 коп., в том числе, 3 400 452 руб. 18 коп. - основной долг, 63 130 руб. 28 коп. - неустойка, 93 268 руб. 52 коп. - государственная пошлина.
Определением суда от 17.11.2021 г. заявление АО "Энергосбыт Плюс" принято к производству, назначено судебное заседание.
Определением суда от 01.02.2022 г. (резолютивная часть объявлена 25.01.2022 г.) в отношении муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Тобольское" (поселок Тобольский, район Светлинский, Оренбургская область, ИНН 5644020284, ОГРН 1115658007508) введено наблюдение, временным управляющим утверждена Беляева Дарья Саеновна.
Решением суда от 26.05.2022 г. (резолютивная часть объявлена 19.05.2022 г.) муниципальное унитарное предприятие жилищно- коммунального хозяйства "Тобольское" (поселок Тобольский, район Светлинский, Оренбургская область, ИНН 5644020284, ОГРН 1115658007508) признано несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства сроком на шесть месяцев.
Конкурсным управляющим муниципального унитарного предприятия
жилищно-коммунального хозяйства "Тобольское" (поселок Тобольский, район Светлинский, Оренбургская область, ИНН 5644020284, ОГРН 1115658007508) утверждена Беляева Дарья Саеновна (ИНН 564679771002, адрес для направления корреспонденции: 460024, г. Оренбург, ул. Туркестанская, д. 5, оф. 417), являющаяся членом Ассоциации арбитражных управляющих "Евразия" (115191, г. Москва, ул. Городская, д.8, офис 38) с возложением на нее обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)".
Конкурсный управляющий Беляева Д.С. 12.08.2022 г. (согласно штампу экспедиции суда) обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просит:
1. Обязать Администрацию МО Тобольский сельсовет Светлинского района Оренбургской области принять по актам приема-передачи объекты согласно перечню, представленному в материалы дела.
2. Взыскать с Администрации МО Тобольский сельсовет Светлинского района Оренбургской области в пользу МУП ЖКХ "Тобольское" в качестве компенсации за уменьшение конкурсной массы денежные средства в размере 3 813 446 руб. 58 коп.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.12.2022 заявление конкурсного управляющего МУП ЖКХ "Тобольское" Беляевой Д.С. удовлетворено частично.
На Администрацию МО Тобольский сельсовет Светлинского района Оренбургской области возложена обязанность по принятию имущества согласно акту приема-передачи.
В пользу МУП ЖКХ "Тобольское" взыскана компенсация в размере 417 669 руб. 92 коп.
Не согласившись с вынесенным определением суда первой инстанции от 03.12.2022, конкурсный управляющий МУП ЖКХ "Тобольское" Беляева Д.С. (далее - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила определение отменить в части отказа в удовлетворении заявленного требования о взыскании компенсации за передачу жилищного фонда.
В обосновании доводов жалобы апеллянт указывает на то, что поскольку передача муниципальному образованию систем водоснабжения и водоотведения, жилищного фонда обусловлена публичными интересами по сохранению их целевого назначения и обеспечению надлежащего содержания, использования в интересах жизнедеятельности населенного пункта, а также продиктовано необходимостью соблюдения принципов разумности, соразмерности и обеспечения баланса интересов муниципального образования и кредиторов, размер компенсации за переданное имущество не может превышать его балансовой стоимости в размере 2 427 979,08 руб.
По мнению апеллянта, передача жилищного фонда в Администрацию должна быть произведена условиях компенсации в размере балансовой стоимости.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 07.02.2023.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассматривалось судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Судебный акт пересматривается в пределах доводов жалобы - в части отказа в удовлетворении заявленного требования о взыскании компенсации за передачу жилищного фонда в размере 2 010 309 руб. 16 коп. (пункт 5 статьи 268 АПК РФ).
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Исследовав обстоятельства дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
В соответствии с положениями статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В силу положений статей 294, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество должника - унитарного предприятия, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, находится в муниципальной собственности.
Согласно статье 131 Закона о банкротстве объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие должнику, включаются в конкурсную массу.
Отчуждение этих объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (пункт 4 статьи 132 Закона о банкротстве).
Подобное ограничение по использованию имущества обусловлено в первую очередь публичным интересом, связанным с необходимостью сохранения статуса объектов для удовлетворения общественных потребностей.
В силу пунктов 4.1 и 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве гарантией последующего сохранения такого статуса служит обязанность участников торгов заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 этой статьи. В связи с этим права и обязанности по договору купли-продажи названных объектов, заключенному по итогам торгов, - возникают после подписания данного соглашения.
Нарушение условий соглашения со стороны покупателя влечет расторжение договора купли-продажи и связанного с ним соглашения с возвратом объектов в собственность муниципального образования (абзац второй пункта 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве).
Так, в силу ограничений, установленных частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в отношении оборотоспособности объектов холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, данные объекты не подлежат включению в конкурсную массу и реализации в порядке пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве, а возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
В то же время возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов.
Согласно Закону о банкротстве основной целью процедуры банкротства является удовлетворение требований кредиторов, то есть смысл закона заключается в максимально возможном (и справедливом) погашении долгов перед кредиторами.
Как следствие, передача имущества из конкурсной массы и возврат его в муниципальную собственность, без компенсации за такой возврат, привел бы к необоснованному нарушению прав конкурсных кредиторов и основных принципов Закона о банкротстве.
Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П).
В соответствии с абз. 2 п.5 ст. 132 Закона о банкротстве жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.
Передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением (п.6 ст. 132 Закона о банкротстве).
Спорный жилищный фонд социального использования был передан должнику не в целях его использования для извлечения прибыли, при том, что иное не доказано, а, напротив, для его содержания, что предполагает несение должником соответствующих издержек.
Таким образом, учитывая, что Законом о банкротстве установлен особый порядок в отношении жилищного фонда социального использования, который подлежит передаче тому собственнику, в чьей собственности он находится, и эти помещения не могут включаться в состав конкурсной массы, а также реализации с целью погашения кредиторской задолженности должника, необходимо признать, что их передача муниципальному образованию, вопреки ошибочному мнению судов, должна осуществляться в прямом соответствии правилу пункта 6 статьи 132 Закона о банкротстве, то есть, без каких-либо дополнительных условий, ввиду чего правовые и фактические основания для удовлетворения требования конкурсного управляющего о взыскании компенсации за уменьшение конкурсной массы в размере 2 010 309 руб. 16 коп. у суда отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что само по себе не является основанием для признания определения необоснованным, в связи с чем, апелляционный суд полагает, что доводы жалобы направлены исключительно на переоценку выводов суда первой инстанции, основанных на надлежащим образом проверенных и оцененных судом обстоятельствах и доказательствах по делу, и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность определения первой инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены определения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы не имеется.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для его отмены в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.12.2022 по делу N А47-14197/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего МУП ЖКХ "Тобольское" Беляевой Дарьи Саеновны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Позднякова |
Судьи |
Л.В. Забутырина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-14197/2021
Должник: МУП жилищно-коммунального хозяйства "Тобольское"
Кредитор: АО "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС", Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система г.Медногорска
Третье лицо: ААУ "Евразия", Администрация Муницупального образования Тобольского сельсовета Светлинского района Оренбургской области, в/у Беляева Д.С., Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Светлинское районное отделение судебных приставов, УФНС по Оренбургской обл., УФРС, ФГБУ фил-л "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФНС России Межрайонная Инспекция N 14 по Оренбургской области, Ясненский районный суд
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11613/2023
24.05.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2324/2023
13.02.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-18312/2022
26.05.2022 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-14197/2021