г. Владимир |
|
10 февраля 2023 г. |
Дело N А11-4941/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2023.
Полный текст постановления изготовлен 10.02.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоцикл" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.12.2022 по делу N А11-4941/2022,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоцикл" (ИНН 0816034205, ОГРН 1160816054695) о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу от 22.04.2022 N 0101/211021/05369-23ю.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Водоцикл" - Кауц К.В. по доверенности от 14.07.2022 сроком действия 1 год;
Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу - Смирнов В.А. по доверенности от 28.12.2022 сроком действия до 31.12.2023; Раскельдиев М.И. по доверенности от 28.12.2022 сроком действия до 31.12.2023.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу (далее - Управление, административный орган) поступили письма Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее - Управление по Уральскому федеральному округу) от 14.10.2021 N у5-11159/04-10, N у5-11345/04-10, в которых сообщалось, что в ходе проверки общества с ограниченной ответственностью "ПАЛЬМИРА" (далее - ООО "ПАЛЬМИРА") выявлен факт оборота последним алкогольной продукции (пивных напитков) производства общества с ограниченной ответственностью "Водоцикл" (далее - Общество), не соответствующих требованиям ГОСТ Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия" (далее также - ГОСТ Р 55292-2012), а также противоречащих термину "пивной напиток", установленному разделом 3 ГОСТ Р 55292-2012, и определению понятия "пивной напиток", установленному Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Управление также получило информацию, что в ходе проведения административного расследования по делу N АН 12-2021/023-ЮЛ в отношении общества с ограниченной ответственностью "Параметр" (ИНН 6685099729) получено экспертное заключение экспертно-аналитического отдела (испытательной лаборатории) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 23.04.2021 N Эз12-10, согласно которому напитки пивные, произведенные Обществом, не соответствует требованиям ГОСТ Р 55292-2012 по физико-химическим показателям и по органолептическим показателям.
Установив наличие признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, Управление в отношении Общества возбудило дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, о чем вынесло определение от 21.10.2021 N 0101/211-21/05369.
В рамках указанного административного дела Управление осуществило выезд по месту осуществления деятельности Общества, а также отбор контрольных образцов для проведения экспертизы.
Управлением 25.10.2021 вынесены определения о назначении экспертизы готовой алкогольной продукции в экспертно-аналитическом отделе (исследовательской лаборатории) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу.
В Управление 22.03.2022 поступили результаты экспертиз готовой алкогольной продукции (доведены письмом от 22.03.2022 N уЗ-4405/04-10), производства Общества, согласно которым установлено, что в предоставленных на испытания образцах N 03664.520.1121 N 03665.520.1121 содержится 2-пропанол в количестве 16,5 мг/дм3 и 30,4 мг/дм3 соответственно.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), уполномоченное должностное лицо административного органа 08.04.2022 составило протокол об административном правонарушении N 0101/211021/05369-21ю.
По результатам рассмотрения материалов административного дела 22.04.2022 административным органом вынесено постановление N 0101/211021/05369-23ю о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 450 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления от 22.04.2022 N 0101/211021/05369-23ю.
Решением от 07.12.2022 Арбитражный суд Владимирской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что перечисленные судом первой инстанции в решении пивные напитки, находящиеся в обороте ООО "ПАЛЬМИРА", не имеют отношения к рассматриваемому делу и пивным напиткам, изъятым у Общества 25.10.2021.
Общество считает, что экспертное заключение от 25.01.2021 N 421 не относится к рассматриваемому делу и к пивным напиткам, изъятым у Общества 25.10.2021.
По мнению Общества, ссылка на заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" от 17.03.2021 N 66-20-18/09-03-873-2021 не может быть принята во внимание, поскольку данное письмо не является экспертным заключением или иным заключением компетентного эксперта, а является ответом на запрос и оно не является нормативным документом, поясняющим, как содержание 2-пропанол мог причинить вред здоровью.
Общество полагает необоснованной ссылку на административное расследование в отношении общества с ограниченной ответственностью "Параметр", где указано, что пивные напитки "Позитивити Дикая вишня со вкусом вишни", "Позитивити Лайм-Мята со вкусом лайма-мяты", "Позитивити лимон со вкусом лимона", "со вкусом белого винограда", "со вкусом вишни", "со вкусом грейпфрута", "со вкусом клюквы", "со вкусом лимона", "со вкусом малины", "со вкусом миндаля" не соответствуют по физико-химическим и органолептическим показателям.
Общество также считает неверной ссылку на письмо Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 12.10.2022 N 77-00-04/Ис-01-4801-2022, поскольку данное письмо не является экспертным заключением.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать.
Представители Управления в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Примечанием к указанной статье определено, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями для целей применения настоящей статьи понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Обязательность соответствия производимой и находящейся в обороте на территории Российской Федерации алкогольной продукции требованиям государственных стандартов до принятия соответствующих технических регламентов закреплена также в пункте 3 статьи 11, пункте 3 статьи 20, пункте 1 статьи 23 Федерального закона N 171-ФЗ.
В силу статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет, в том числе на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) под нормативными документами понимаются, в том числе технические регламенты и действующие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательные требования.
Статьей 3 Федерального закона N 29-ФЗ установлено, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Статьей 9 Федерального закона N 29-ФЗ предусмотрено, что требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона N 29-ФЗ, предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям 10 нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 29-ФЗ установлено, что показатели качества и безопасности новых пищевых продуктов, материалов и изделий, сроки их годности, требования к их упаковке, маркировке, информации о таких пищевых продуктах, материалах и изделиях, условиям изготовления и оборота таких пищевых продуктов, материалов и изделий, программам производственного контроля за их качеством и безопасностью, методикам испытаний, способам утилизации или уничтожения некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий должны быть включены в технические документы.
Согласно разделу 3 ГОСТ Р 55292-2012 он распространяется на напитки, изготавливаемые на основе пива, - пивные напитки.
В пункте 13.2 статьи 2 Федерального закона N 29-ФЗ определено, что напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки), - это алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7 процентов объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40 процентов объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 процентов массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта.
Разделом 5 ГОСТ Р 55292-2012 установлены характеристики органолептических и физико-химических показателей, которым должны соответствовать пивные напитки.
Физико-химические показатели, которым должны соответствовать пивные напитки, определены пунктом 5.1.3 ГОСТ Р 55292-2012.
Из материалов дела следует, что Общество по адресу места осуществления деятельности: Владимирская область, Сабинский район, г. Лакинск, проспект Ленина, д. 75, этаж 2, комната 12, Владимирская область, г. Владимир, ул. Ноябрьская, (мкр. Юрьевен) д. 145, осуществило производство и оборот (поставки) готовой алкогольной продукции, а именно: напиток пивной фильтрованный пастеризованный "Позитивити Лимон со вкусом лимона" крепость 4,5% 0,45 л. стекло и напиток пивной нефильтрованный осветленный пастеризованный "Позитивити Лайм-Мята со вкусом лайм-мяты" крепость 4,5% 0,45л стекло, дата розлива 15.09.2021, с содержанием 2-пропанол в количестве 16,5 мг/дм3 и 30,4 мг/дм3 соответственно, содержание которого не допускается в пивных напитках (шифры проб отобранной продукции N 03664.520.1121 и N 03665.520.1121).
Данное обстоятельство подтверждается сведениями ЕГАИС, протоколом изъятия проб и образцов от 25.10.2021 0101/251021/05369-5ю, протоколом изъятия проб и образцов от 25.10.2021 0101/251021/05369-7ю, протоколом испытаний от 15.02.2022 N 03664.520.1121, протоколом испытаний от 15.02.2022 N 03665.520.1121, экспертным заключением от 04.03.2022 N 457, экспертным заключением от 04.03.2022 N 458, протоколом об административном правонарушении от 08.04.2022 N 0101/251021/05369.
Таким образом, произведенная Обществом вышеуказанная алкогольная продукция не соответствует требованиям Федерального закона N 171-ФЗ, ГОСТ Р 55292-2012.
В подтверждение того, что наличие в пивных напитках 2-пропанол создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, Управлением представлено заключение Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" от 17.03.2021 N 66-20-18/09-03-873-2021, письмо Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 12.10.2022 N 77-00-04/Ис-01-4801-2022, письмо Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" от 07.10.2022 N 4-12/359.
При таких обстоятельствах факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден с учетом даты розлива напитков (15.09.2021) и хранением на складах в целях реализации этой продукции на момент проверки.
Штраф назначен Обществу в пределах санкции, предусмотренной в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Смягчающих ответственность Общества обстоятельств судом апелляционной инстанции по материалам дела не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств.
Допущенное нарушение влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Ссылки на материалы ранее проведенных проверочных мероприятий в отношении продукции, произведенной Обществом, в оспоренном постановлении изложены в качестве повода к возбуждению дела об административном правонарушении, а не доказательств по вмененному деянию.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.12.2022 по делу N А11-4941/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоцикл" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-4941/2022
Истец: ООО "ВОДОЦИКЛ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ