г. Ессентуки |
|
13 февраля 2023 г. |
Дело N А63-3813/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.02.2023.
Полный текст постановления изготовлен 13.02.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Казаковой Г.В. и Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Акаевой У.В., при участии в судебном заседании представителя истца - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (г. Ставрополь, ОГРН 1022601934630, ИНН 2635040105) - Гермаш А.Н. (доверенность N 250-ю от 29.12.2021), представителя ответчика - государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орленок" (пос. Подкумок, ОГРН 1022600964099, ИНН 2624013935) - Носковой Н.В. (по доверенности N 1 от 10.10.2022), в отсутствии представителя - третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" (г. Ставрополь, ОГРН 1022601958610, ИНН 2635060510), рассмотрев в судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело N А63-3813/2022,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - истец, предприятие, ГУП СК "Ставрополькрайводоканал") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению социального обслуживания "Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орленок" (далее - ответчик, учреждение, ГБУСО "КРЦ "Орленок") о взыскании 799 355 руб. 07 коп. задолженности по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Решением суда от 15.08.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован обоснованностью заявленных исковых требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, при проведении отбора проб сточных вод не учтен факт нахождения на территории ГБУСО "Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орленок" котельной, осуществляющей подогрев холодной воды и находящейся в ведении государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" (далее - ГУП СК "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс"). Право оперативного управления за учреждения вышеуказанного имущества прекращено 13.04.2015. При подогреве воды в котельной ГУП СК "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" оказывается воздействие на принимаемую холодную воду, что непосредственно влияет на состав и качество образующихся сточных вод. Отбор проб производился в канализационном колодце, содержащем стоки, относящиеся не только к деятельности учреждения, но и к ГУП СК "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс". При этом счет на оплату выставлен только в отношении ГБУСО "Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орленок".
Определением от 20.10.2022 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дел судом первой инстанции.
В соответствии с частью 6 статьи 268 АПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 названного Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Судом установлено, что имущество, находящееся по адресу: Предгорный район, п. Подкумок, ул. Железнодорожная, д. 63, находится в оперативном управлении учреждения и ГУП СК "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс".
Котельная, бойлерная, тепловые сети, находящиеся по адресу: Предгорный район, п. Подкумок, ул. Железнодорожная, д. 63 переданы ГУП СК "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 06.03.2015 N 221 "О передаче имущества на баланс государственному унитарному предприятию Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс".
Право оперативного управления за учреждением вышеуказанного имущества прекращено 13.04.2015.
Следовательно, в колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод, расположенный по адресу: Предгорный район, п. Подкумок, ул. Железнодорожная, д. 63 сбрасываются сточные воды учреждения и ГУП СК "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс".
Таким образом, судебная коллегия апелляционного суда пришла к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.08.2022 затрагивает права и законные интересы лица, не привлеченного к участию в дело, ГУП СК "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс", что в силу части 6.1 статьи 268 АПК РФ является основанием для рассмотрения дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением от 20.10.2022 апелляционный суд привлек к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУП СК "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс".
Определениями апелляционного суда от 01.12.2022 и 26.12.2022 рассмотрение дела откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ.
От третьего лица поступил отзыв на исковое заявление, в котором просило вынести решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 28.2022 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 АПК РФ и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования; представитель учреждения исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя третьего лица, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в порядке статей 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что 22.01.2021 между предприятием (далее - организация ВКХ) и учреждением (далее - абонент) заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N ПР544 (далее - контракт), по условиям которого организация ВКХ подает абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду в здание ГБУСО "Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орленок", пос. Подкумок, ул. Железнодорожная, дом 63, принимает сточные воды абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдает режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованных систем водоотведения, оплачивает водоотведение и принятую холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду установленного качества в сроки и порядке, которые определены настоящим контрактом, соблюдает в соответствии с настоящим контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивает безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно пункту 28 контракта, контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525.
Сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении N 8 к контракту. Подпунктом "е" пункта 14 контракта установлена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Письмами от 05.04.2021 N 37-04/4608, 26.08.2021 N 37-04/640, истец уведомил учреждение о том, что на предприятии ответчика 08.04.2021, 30.08.2021 будет осуществляться отбор проб сточных вод в контрольных канализационных колодцах.
В указанные даты истец произвел отбор проб на объекте ответчика по адресу: пос. Подкумок, ул. Железнодорожная, дом 63, о чём составлены акты N N 7010, 7331.
Испытательным центром лабораторного контроля ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" проведено исследование сточных вод, отводимых абонентом, о чём составлены протоколы исследования воды N N 00000328, 00000816.
В ходе исследования истцом выявлены отклонения от нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Письмами от 19.04.2021 N 37-04/5233, от 03.09.2021 N 37-04/711 предприятие передало учреждению выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод абонента, отражающие результаты проведенных исследований контрольных проб сточных вод, отобранных 08.04.2021, 30.08.2021.
С учетом проведенных исследований истцом рассчитана плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, размер которой составил 799 355 руб. 07 коп.
03.12.2021 истцом в адрес ответчика направлена претензия N 37-01/2786 с требованием об оплате долга за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Меры досудебного урегулирования спора не привели к его разрешению, в связи с чем, предприятие обратилось в арбитражный суд.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в пункте 118 Правил N 644.
В силу пункта 113 Правил N 644 значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
Обязанность по указанной выше компенсации расходов наступает у абонента в силу пункта 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным, в том числе, пунктами 113 и 114 названных Правил.
В пункте 120 Правил N 644 содержится формула определения размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для случая, когда по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пунктом 113 Правил N 644.
Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:
- по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) Правил N 644, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
- по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил N 644, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
В соответствии с пунктами 123, 123 (1) Правил N 644 плата за негативно воздействие на работу централизованной системы водоотведения рассчитывается исходя из объема сточных воды абонента, а также фактической концентрации веществ в сточных водах, определенных по результатам анализов контрольного отбора проб, тарифа на водоотведение.
Контроль состава и свойств сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение (подпункта в пункта 5 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 (далее - Правила N 728), пункта 36 Правил N 644) и предполагает участие обеих сторон при проведении отбора проб (пункт 12 Правил N 728) с составлением акта отбора проб (пункт 22 Правил N 728).
08.04.2021, 30.08.2021 истец произвел отбор проб на объекте ответчика по адресу: пос. Подкумок, ул. Железнодорожная, дом 63, о чём составлены акты N 7010, N 7331.
Указанные акты подписаны представителями сторон без замечаний.
В результате проведения анализа контрольной пробы зафиксированы отклонения от нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Истцом произведен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123 Правил N 644 по формуле: П = (Макс(Ki1) + Сумм(Ki2) + Макс(Ki3) + Сумм (Ki4) + Kiрн + KiT + Кiлос + Кiжиры + Kiпхб + Макс(Кi5)) x T x Qпр, размер которой составил 799 355 руб. 07 коп.
Расчет проверен судом, признан правильным и обоснованным. Арифметическая правильность расчета не опровергнута.
Доводы ответчика о том, что отбор проб производился в канализационном колодце, содержащем стоки, относящиеся не только к деятельности учреждения, но и к ГУП СК "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс", рассмотрены судебной коллегией и отклонены на основании следующего.
Согласно акту о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, являющегося приложением N 1 к контракту N ПР544 от 22.01.2021 следует, что котельная является объектом абонента; сведений о том, что объект - котельная является субабонентом ответчика из представленной схемы не следует.
Таким образом, при подписании государственного контракта ответчик согласовал границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности без замечаний, не указал на наличие совместной ответственности за эксплуатацию канализационных сетей с другой организацией.
ГУП СК "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" не является абонентом ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в отношении водоснабжения и водоотведения указанного выше объекта "Котельная".
Пунктом 52 контракта N ПР544 от 22.01.2021, на абонента возложена обязанность представлять организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения о лицах, объекты которых подключены к водопроводным и (или) канализационным сетям, принадлежащим абоненту.
Согласно пункту 53 контракта, сведения об иных абонентах, объекты которых подключены к водопроводным и (или) канализационным сетям, принадлежащим абоненту, представляются в письменном виде с указанием наименования лиц, срока подключения, места и схемы подключения, разрешаемого отбора объема холодной воды и режима подачи воды, наличия узла учета воды и сточных вод, мест отбора проб воды и сточных вод. Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе запросить у абонента иные необходимые сведения и документы.
В силу пункта 56 контракта, организация водопроводно-канализационного хозяйства не несет ответственности за нарушения условий настоящего контракта, допущенные в отношении лиц, объекты которых подключены к водопроводным сетям абонента и которые не имеют контракта холодного водоснабжения и (или) единого контракта холодного водоснабжения и водоотведения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Пунктом 57 контракта предусмотрено, что абонент в полном объеме несет ответственность за нарушения условий настоящего контракта, произошедшие по вине лиц, объекты которых подключены к канализационным сетям абонента и которые не имеют контракта водоотведения и (или) единого контракта холодного водоснабжения и водоотведения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно статье 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. При этом, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В связи с вышеизложенным, уведомления о предстоящих отборах проб правомерно направлены ГБУСО "Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орлёнок", с которым заключён контракт холодного водоснабжения и водоотведения на объекты, расположенные по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Подкумок, ул. Железнодорожная, 63.
Кроме того, из положений пунктов 25, 27 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" следует, что при несогласии с содержанием акта отбора проб сточных вод и (или) акта обнаружения запрещенного сброса представитель абонента обязан подписать соответствующий акт с указанием в нем своих возражений или особого мнения. Акт отбора проб сточных вод и (или) акт обнаружения запрещенного сброса в случае отказа представителя абонента от его подписания подписывается представителем организации, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался".
Один экземпляр акта отбора проб сточных вод и (или) акта обнаружения запрещенного сброса остается у организации, осуществляющей водоотведение, второй - передается представителю абонента на месте после его составления. В случае отсутствия представителя абонента при осуществлении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод направление абоненту акта отбора проб сточных вод и (или) акта обнаружения запрещенного сброса осуществляется в соответствии с пунктом 51 настоящих Правил.
Данные нормы предусматривают императивную обязанность лиц, несогласных с процедурой отбора проб, представить свои замечания к акту отбора проб, и направлены на исключение возможных будущих разногласий и спорных ситуаций.
Из материалов дела следует, что отборы проб производились работниками истца в присутствии представителя ответчика, акты отбора проб имеют необходимые реквизиты и подписаны соответствующими лицами. Заявлений о фальсификации спорных актов в порядке статьи 161 АПК РФ от ответчика не поступало.
Основания для вывода о несоответствии процедуры исследования проб при лабораторном исследовании, отсутствуют; иное не доказано.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия предприятия по отбору проб соответствовали действующему законодательству, а исковые требования правомерно заявлены к ГБУСО "Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орлёнок".
Учитывая изложенное и принимая во внимание наличие предусмотренных законом безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.08.2022 по делу N А63-3813/2022 подлежит отмене, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.08.2022 по делу N А63-3813/2022 отменить, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Исковые требования государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" удовлетворить.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орленок" (пос. Подкумок, ОГРН 1022600964099, ИНН 2624013935) в пользу государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (г. Ставрополь, ОГРН 1022601934630, ИНН 2635040105) 799 355 руб. 07 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.04.2021 по 31.10.2021, 18 987 руб. государственной пошлины по иску.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-3813/2022
Истец: ГУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВРОПОЛЬКРАЙВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ "КРАЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ "ОРЛЕНОК"
Третье лицо: ГУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС"