г. Санкт-Петербург |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А56-65639/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Шумов Д.А. по доверенности;
от ответчика: Кушнир Е.Е. по доверенности;
от 3-го лица: Самойлова Д.Д. по доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42658/2022) ИП Климова С.Е. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2022 г. по делу N А56-65639/2022, принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Климова Сергея Евгеньевича
к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
3-е лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре
об оспаривании отказа в выдаче разрешения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Климов Сергей Евгеньевич (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Климов С.Е.) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании отказа Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее - Комитет, ответчик) в выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге от 30.03.2022 г. N 186552.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по градостроительству и архитектуре (далее - КГА).
Решением суда от 22.11.2022 г. в удовлетворении заявления Предпринимателю отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Предпринимателем подана апелляционная жалоба. По мнению подателя жалобы, всем существенным доводам Предпринимателя судом первой инстанции надлежащая оценка не дана. По мнению Предпринимателя, у суда первой инстанции не имелось предусмотренных статьей 51 АПК РФ оснований для привлечения КГА к участию в деле в качестве третьего лица, поскольку услуга по выдаче разрешений на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге оказывается Комитетом по печати, следовательно, решение суда по настоящему делу не может повлиять на права и обязанности КГА по отношению к сторонам спора. Поскольку привлечение КГА к участию в деле в качестве третьего лица является незаконным, то отзыв КГА и приложенные к нему документы не могут приниматься во внимание при рассмотрении настоящего спора. При этом Комитетом по печати в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не доказано как несоответствие спорной конструкции требованиям законодательства, так и наличие фактических оснований для отказа в выдаче разрешения на установку (перемещение) спорного объекта для размещения информации. Необоснованные ссылки, по мнению Предпринимателя, в оспариваемом отказе на абзац 4 пункт 7 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 г. N 1002, пункты 1.1.1, 1.2.1, 1.2.2.1, 1.2.3 Приложения N6 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 г. N 40; пункт 2.3.5.8.3 Приложения N3 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 г. N961. Также податель жалобы указывает на то, что в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 г. N 1002, выдача разрешения на установку объекта для размещения информации не зависит от соответствия или несоответствия здания проекту, согласованному КГА, от наличия в здании встроено-пристроенных или иных нежилых помещений, равно как и от вида разрешенного использования земельного участка. Кроме того, право заявителя на размещение спорной вывески установлено пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
В судебном заседании представитель Предпринимателя жалобу поддержал; представители ответчика и третьего лица выразили несогласие с доводами жалобы, КГА в материалы дела представлен письменный отзыв.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ИП Климов С.Е. обратился в Комитет по печати с заявлением на получение разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге - настенной вывески "Аптека для бережливых Оптика" по адресу: г. Санкт-Петербург, муниципальный округ Автово, ул. Васи Алексеева, д. 4, стр. 3.
Комитет по печати принял решение об отказе в выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге от 30.03.2022 г. N 186552 по заявлению Предпринимателя, указав в качестве причины на отказ в согласовании КГА.
Не согласившись с вынесенным отказом, Предприниматель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенного отказа, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы Предпринимателя в силу следующего.
В соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 N 1002 (далее - Положение N 1002), разрешения на установку или перемещение объектов для размещения информации выдаются Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.
В силу пункта 6 Положения N 1002 в целях принятия решения о выдаче разрешения или отказе в выдаче разрешения Комитет в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения заявления, направляет информационные материалы и документы, перечисленные в пунктах 4.3 и 4.4 настоящего Положения, с приложением копии заявления для согласования установки или перемещения объекта для размещения информации, в том числе в Комитет по градостроительству и архитектуре.
Согласно пункту 7 Положения N 1002 исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, указанные в пункте 6 настоящего Положения, в срок, не превышающий 11 рабочих дней начиная с даты получения запроса от Комитета, рассматривают в пределах своей компетенции представленные информационные материалы и осуществляют согласование или представляют письменный мотивированный отказ в согласовании.
Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга отказывают в согласовании в случае, если установка или перемещение объекта для размещения информации не соответствует требованиям действующего законодательства (абзац 3 пункта 7 Положения N 1002).
Комитет по градостроительству и архитектуре отказывает в согласовании, в том числе в случае, если из представленных информационных материалов следует, что установка объекта для размещения информации не соответствует требованиям к наружной информации, установленным Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, и нарушает архитектурный облик Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик здания, сооружения (абзац 5 пункта 7 Положения N 1002).
В силу пункта 8 Положения N 1002 Комитет отказывает в выдаче разрешения в случаях, если установка или перемещение объекта для размещения информации не соответствует требованиям действующего законодательства и(или) имеется мотивированный отказ в согласовании хотя бы одного исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга.
Судом первой инстанции установлено, что основанием для принятия Комитетом по печати решения об отказе в выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге от 30.03.2022 г. N 186552 послужил отказ КГА в согласовании спорной вывески.
При этом, как следует из отказа КГА, основанием к отказу в согласовании послужили следующие обстоятельства:
- необходимо предоставление информации о расположении помещений заявителя в здании;
- в настоящее время здание введено в эксплуатацию как объект спорта, размещение промтоварных магазинов не предусмотрено проектной документацией; после получения документации на ТЦ повторно направить Проект в КГА; уровень размещения вывески необходимо привести в соответствие Схеме комплексного размещения, рассмотренной КГА; нарушение пунктов 1.1.1; 1.2.1, 1.2.2.1, 1.2.3 Приложения N 6 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 г. N 40; пункта 2.3.5.8.3 Приложения N 3 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961;
- нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, пункт 7 (абзац 4) Положения N 1002.
Согласно пункту 2.1 Положения о Комитете по градостроительству и архитектуре, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1679, одной из основных задач КГА является формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга.
В силу абзаца 3 пункта 7 Положения N 1002 (нумерация абзацев с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2020 г. N 855) исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга отказывают в согласовании в случае, если установка или перемещение объекта для размещения информации не соответствует требованиям действующего законодательства.
Письменный отказ исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в согласовании должен быть мотивированным (содержать указание на конкретные положения нормативного правового акта, нормы которого будут нарушены в случае установки или перемещения объекта для размещения информации) (абзац 4 пункта 7 Положения N 1002).
В силу абзаца 5 пункта 7 Положения N 1002 Комитет по градостроительству и архитектуре отказывает в согласовании, в том числе в случае, если из представленных информационных материалов следует, что установка объекта для размещения информации не соответствует требованиям к наружной информации, установленным Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, и нарушает архитектурный облик Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик здания, сооружения.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 23.12.2015 г. N 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" правила благоустройства содержат перечень мероприятий по проектированию благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий, а требования к внешнему виду и размещению элементов благоустройства устанавливаются эстетическими регламентами объектов благоустройства и элементов благоустройства.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 г. N 961 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга (далее - Правила N 961), которые разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 23.12.2015 г. N 891- 180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге".
Наружная информация (объекты для размещения информации), к которым в том числе относятся вывески, в соответствии с Приложением N 2 к Правилам N 961 являются элементами благоустройства.
Согласно пункту 1.3 Приложения N 3 к Правилам N 961 при размещении и содержании элементов благоустройства, включая замену, ремонт, эксплуатацию, не допускается изменение их размещения, внешнего вида, цвета и иных параметров, установленных проектом благоустройства.
В соответствии с пунктом 2.3.5 Приложения N 3 к Правилам N 961 разработка проектных решений элементов благоустройства не должна нарушать архитектурный облик Санкт-Петербурга, эстетическое состояние территории Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик зданий, сооружений (в случае проектирования для фасадов), требования законодательства в области градостроительной деятельности.
В силу пункта 1.2.2.1 Приложения N 6 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 г. N 40 внешний вид вывесок должен соответствовать архитектурно-градостроительному облику здания, сооружения, иным элементам благоустройства, размещенным на фасаде здания, сооружения.
Согласно пункту 1.2.1 приложения N 6 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017. N 40 внешний вид вывесок, указателей, меню состоит из следующих характеристик: объемно-пространственное решение: количество элементов, их габариты; композиционно-графическое решение, в том числе: цветовое решение, стилистическое решение, шрифтовая композиция; конструктивное решение: несущая конструкция, информационное поле, способ крепления к фасаду, устройство подсветки и электрооборудования.
В соответствии с пунктом 1.2.5 приложения N 6 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 г. N 40 стилистическое решение вывесок, указателей, меню и выбор гарнитуры шрифта выполняются с учетом фасадных решений и композиционных приемов здания, сооружения.
При размещении информации на фасадах зданий торговых комплексов приоритетным является место размещения информации в границах занимаемых помещений.
Пунктом 2.3.5.8.3 Приложения N 3 к Правилам N 961 определено, что при разработке проектных решений наружной информации следует соблюдать упорядоченность таких объектов для размещения информации в пределах фасада здания, сооружения.
При этом под упорядоченностью следует понимать характеристику, обозначающую степень взаимной согласованности элементов, их расположение относительно друг друга и общее количество на фасаде здания с учетом архитектурно-градостроительного облика фасада здания.
Как установлено судом, на объект капитального строительства по указанному адресу размещение магазина/кафе предусмотрено на отметке -3,750 и +0,000, тогда как заявитель просил согласовать спорный объект вне места размещения арендуемого объекта (аптеки).
Более того, согласно эскизному проекту, представленному Предпринимателем на согласование в Комитет по печати, вывеска крепится к крыше торгового комплекса (л.д. 73,74) и в большей степени, по мнению суда апелляционной инстанции, отвечает признакам и понятию рекламы, приведенным в пункте 1 статьи 3 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", так как такое размещение вывески, вне места фактического осуществления деятельности, способствует привлечению неопределенного круга лиц к объекту рекламирования.
Поскольку установка объекта для размещения информации не соответствовала требованиям к наружной информации, установленным Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, и нарушала архитектурный облик Санкт-Петербурга, КГА обоснованно сослалось при выдаче отказа на нарушения пунктов 1.1.1, 1.2.1, 1.2.2.1, 1.2.3 Приложения N 6 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 N 40; пункта 2.3.5.8.3 Приложения N 3 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 и пункт 7 Положения N 1002, запросив при этом у Предпринимателя информацию о расположении помещения в здании, и с приведением уровня размещения вывески в соответствие со схемой комплексного размещения информационных конструкций на фасаде здания по обращению ООО "Фитнес стратегия" письмом от 01.11.2021 г. N 01-21-9-36123/21, рассмотренному КГА.
Таким образом, у КГА имелись правовые основания для выдачи оспариваемого отказа.
Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами КГА, указанными в отказе, о том, что здание введено в эксплуатацию как объект спорта и размещение промтоварных магазинов не предусмотрено проектной документацией.
В соответствии со сведениями государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Автоматизированная информационная система управления градостроительной деятельностью" (далее - АИС "УГД") на нежилое здание рассмотрена и согласована проектная документация как на объект спорта.
Согласно выданному Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга разрешению от 06.08.2019 г. N 78-005-0165-2019 объект капитального строительства введен в эксплуатацию как объект спорта, встроенно-пристроенные помещения в котором не предусмотрены.
В соответствии с Приложением N 2 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 г. N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - ПЗЗ) земельный участок, на котором находится здание, расположен в территориальной зоне ТД1-1, подзона ТД1-1_1.
Пунктом 2.9.2 Приложения N 7 к ПЗЗ к основным видам разрешенного использования участков в данной территориальной зоне отнесены, в том числе объекты торговли (код 4.2), объекты спорта (коды 5.1.1-5.1.5).
Согласно пункту 3.1.5 Приложения N 1 к ПЗЗ вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства считается измененным со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о таком виде разрешенного использования в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, в соответствии с представленной выпиской из ЕГРН назначение и наименование здания по адресу: Санкт-Петербург ул. Васи Алексеева д. 4 стр.1 отражено как нежилое здание, торгово-развлекательный комплекс "Форум" (л.д. 94).
В соответствии с представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН на земельный участок, вид разрешенного использования земельного участка под зданием определен как объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)) (л.д. 95).
Поскольку в настоящее время здание используется в соответствии с видом разрешенного использования (объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры)), у КГА отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче разрешения со ссылкой на нарушения Градостроительного законодательства.
Между тем, поскольку заявление Предпринимателя по согласованию размещения спорной вывески не соответствовало требованиям к наружной информации, установленным Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, и нарушала архитектурный облик Санкт-Петербурга, следует признать правомерным отказ КГА в согласовании размещения спорной вывески по заявлению Предпринимателя.
В силу пункта 8 Положения N 1002 Комитет отказывает в выдаче разрешения в случаях, если имеется мотивированный отказ в согласовании хотя бы одного исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга.
Таким образом, при получении от КГА мотивированного отказа в согласовании спорной вывески Комитет по печати правомерно на основании пункта 8 Положения N 1002 принял решение об отказе в выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге от 30.03.2022 г. N 186552.
Некорректное указание в отказе Комитета по печати от 30.03.2022 г. N 186552 реквизитов нормативных правовых актов, на которые указывает заявитель в апелляционной жалобе, не является основанием для признания незаконным отказа, поскольку из его содержания представляется возможным с очевидностью установить причины отказа в согласовании размещения спорной вывески.
Доводы подателя жалобы о том, что право заявителя на размещение спорной вывески установлено пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) также отклоняются судом апелляционной инстанции.
Пункт 1 статьи 9 Закона N 2300-1 содержит исчерпывающий перечень информации, которую изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителей посредством вывески: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.
В данном случае объект для размещения информации ("Аптека для бережливых Оптика") с учетом его содержания, размеров и места размещения (согласно эскизному проекту вывеска крепится к крыше торгового комплекса, л.д. 73,74) не может быть отнесен к вывеске, обязательной для размещения, не содержит информации, обязательной к размещению в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 2300-1 (наименование, место нахождения Предпринимателя).
Как уже было указано выше, в соответствии с пунктом 1.2.5 приложения N 6 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 г. N 40 стилистическое решение вывесок, указателей, меню и выбор гарнитуры шрифта выполняются с учетом фасадных решений и композиционных приемов здания, сооружения. При размещении информации на фасадах зданий торговых комплексов приоритетным является место размещения информации в границах занимаемых помещений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не установил предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания недействительным оспариваемого Предпринимателем отказа Комитета по печати от 30.03.2022 г. N 186552 в выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге.
Ссылки подателя жалобы на отсутствие предусмотренных статьей 51 АПК РФ оснований для привлечения КГА к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В рассматриваемом случае оспариваемый отказ Комитета по печати от 30.03.2022 г. N 186552 обусловлен именно отказом в согласовании КГА размещения спорной вывески.
Таким образом, при оценке правомерности оспариваемого отказа Комитета по печати от 30.03.2022 г. N 186552 судом дается оценка, в том числе обоснованности и законности отказа КГА в согласовании размещения спорной вывески.
Учитывая данные обстоятельства, выводы суда по настоящему делу относительно наличия или отсутствия у КГА оснований для отказа в согласовании спорной вывески затрагивают права и обязанности КГА по отношению к сторонам спора (в том числе к Комитету по печати), в связи с чем КГА правомерно в соответствии со статьей 51 АПК РФ привлечен судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Предпринимателя и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы подлежат оставлению на подателе жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 ноября 2022 года по делу N А56-65639/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Климова Сергея Евгеньевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-65639/2022
Истец: ИП Климов Сергей Евгеньевич
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ПЕЧАТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Третье лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре